СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Восстание Спартака"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока научатся называть причины начала  восстания Спартака и причины поражения, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Восстание Спартака"»

Тема урока:  «Восстание Спартака»


Цели:

- дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;

- формировать навыки работы с источниками знаний;

- развитие интереса к истории, любознательности;


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Планируемые результаты:

1.Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жзни человеческого общества.

2.Метапредметные

Познавательные: овладеть целостными представлениями о гладиаторах, объяснять причины восстания Спартака; работать с исторческой картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Спартаку.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

3.Предметные: определять понятие «восстание»; научиться: называть причины начала восстания Спартака и причины поражения, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки с текстом документа и заданием, рабочий лист по теме “Восстание Спартака”, иллюстрация в разрезе (состоит из 4 частей, разной формы) “Гладиаторские бои”;



Ход урока

    1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.


II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

- На берегу реки Тибр, недалеко от Рима археологи во время раскопок нашли старинные манускрипты. Один был испачкан, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым правильно собрать манускрипт. А остальные прочитать и узнать, что же было там написано.

– Восстановите его.

- Скажите, что изображено на наших рисунках? (бой гладиаторов)

-Кого называли гладиаторами? (Гладиа́тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — сильные и ловкие рабы, в Древнем Риме, обученные владеть оружием, которые сражались между собой на забаву публики на специальных аренах.)


- С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Они были оторваны от дома, семьи, родной земли и были очень несчастны.

–А о чем они могли мечтать? (О свободе.)

–Как могли рабы отстаивать свое право на свободу? (побеги, неповиновение, восстание).


III. Знакомство с новым материалом.

Тема урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”

- О чем мы будем сегодня говорить? (Восстание: даты, участники, формы борьбы, причины восстания, поход восставших, причины поражения.)

- Ребята, обратите внимание, у каждого из вас на парте есть рабочий лист, (Приложение № 1) по которому в течение всего урока мы будем работать. Работать мы будем по следующему плану:

План урока:

  • Причины восстания.

  • Походы восставших.

  • Итог восстания.

- И чтобы раскрыть план урока мы с вами проведем исследовательскую работу.

- Ваша задача внимательно прочитать текст и ответить устно на вопросы после документа. На работу у вас 5 минуты. (Приложение № 2)

Работа с документом 1.

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. «Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

С чего началось восстание рабов? ( в Капуи возник заговор гладиаторов)

Цель восставших? (стать свободными)

Чем были недовольны гладиаторы? (жестоким обращением)

Кого выбрали своим предводителем? (Спартака)

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие? (на вершине вулкана Везувий)


- Что бы назвать причины восстания, давайте выполним задание № 1 рабочего листа.

- Кто же такой Спартак?

О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.

Выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка задания

Вывод: Восстание рабов под предводительством Спартака, было сплочено и желало освободиться из под гнета рабовладельцев.


- К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек лучших воинов. Римляне расположились у подножия Везувия. Но, ни как нельзя было подобраться к восставшим. И тогда римляне перекрыли единственную тропу для выхода. Восставшие сплели из лозы дикого винограда лестницы и ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и разбили их.

- Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

- Перед Спартаком стояла задача создать боеспособную армию по образцу своих врагов римлян. Укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, разведка, конница.

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.


Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?

- У восставших был план ведения войны?

- Почему повел свое войско на Альпы?

(Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

Походы восставших – работа по карте.

- Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).

- Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

- Новый план Спартака – на остров Сицилию.

- Как вы думаете, почему именно туда хотел направиться Спартак? (Там множество рабов: а отряд нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии.)

- Удалось Спартаку осуществить свой план? Об этом мы узнаем, прочитав пункт 4 учебника стр. (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)

- Римский сенат осознал всю опасность, нависшую над Римским государством и принял решение…..

Решение Сената (НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл)

- Спартак понимал, что объединившись, регулярная римская армия. Намного сильнее, чем напуганные рабы. И он принял решение: дать сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

- Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.

Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: « 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

- Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).

Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.


IV. Закрепление.

- А сейчас давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания, в форме игры “Да – нет”.

Инструктаж. Возьмите рабочие листы. Найдите игра. Я буду вам зачитывать вопросы, а вы должны напротив каждой цифры поставить да или нет, начинаем.

Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)

Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)

По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)

Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)

Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

Проверьте себя и поставьте оценку


V. Домашнее задание.

 §51, ответить на вопросы      

Составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия


VI. Подведем итог урока.

– Что вы узнали нового?

- Покажите на карте места сражений.

V. Рефлексия.








Приложение 1

Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”

План:

Причины восстания.

Походы восставших.

Итог восстания.

Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.

Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Задание № 1. Выберите правильный ответ.

Причины восстания:

а) скопление массы рабов;

б) римские легионы поддержали рабов;

в) жестокое обращение с рабами.

Задание № 2. Впишите недостающие слова.

______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .

Задание № 3. Назовите важнейшие причины.

Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:

а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;

б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;

в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;

г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.

Игра “Да – Нет”

1 2 3 4 5

Оценка___

Домашнее задание: Прочитать § 51 стр. 234–238. Написать мини сочинение от имени гладиатора, участника восстания.



Приложение 2

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий.Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.»

Вопросы:

- С чего и где началось восстание рабов?

- Цель восставших?

- Чем были недовольны гладиаторы?

- Кого выбрали своим предводителем?

- Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?




Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.

Ответьте на вопросы:

- Какая задача стояла перед Спартаком?

- По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?




Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?»

Вопросы:

- У восставших был план ведения войны с Римом?

- По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших.

- Было ли единство и согласие между рабами?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!