СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 9 классе

Тема: Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование понятия о воде как растворителе, видах растворов и классификации веществ по их способности растворяться в воде.

Задачи:

Предметные: познакомить с растворением как физико-химическим процессом, сформировать понятие растворов и взвесей, установить зависимость растворение веществ в воде от температуры и давления, сформировать понятия о насыщенных и ненасыщенных растворах.

Метапредметные: развитие способности к систематизации информации, работы с учебником, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Личностные: формирование умений управлять своей познавательной деятельностью, развитие интереса к химии и экспериментальных навыков.

Технология и методы работы: технология системно-деятельного подхода, проблемного обучения, технология разноуровневой дифференциации; словесный, наглядный, практический.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: таблица растворимости, наборы химической посуды и химических реактивов для опытов, учебник.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы"»

Урок химии в 9 классе

Тема: Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.


Тип урока: изучение нового материала.


Цель: формирование понятия о воде как растворителе, видах растворов и классификации веществ по их способности растворяться в воде.

Задачи:

Предметные: познакомить с растворением как физико-химическим процессом, сформировать понятие растворов и взвесей, установить зависимость растворение веществ в воде от температуры и давления, сформировать понятия о насыщенных и ненасыщенных растворах.

Метапредметные: развитие способности к систематизации информации, работы с учебником, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Личностные: формирование умений управлять своей познавательной деятельностью, развитие интереса к химии и экспериментальных навыков.

Технология и методы работы: технология системно-деятельного подхода, проблемного обучения, технология разноуровневой дифференциации; словесный, наглядный, практический.

Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: таблица растворимости, наборы химической посуды и химических реактивов для опытов, учебник.


Ход работы


  1. Организационный момент.


Учитель приветствует учеников, определяет их готовность к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация.


Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Слово учителя. Растворы играют важную роль в жизни человека, в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода. Как вы думаете почему? Приведите примеры.


  1. Определение темы урока и постановка учебной цели.


Обучающиеся высказывают свои предположения, формулируют цель, учитель корректирует.


  1. Открытие новых знаний.


Фронтальная беседа.

1) Что такое растворитель? Какие растворители вы знаете?

Растворитель – это химическое вещество или смесь веществ, которая способна растворять различные вещества, т.е. образовывать с ними однородные системы переменного состава двух или большего числа компонентов (запись в тетрадь).

Растворители: вода, спирт, бензин и др.

2) Что такое растворенное вещество?

Это компонент или компоненты раствора, взятые в недостатке (запись в тетрадь).

3) Что такое растворы?

Раствор – это однородная система, содержащая два и больше веществ и продукты их взаимодействия (запись в тетрадь).


Демонстрация опытов.

  1. В стакане растворяем поваренную соль.

  2. В стакане воду перемешиваем с мелом.

  3. В стакане воду перемешиваем с растительным маслом.


Проблемный вопрос: чем различается содержимое 3 стаканов и в чем это различие проявляется?

На основании опыта формируются понятия «раствор», «взвесь», «эмульсия», «суспензия».

Отличие этих растворов состоит в том, что один из них со временем не расслаивается (соль + вода) – это раствор, т.е. однородная система. А два других раствора со временем расслаиваются. Такие мутные растворы называют взвесями. Какие бывают взвеси? Работа с учебником с.110-111, запись в тетрадь определений и примеров.


Формирование понятия растворимость.

1) Обучающиеся записывают по диктовку учителя определение в тетрадь.

Растворимость – это максимально возможная масса вещества, способная раствориться в 100 г. растворителя при данной температуре.

2) От чего зависит растворимость веществ в воде?


Работа с учебником с. 112. Запись в тетрадь

Растворимость большинства твердых веществ повышается с повышением температуры.

Растворимость газов зависит от температуры и от давления.

Классификация веществ по растворимости.

Учитель знакомит обучающихся со стендом «Растворимость кислот, солей, оснований»

Работа с учебником схема 3 на с. 111. Запись в тетрадь.


Абсолютно нерастворимых веществ нет. Пример: растворы золота и серебра в воде убивают микробы. Как их получить?

- Понятие о «насыщенных» и «ненасыщенных» растворах. Работа с учебником с.112. Запись определений в тетрадях.


  1. Закрепление.


Опыт 1. Открывание бутылки с газированной водой (демонстрация)

Познавательная задача: чем объяснить бурное выделение газа?

При открывании бутылки давление падает, растворимость газа уменьшается, и он бурно выходит из бутылки.

Вывод: растворимость газов при повышении температуры уменьшается, а при повышении давления возрастает.


Опыт 2. Растворение соли в воде (опыт выполняется попарно).

В один стакан с водой помещаем крупнокристаллическую соль, а в другой – мелкокристаллическую, размешиваем.

Проблемный вопрос: в каком стакане растворение идет быстрее и почему?

Во втором стакане соль растворилась быстрее потому, что мелкие частички соли быстрее взаимодействуют с водой, чем крупные.


Опыт 3. Приготовление насыщенного раствора нитрата калия (опыт выполняется в парах).

Ход опыта. В пробирку налить ¼ объема воды. Насыпать в пробирку нитрат калия и перемешать соль, пока она на раствориться полностью. Добавлять соль при перемешивании до тех пор, пока не образуется осадок. Это насыщенный раствор.

Проблемный вопрос: почему этот раствор называют насыщенным, в какой момент раствор был ненасыщенным?

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется называется насыщенным, а раствор, в котором данное вещество при данной температуре еще может растворяться называется ненасыщенным.


Опыт 4. Растворение сахара в холодной и горячей воде (опыт выполняется демонстрационно тремя обучающимися).

I стакан: холодная вода

II стакан: температура воды 50°С

III стакан: температура воды 80°С

В каждый стакан помещаем по 1 ст. ложке сахара. Перемешиваем. Что наблюдаем? Почему?

В III стакане сахар растворился быстрее всего, т.к. с повышением температуры растворимость большинства твердых веществ возрастает.

6. Итог урока. Рефлексия.


1. Что, по-вашему, сегодня на уроке было интересным?

2. Что было трудным?

3. Что для вас было новым?

4. Самооценка:

«5» - вы внимательны на уроке, опыты провели с соблюдением правил ТБ, усвоили все изученное.

«4» - - вы внимательны на уроке, опыты провели с соблюдением правил ТБ, но затруднялись ответить на некоторые вопросы.

«3» - сомневаетесь в себе, эксперименты провести было сложно.


7. Домашнее задание.

Учить §33 с.113 упр. 5 – письменно.


Для желающих. Проведите опыт: налейте в бутылку холодную воду, оставьте ее в теплом месте. Пузырьки какого газа появляются на внутренних стенках бутылки и почему они образуются? (Растворимость газов зависит от температуры. При повышении температуры растворимость уменьшается, а избыток газа появляется в виде пузырьков на стенках бутылки).