Открытый урок по литературе в 7-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста"
Цели урока:
знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;
раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;
помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;
развивать навыки самостоятельного анализа произведения;
воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.
Оборудование:
Эпиграф:
Что такое война? Это - мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.
Ход урока
I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения). Ученик читает биографию К. Симонова.
II. Коммуникативный этап.
Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.
"Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран".
Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.
Ученик: К. М. Симонов много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.
В основу многих произведений, написанных Симоновым, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".
Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста".
Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.
- Какое настроение создало стихотворение?
- Какое впечатление оно произвело на вас?
- Какой эпизод больше всего запомнился?
- Какие строки особенно понравились вам?
- Какова тема этого стихотворения? Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".(См. "Громом загрохотала Над Родиною война" ).
- Как звучит голос автора (мягко, ласково, сурово) ?
- Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала:).
- Какое художественно- выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р").
- Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).
-Что мы знаем о детстве Леньки?
- Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?
(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).
- Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит?(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.
- На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).
- Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?
- Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).
"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью").
- Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).
- Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).
- Какова реакция Лёньки на слова майора : "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция?
- Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).
- Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой").
- Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?
(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).
- А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).
- Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).
- Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник….)
- А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).
- Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).
- Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение).
- И наконец самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).
- Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).
- Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).
- А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста. С. 378..за
2002 г с. 245:за 2006 год.)
- Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг?(Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.
Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи).
- О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).
- Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)
Итог урока.
1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война").
- Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).
Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?
2. Комментирование и выставление отметок.
3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся).
III. Посткоммуникативный этап.
Учитель: Ребята, ВОВ – это самая страшная война в истории человечества. До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках. Всегда помните подвиг падших!
Открытый урок по литературе
в 7 классе
К. Симонов
Война в стихотворении
К.Симонова "Сын артиллериста
Подготовила: учитель русского языка и литературы
1 к.к. Теряева Маргарита Вячеславовна
с. Здоровец
2015 г.
5