СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Виды пиломатериалов". 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с видами получения древесных пиломатериалов, изучают правила безопасности при строгании и пилении, выполняют практическую работу «Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды пиломатериалов". 5 класс»
















Открытый урок по теме:


Виды пиломатериалов.

Получение пиломатериалов.

Способы распиливания бревен.


5 класс



















Тема урока: «Виды пиломатериалов»

Раздел: «Материалы из древесины».


Цели урока:

1. Образовательные цели:

1.1. Создать условия для ознакомления учеников с процессом получения материалов из древесины (лесоматериалов, пиломатериалов, шпона, фанеры, древесных плит)

1.2. Способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы.

1.3.Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе с пиломатериалами.

2. Развивающие цели:

2.1. Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.

2.2. Способствовать расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем (пилением).

3. Коррекционные цели:

3.1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы).

3.2. Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук).

3.3 .Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

4. Воспитательные цели:

4.1. Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности.

4.2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской.

5. Профориентационные цели:

5.1. Продолжить ознакомление с профессиями столяра и плотника.

5.2. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

- столярная мастерская,

- столярные верстаки,

- -линейки,

-карандаши,

-заготовки,

- образцы пиломатериалов.

- ноутбук,

- мультимедийный проектор.

2. Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- - учебно-технологическая документация:

  • технологические карты

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся:

  • карточки-задания,

  • тесты,

  • мультимедийный диск с интерактивным плакатом «Материалы из древесины»

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;

  2. формирование, закрепление, применение ЗУН;

  3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

  4. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.


Словарная работа: брус (двукантный, трехкантный, четырёхкантный), бруски, доски, шпон(лущильный станок), фанера, ДВП ДСП.

Тип урока: комбинированный


Литература для учителя:

  1. Программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.

  2. Технология: учебник для 6 кл. вариант для мальчиков. Под ред. Журавлева Б.А

  3. И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М., Просвещение, 1995.



Ход урока:

  1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся темы и плана урока.


2. Актуализация знаний учащихся.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

2.1. Беседа по вопросам:

  • Где применяется древесина?

  • Назвать основные части дерев?

  • Как определить возраст дерева?

  • Что называют текстурой древесины?

2.2 Работа с кроссвордом.

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

  1. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

  2. Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)

  3. Основание верстака - это (подверстачье)

  4. Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

  5. Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

  6. Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

  7. Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клин)





1








З



3






А



П






Г



О






О



Д


4





Т

2


В


И


5


6



О


Т


Е


Н


С


З


7


В


Е


Р


С


Т


А


К


К


Х


С


Т


О


Ж


Л


И


Н


Т


Р


Л


И


И



О


А


У


Я


М


Н



Л


Ч


М


Р





О


Ь


Е






Г


Е


Н






И



Т






Я






2.3 Подведение итогов работы с кроссвордом

3. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Презентация «Виды пиломатериалов»


Учитель. Пиломатериал получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами. Кто из вас знаком с принципом работы лесопильных рам?

Учитель демонстрирует виды пиломатериалов {см. Приложения, рис. 9): При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (см. рис.): брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли.

Лесопильная рама - это машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступающее движение.


Пиломатериалы:а – брус четырёхкантный; б – брус двухкантный; в – бруски; г – доски обрезные; д – доски необрезные; е - пластина; ж - четвертина; з – горбыль ( 1 – пласть; 2 - кромка; 3 - торец; 4 – ребро).

Брус — пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным, а если с четырех сторон, то четырехкантным.

Бруски — пиломатериалы, имеющие толщину 50—100 мм и ширину не более двойной толщины, т. е. 100—200 мм.

Доски — это пиломатериалы толщиной 13—100 мм и шириной 80—250 мм, т. е. больше двойной толщины.

Пластины получают при продольном распиливании бревна пополам, а четвертины — на четыре части.

Доска отличается от бруска тем, что ее ширина более чем в 2 раза превышает толщину.

Горбылем, или обаполом, называют выпиленную боковую часть бревна

Обапол — боковые части бревна, срезанные при продольной распиловке.

Дощечки и планки — это тонкие и короткие пиломатериалы прямоугольного сечения, а рейки — плоские бруски и тонкие узкие доски.

Способы получения

Пиломатериалы можно получить из бревна, распиливая его, на брусья и доски, переворачивая и меняя расстояния между пилами. Несколько вариантов распиловки показаны ниже.



Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала:


Пластью называют широкую плоскость пиломатериала, а кромкой — узкую плоскость.

Ребром является линия пересечения этих двух плоскостей.

Торец — поперечная (торцовая) плоскость пиломатериала.



Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.

1) Фанеру получают путем наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.

«Шпон» в переводе с немецкого — «щепка» (стружка)

Шпон. Он известен с давних времен, а механический способ получения (на станке) шпона был изобретен в начале XVI века. В настоящее время в деревообработке широко применяют лущеный и строганый шпоны.

Лущеный шпон — это однослойные листы древесины, полученные путем лущения на станках древесины березы, ольхи, клена, бука, сосны, ели, лиственницы.

Лущеный шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна, предварительно пропаренного в горячей воде, длиной около 2,0 м (см. рис.). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярным друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру толщиной от 2 до 20 мм.



Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру толщиной от 2 до 20 мм.



Шпон используется для облицовывания изделий из древесины и изготовления клееной фанеры, клееных и гнуто-клееных изделий, а также из фанеры делают мебель, спортивный инвентарь и другие изделия.



Размеры шпона при влажности 8±2% должны иметь длину 800—2500 мм (с градацией 100 мм), ширину 150—2500 мм и толщину 0,35—4,0 мм.Строганый шпон представляет собой тонкие листы, получаемые путем строгания брусьев из древесины пород с красивой текстурой (дуб, бук, орех, клен, ясень, красное дерево) на шпоно-строгальных станках.

Строганый шпон

При строгании бревно неподвижно, а нож движется вперед и назад и слой за слоем срезает древесину (строганый шпон).

В зависимости от текстуры древесины строганый шпон делят на тангентальный, радиальный, полурадиальный и тангентально-торцовый. Строганый шпон может иметь длину свыше 300 мм с градацией 100 мм и толщину 0,4—1,0 мм. Ширина шпона в зависимости от сорта и текстуры древесины должна быть не менее 60 мм. Влажность шпона колеблется в пределах 8 + 2% Листы шпона укладывают в пачки в порядке выхода листов при строгании древесины.Строганый шпон используется для облицовки изделий из древесины и древесных полуфабрикатов при изготовлении мебели. Из него можно набирать различные геометрические и другие орнаменты.

Шпон получают несколькими способами: строганием, лущением или пилением

Строганый шпон используют для облицовки мебели, лущеный — для изготовления многослойной фанеры.

Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.

Шпоном можно покрывать не только ровные поверхности, но и сложной изогнутой формы. Для покрытия шпоном таких поверхностей чаще всего используют специальные "постели", которые накрывают листы шпона или в которые выкладывают его, прижимая струбцинами или прессом.



Клееная фанера. Ее получают склеиванием трех и более листов лущеного шпона. Соединенные листы располагают так, чтобы направление волокон в них было взаимно перпендикулярным. Порода фанеры определяется породой древесины, из которой изготовлены ее наружные слои. Размеры листов фанеры следующие: длина (ширина) 1220—2440 мм, ширина (длина) 725— 1525 мм, толщина 1,5—18 мм.

Фанера отличается от других листовых материалов сравнительной одинаковостью физико-механических свойств благодаря перекрестному направлению волокон древесины в смежных слоях, меньшим короблением и растрескиванием в различных условиях применения. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. В домостроении ее используют для облицовки щитовых дверей и панелей, изготовления чердачных перекрытий и др.; в вагоно- и судостроении ее применяют в качестве лицевой отделки; в мебельном производстве из фанеры изготовляют задние стенки шкафов, книжных полок, стульев, столешниц и других изделий.Фанеру делают в основном из древесины березы.

Основными свойствами фанеры являются:

- прочнее древесины;

- не рассыпается;

- на растрескивается;

- хорошо гнется;

- хорошо обрабатывается.

Область применения фанеры очень широкая:

- в строительстве;

- при изготовлении мебели;

- в машиностроении;

- в авиастроении.

Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.

2) Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определенной технологии их получения.

Древесностружечные плиты (ДСП) получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для производства древесностружечных плит используют в основном древесные отходы и даже кору.По технологии изготовления различают плиты плоского прессования (с расположением древесных частиц параллельно пласти); непрерывного прессования (с расположением древесных частиц перпендикулярно пласти. В зависимости от конструкции ДСП делят на одно-, трех- и многослойные. Плиты выпускают необлицованными (нешлифованными и шлифованными), облицованными лущеным или строганым шпоном, бумагой. Кроме того, облицованные плиты могут быть отделанными и неотделанными (с лакокрасочным покрытием или без). ДСП имеют следующие размеры: длина 2400—5500 мм, ширина 1220—2440 мм, толщина 10—26 мм.Плиты плоского прессования применяют для изготовления мебели и ответственных деталей в строительстве, а плиты непрерывного прессования — для производства неответственных строительных деталей.Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. Из них изготавливают мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.

Основные свойства ДСП:

- почти не коробятся;

- хорошо обрабатываются.

Область применения ДСП обширна:

- изготовление мебели;

- монтаж перегородок, стен, полов и др.

Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.

3) Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы.

Древесноволокнистые плиты (ДВП). Это листовой материал, изготовленный из древесных волокон, спрессованных в однородный материал под действием большого давления и высокой температуры. По прочности при изгибе плиты делят на сверхтвердые, твердые, полутвердые и мягкие. Длина плит находится в пределах 1200—6100 мм, ширина 1000—2140 мм, а толщина 10— 25 мм.ДВП применяют наравне с фанерой при изготовлении столярно-мебельных и столярно-строительных изделий, для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.Они имеют приятный серый или коричневый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера.




Недостатком фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит является то, что они боятся сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.



Выделяют следующие основные свойства ДВП:

- приятный серый цвет;

- ровная гладкая поверхность;

- хорошо гнется.

Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей и др.


  1. Правила техники безопасности при строгании и пилении .


1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2. Работать только исправным инструментом.

3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5. Инструменты для строгания и пиления класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

6 Убирать опилки только щеткой.




5. Самостоятельная работа учащихся (20 мин)

«Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом»



Изготовление ручки для киянки.

Последовательность

выполнения работы

Изображение

Инструмент

1.

Выбрать брусок

квадратного сечения.

Линейка,

ножовка

2.

Разметить заготовку на

восьмигранник.

Линейка,

карандаш

3.

Сострогать рёбра до

получения восьмигранника.

Верстак,

рубанок

4.

Сострогать рёбра до

получения

шестнадцатигранника.

Верстак,

рубанок

5.

Зачистить деталь

шлифовальной бумагой.

Шлифовальная

бумага




Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.


6. Домашнее задание.

1. Изучить записи в тетради. 2. Выучить новые термины и определения


  1. Уборка рабочих мест.


  1. Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали нового?

  • Чему смогли научиться?

  • Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома?

  • Как вы оцениваете работу на уроке

а) свою,

б) класса в целом,

в) учителя.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!