Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II"»
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В методической литературе модульное обучение (МО) характеризуется как «группа технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся». Главным достоинством данной технологии является обучение школьников самостоятельной работе с информацией, её интерпретации и преобразованию в другие виды источников. Учитель выступает на таких уроках как консультант, координатор действий, стимулирующий активность учащихся. Материал урока структурируется в «технологической карте», где прописываются этапы работы учащихся на уроке, пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью оценки уровня усвоения материала.
Работа учащихся в рамках данной технологии осуществляется по следующему плану:
постановка целей;
получение учащимися банка информации (текст, таблицы, карты);
методическое руководство учителя по достижению поставленных целей;
осуществление самоконтроля учащихся;
обмен информацией, подведение итогов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ТЕМА УРОКА
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
(Технологическая карта урока для 7 класса)
Разработчик
Залуцкая Г.Я.,
учитель истории
Симферополь
2018
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
Технологическая карта урока для 7 класса
Тема урока, план урока | Внешняя политика в период правления Екатерины II Основные направления и задачи внешней политики Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг Разделы Польши (Речи Посполитой) Борьба с революционной Францией |
Форма урока | Урок групповой работы с элементами лабораторной деятельности |
Литература | Данилов А. А., Косулина Л.Г., История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2014 |
Умения учащихся, развиваемые на уроке | Выработка навыков анализа и систематизации исторического материала, представленного в различных видах источников (текст, карта) Обучение самостоятельности в процессе формулировки выводов, подготовки сообщений по теме и представления результатов своей работы Развитие умения слушать сообщения одноклассников и выделять главное Развитие коммуникабельности и групповой сплоченности |
Планируемые результаты изучения темы | В процессе работы с учебным материалом учащиеся должны овладеть следующими знаниями: 1) Называть основные направления и задачи внешней политики в период правления Екатерины II; 2) определять события, которые способствовали решению задач на этих направлениях; 3) характеризовать территориальные изменения России во время правления Екатерины II |
Домашнее задание | Соответствующий параграф учебника, вопросы и задания после параграфа |
Ход урока
(Перед началом работы класс делится на группы.
Общее задание для всех групп – определить основные направления и задачи внешней политики в период правления ЕкатериныII.
Работа с учебником, картой «Российская империя в 1762 – 1801 гг.». Результаты работы необходимо оформить в тетради.
Для продолжения работы группы выбирают одно из направлений внешней политики, получают задание и отрабатывают его в течение урока.)
Содержание учебного материала и заданий для групп | Руководство деятельностью |
Группа А Цель:определить основные действия и их результаты на восточном направлении Задания 1Назовите причины начала русско – турецкой войны 1768 – 1774 гг 2 Охарактеризуйте основные военные действия на суше и море. 3 Назовите итоги и условия мира русско – турецкой войны 1768 – 1774 гг. Контроль: лист 1 Подготовьте сообщение для класса по выбранному направлению | Работа с учебником, картой. Составьте в тетради таблицу Причины войны | Дата | Событие | Главно- коман дующий | Итоги | | | | | | Выполните задание на листе и сдайте на проверку. |
Группа Б Цель:определить основные действия и их результаты на восточном направлении Задания 1Назовите причины начала русско – турецкой войны 1787 – 1791 гг 2 Охарактеризуйте основные военные действия. 3 Назовите итоги русско – турецкой войны 1787 – 1791 гг. Контроль: лист 2 Подготовьте сообщение для класса по выбранному направлению | Работа с учебником, картой. Составьте в тетради таблицу Причины войны | Дата | Событие | Главно- коман дующий | Итоги | | | | | | Выполните задание на листе и сдайте на проверку. |
Группа В Цель:определить роль России в разделах Речи Посполитой Задания 1Назовите причины участия России в разделах Польши (Речи Посполитой) 2 Какое влияние оказали эти разделы на развитие украинских и белорусских земель? 3 Назовите итоги этого исторического события для России Контроль: лист 3 Подготовьте сообщение для класса по выбранному направлению | Работа с учебником, картой. Составьте в тетради таблицу Разделы | Дата | Россия | Пруссия | Австрия | | | | | | Выполните задание на листе и сдайте на проверку. |
Группа Г Цель: определить роль России в борьбе против революционной Франции Задания 1Назовите причины борьбы Екатерины II против Французской революции 2 Охарактеризуйте роль России в формировании антифранцузской коалиции Контроль: лист 4 Подготовьте сообщение для класса по выбранному направлению | Работа с учебником Выпишите в тетрадь причины борьбы России против Французской революции Выполните задание на листе и сдайте на проверку. |
(В заключительной части урока учащиеся знакомят одноклассников с результатами своей работы в группах. Учитель подводит итоги урока, проверяет контрольные листы и оценивает работу учеников).
Листы контроля
Лист 1
Наступления русских войск на турецкие укрепления в устье Дуная
Похода крымского хана на южные районы Украины и опустошения их
Военных действий Турции против России на Кавказе
Похода русских войск на Балканы
А.В. Суворов 3) Г.А. Спиридов
П.А. Румянцев 4) П.С. Салтыков
Летом 1770 г у рек Ларга и Кагул произошли сражения, где русские войска одержали победу над турецкими. Кто из русских командиров заявил тогда, что «слава и достоинство наше не тенрпит, чтобы сносить присутствие неприятеля, стоящего в виду нас, не наступая на него»?
П.А. Румянцев 3) Г.А. Потемкин
А.В. Суворов 4) Н.И. Панин
Территории между Бугом и Днепром, включая морское побережье
Крепости в Крыму – Керчь и Еникале и земли до Кубани
Крымское ханство объявлялось независимым от Турции и Россия получала право частичного контроля в вассальных турецких княжествах – Молдова и Валахии
Верно все указанное
Лист 2
Поводом к русско –турецкой войне 1787- 1791 гг послужил ультиматум Турции, которая потребовала:
Возвращения ей Крыма
Признание Грузии вассальным от Турции государством
Досмотра всех русских судов, проходящих через черноморские проливы
Верно все указанное
Командующий гарнизоном крепости Кинбурн
Командир одной из колонн при штурме Измаила
Руководитель штурма Очакова
Герой сражения на реке Рымник
При Петре I, когда были построены корабли на верфях Ворнежа
Накануне русско-турецкой войны 1768-1774 гг
В 1770г, когда российский флот был переправлен из Балтийского моря на Черное
Накануне русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг.
Турция вернула крепость Кинбурн и земли между Бугом и Днестром
Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром, Крым также был признан владение российской империи
Все Черноморское побережье от устья Днестра до Крыма оказалось в пределах России
Верно 2) и 3)
Лист 3
Польша долго находилась в зависимости от России
В составе Польши находились обширные территории, населённые украинцами и белорусами
На польские земли никто из соседних стран не претендовал
Русская императрица и польский король были родственниками
Прекратились религиозные гонения на украинцев и белорусов
Был сделан большой шаг к воссоединению восточнославянских народов
Россия обрела значительный участок побережья Балтийского моря и важную водную магистраль – Западную Двину
Верно все указанное
Участник Французской революции
Руководитель восстания в Польше
Атаман Запорожской Сечи
Руководитель украинского повстанческого движения
I раздел Польши | В результате раздела Польша прекратила своё существование |
II раздел Польши | Россия получала Восточную Белоруссию и Ливонию; Австрия – Западную Украину; Пруссия – польские земли, примыкающие к Балтийскому морю |
III раздел Польши | В разделе не участвовала Австрия; к Польше отошло Балтийское побережье; Россия получила Правобережную Украину и Белоруссию |
Лист 4
Интерес и отклик среди образованной части общества
Возмущение Екатерины II
Небольшое восстание на окраинах империи
Верно 1) и 2)
Приняло участие в борьбе с республиканской Францией
Образовало союз монархов Европы для подавления Французской революции
Стало готовить 60тысячную армию для похода против Франции
Верно всё указанное
Противодействия придворных кругов
Проволочек, чинимых генералитетом русской армии
Смерти Екатерины II
Верно всё указанное
Появились тысячи французских эмигрантов – сторонников старого режима
Усилились гонения на прессу, печатавшую информацию о событиях во Франции
Преследовалась продажа запрещенных цензурой изданий
Верно всё указанное