Урок химии в 9 классе
Тема: Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование понятия о воде как растворителе, видах растворов и классификации веществ по их способности растворяться в воде.
Задачи:
Предметные: познакомить с растворением как физико-химическим процессом, сформировать понятие растворов и взвесей, установить зависимость растворение веществ в воде от температуры и давления, сформировать понятия о насыщенных и ненасыщенных растворах.
Метапредметные: развитие способности к систематизации информации, работы с учебником, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Личностные: формирование умений управлять своей познавательной деятельностью, развитие интереса к химии и экспериментальных навыков.
Технология и методы работы: технология системно-деятельного подхода, проблемного обучения, технология разноуровневой дифференциации; словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: таблица растворимости, наборы химической посуды и химических реактивов для опытов, учебник.
Ход работы
Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, определяет их готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Слово учителя. Растворы играют важную роль в жизни человека, в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода. Как вы думаете почему? Приведите примеры.
Определение темы урока и постановка учебной цели.
Обучающиеся высказывают свои предположения, формулируют цель, учитель корректирует.
Открытие новых знаний.
Фронтальная беседа.
1) Что такое растворитель? Какие растворители вы знаете?
Растворитель – это химическое вещество или смесь веществ, которая способна растворять различные вещества, т.е. образовывать с ними однородные системы переменного состава двух или большего числа компонентов (запись в тетрадь).
Растворители: вода, спирт, бензин и др.
2) Что такое растворенное вещество?
Это компонент или компоненты раствора, взятые в недостатке (запись в тетрадь).
3) Что такое растворы?
Раствор – это однородная система, содержащая два и больше веществ и продукты их взаимодействия (запись в тетрадь).
Демонстрация опытов.
В стакане растворяем поваренную соль.
В стакане воду перемешиваем с мелом.
В стакане воду перемешиваем с растительным маслом.
Проблемный вопрос: чем различается содержимое 3 стаканов и в чем это различие проявляется?
На основании опыта формируются понятия «раствор», «взвесь», «эмульсия», «суспензия».
Отличие этих растворов состоит в том, что один из них со временем не расслаивается (соль + вода) – это раствор, т.е. однородная система. А два других раствора со временем расслаиваются. Такие мутные растворы называют взвесями. Какие бывают взвеси? Работа с учебником с.110-111, запись в тетрадь определений и примеров.
Формирование понятия растворимость.
1) Обучающиеся записывают по диктовку учителя определение в тетрадь.
Растворимость – это максимально возможная масса вещества, способная раствориться в 100 г. растворителя при данной температуре.
2) От чего зависит растворимость веществ в воде?
Работа с учебником с. 112. Запись в тетрадь
Растворимость большинства твердых веществ повышается с повышением температуры.
Растворимость газов зависит от температуры и от давления.
Классификация веществ по растворимости.
Учитель знакомит обучающихся со стендом «Растворимость кислот, солей, оснований»
Работа с учебником схема 3 на с. 111. Запись в тетрадь.
Абсолютно нерастворимых веществ нет. Пример: растворы золота и серебра в воде убивают микробы. Как их получить?
- Понятие о «насыщенных» и «ненасыщенных» растворах. Работа с учебником с.112. Запись определений в тетрадях.
Закрепление.
Опыт 1. Открывание бутылки с газированной водой (демонстрация)
Познавательная задача: чем объяснить бурное выделение газа?
При открывании бутылки давление падает, растворимость газа уменьшается, и он бурно выходит из бутылки.
Вывод: растворимость газов при повышении температуры уменьшается, а при повышении давления возрастает.
Опыт 2. Растворение соли в воде (опыт выполняется попарно).
В один стакан с водой помещаем крупнокристаллическую соль, а в другой – мелкокристаллическую, размешиваем.
Проблемный вопрос: в каком стакане растворение идет быстрее и почему?
Во втором стакане соль растворилась быстрее потому, что мелкие частички соли быстрее взаимодействуют с водой, чем крупные.
Опыт 3. Приготовление насыщенного раствора нитрата калия (опыт выполняется в парах).
Ход опыта. В пробирку налить ¼ объема воды. Насыпать в пробирку нитрат калия и перемешать соль, пока она на раствориться полностью. Добавлять соль при перемешивании до тех пор, пока не образуется осадок. Это насыщенный раствор.
Проблемный вопрос: почему этот раствор называют насыщенным, в какой момент раствор был ненасыщенным?
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется называется насыщенным, а раствор, в котором данное вещество при данной температуре еще может растворяться называется ненасыщенным.
Опыт 4. Растворение сахара в холодной и горячей воде (опыт выполняется демонстрационно тремя обучающимися).
I стакан: холодная вода
II стакан: температура воды 50°С
III стакан: температура воды 80°С
В каждый стакан помещаем по 1 ст. ложке сахара. Перемешиваем. Что наблюдаем? Почему?
В III стакане сахар растворился быстрее всего, т.к. с повышением температуры растворимость большинства твердых веществ возрастает.
6. Итог урока. Рефлексия.
1. Что, по-вашему, сегодня на уроке было интересным?
2. Что было трудным?
3. Что для вас было новым?
4. Самооценка:
«5» - вы внимательны на уроке, опыты провели с соблюдением правил ТБ, усвоили все изученное.
«4» - - вы внимательны на уроке, опыты провели с соблюдением правил ТБ, но затруднялись ответить на некоторые вопросы.
«3» - сомневаетесь в себе, эксперименты провести было сложно.
7. Домашнее задание.
Учить §33 с.113 упр. 5 – письменно.
Для желающих. Проведите опыт: налейте в бутылку холодную воду, оставьте ее в теплом месте. Пузырьки какого газа появляются на внутренних стенках бутылки и почему они образуются? (Растворимость газов зависит от температуры. При повышении температуры растворимость уменьшается, а избыток газа появляется в виде пузырьков на стенках бутылки).