СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Водные богатства нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водные богатства нашего края"»

Тема: «Водные богатства нашего края».

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Крым, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

  2. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ход урока

1. Организационный момент.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Родной край – часть большой страны)

- Что означает слово «край»?

- Как называется наш край?

- Что вы уже узнали о нашем крае?

Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае, но сначала нам нужно расшифровать тему урока. Для этого нужно решить кроссворд. Тогда в клетках выделенным красным цветом вы прочитаете о чём будем сегодня говорить.

Кроссворд:

1.Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны (овраг)

2.Есть у оврага, холма и горы. Может быть крутой и пологий (склон)

3.Нижняя часть горы (подошва)

4.Бывают высокие и низкие, старые и молодые (горы)

5.Верхняя часть горы и холма (вершина)

6.Небольшое возвышение на равнине, высотой до 200 м (холм)

7.Наша малая Родина (Крым).

- Прочитайте слово, которое получилось в выделенных клетках. (Водоёмы)

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах республики Крым.

- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую задачи мы поставим перед собой?

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? Какие водоемы есть в нашем крае? Какое значение водоёмов для человека? Какие есть экологические проблемы, связанные с водоёмами?)

4. «Открытие» нового знания.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.



- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

-А какие ещё водоёмы вы знаете? (реки, озёра, болота, каналы, пруды, ставки, водохранилища и т.д.)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.

- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Работа в парах.

-Поработайте в парах. Распределите их.

Водоемы

Естественные

Искусственные

Ручей

Канал

Река

Пруд

Озеро

Водохранилище

Море

Ставок

Океан




- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Республике Крым? (Нет океанов).

- А как вы думаете, чего у нас на больше рек или озер?

Сообщения ребят о реках Крыма.

5.Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

6. «Открытие нового знания»

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)

- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

- Как это может отразиться на рыбных богатствах?

- Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

- Давайте откроем учебники на стр. 146 и прочитаем статью «Значение водных богатств и их охрана».

 - Как взрослые и дети должны охранять водоемы? 

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы, связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты)

- Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.



В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

8. Подведение итогов.

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

9. Рефлексия деятельности

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Оцените свою работу.

Если вы полностью довольны своей работой возьмите голубую капельку.

Если вы считаете, что могли бы работать лучше. Возьмите зелёную капельку.

Если вы не довольны своей работой на уроке, возьмите оранжевую капельку.

Давайте прикрепим их на плакат, польём цветы, которые выросли на пригорке.

-Скажите, а когда может пойти такой «цветной» дождь?

10. Домашнее задание.

Учебник стр.145-148, подготовить сообщение о любом водоёме Крыма.

Спасибо за урок!



Приложение

Тест по теме «Поверхность нашего края»

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        б) зеленым;        в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!