СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Вода. Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода. Свойства воды"»

Тема: Вода. Свойства воды.

Класс: 1

Учитель: Гусева Наталья Анатольевна

МБОУ «СОШ № 3»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Задачи:

  • Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; формировать умения задавать познавательные вопросы, делать выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать умение работать в парах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять свойства воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей


- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию


- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру


Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения»), ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок).

  1. Актуализация знаний.

Урок окружающего мира

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок! Итак,

Мы говорим: «Она течёт»

Мы говорим: «Она играет».

Она бежит всегда вперёд, но никуда не убегает.

- Вы догадались, о каком веществе пойдет речь? (О воде)

- Найдите на доске вопросы о воде

Вода обладает свойствами.

Много ли воды на Земле?

Вода дороже золота

Где встречается вода?

Для чего нужна вода?


Какой вкус у воды?

Какова прозрачность и цвет воды?

Вода – растворитель?

Вода в морях и океанах соленая.

Какая форма у воды?

Людям необходима пресная вода.

Каков запах воды?

Берегите воду!


- Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

- Когда мы изучаем какое-то вещество, даем ему характеристику, описываем его. Мы с вами что определяем?

- Цель нашего урока провести исследование и узнать о свойствах воды.

Давайте ответим на первый вопрос. Кто нам его прочитает? Много ли воды на Земле? Как вы думаете?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает больше половины, ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.

Фильм о воде

Итак, как ответить на первый вопрос: Много ли воды на Земле? (Много)

Прочитайте следующие 2 вопроса: Где встречается вода? и Для чего нужна вода?

Доклад ученика, подготовленный заранее (сопровождение картинками)

1. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы состоит на 90% из воды. Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

2. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище)

3. Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

Для чего же нужна вода? (умываться, пить, готовить еду, купаться…)


Итак, ребята нам сообщили, что вода практически повсюду. Давайте проверим это утверждение на примере фруктов и овощей. Микроскоп – огурец, помидор, апельсин. Кто видит воду? Лимон - выжать.

Физкультминутка

Продолжим работу, прочитайте следующее слово плана нашего урока (свойства)

II. Практическая часть урока. Работа в парах.

Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.

- Прочитайте вопрос.

- Какая форма у воды?

ОПЫТ 1. Форма воды.

Приготовьте стакан и тарелочку. Налейте воду в посуду. Обратите внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в тарелке – форму тарелки. Есть у воды постоянная форма? Какой вывод можно сделать?

Сделайте вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита. СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА

- Прочитайте вопрос.

- Каков запах воды?



ОПЫТ 2. Запах воды.

Когда мама печет пирожки, аппетитный запах вы чувствуете уже за дверью квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхайте ее. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Вода ничем не пахнет. Она без запаха. СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА

-Прочитайте вопрос.

- Какой вкус у воды?

ОПЫТ 3. Вкус воды.

Какой вкус соли, сахара, лимона, лука? Хорошо знаком вам вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Как проверить вкус воды? (Попить)

По правилам техники безопасности: если вы не знаете точно, что находится в сосуде, пробовать его содержимое на вкус нельзя! Но поскольку я точно знаю, что в этих стаканах вода, то разрешаю вам оценить её вкус.

Попробуйте воду. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя.

Вывод: Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна. СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА

- Прочитайте вопрос.

- Какова прозрачность и цвет воды?

ОПЫТ 4. Цвет воды.

На столах лежат капельки белого, синего и желтого цвета. Сравните цвет воды и цвет капелек. Можно ли назвать воду белой, желтой, синей? Какого же цвета вода?

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА



ОПЫТ 5. Прозрачность воды. (полоски за стакан, в стакан)

Занесите капельку за стакан с водой. Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.

Вывод: чистая вода прозрачна. (стакан с ложкой) СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА

-Прочитать вопрос.

-Вода – растворитель?

ОПЫТ 6. Вода – растворитель.

Возьмем 2 стакана с питьевой водой. В один стакан положу немного сахарного песка, в другой – речной песок. Хорошо помешаю воду в стаканах. Что произошло с сахаром? Речным песком? Сахара в стакане не видно, а речной песок осел на дно. Можно ли сказать, что вода растворяет все вещества?

Вывод:

Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. СИМВОЛ ОКОЛО ВОПРОСА

Зачем нужно знать свойства воды? Для чего может пригодиться?

Если

  • приятно воду пить,

  • если у воды нет постороннего запаха или вкуса

  • она прозрачна и в ней нет мутного осадка, то воду можно пить, в противном случае нужно думать об очистке

- Как вы очищаете воду? (ФИЛЬТР, КИПЯЧЕНИЕ ВОДЫ)




- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Кто был на море, можно пить морскую воду? Почему? (Вода в океанах и морях солёная). А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Люди борются с загрязнением воды, а наша задача экономить воду. Как экономить воду?

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.


(И в подтверждение сказанного, давайте посмотрим еще один эпизод из научного фильма)

Сегодня на уроке вы ответили на много вопросов, а теперь попробуйте сами при помощи повествовательных предложений сформулировать вопросы о воде.

  1. Рефлексия.

Какая тема нашего урока? Какое вещество исследовали? (Вода)

Какие цели мы перед собой ставили? (Узнать свойства воды)

О каких свойствах воды вы узнали?

У вас на столах таблички. Нужно их заполнить. Если это свойство присуще воде, ставьте +, если нет – ставьте -

Проверка по эталону

ФОРМА

ЗАПАХ

ВКУС

ЦВЕТ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

РАСТВОРИТЕЛЬ

-

-

-

-

+

+


Если вы правильно ответили на все вопросы, поднимите синюю капельку, если 1 или 2 ошибки – белую, если все ответы неверные – желтую.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!