Тема урока: «Восстание Спартака»
Цели:
- дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;
- формировать навыки работы с источниками знаний;
- развитие интереса к истории, любознательности;
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование (изучение и первичное закрепление новых знаний)
Планируемые результаты:
1.Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жзни человеческого общества.
2.Метапредметные
Познавательные: овладеть целостными представлениями о гладиаторах, объяснять причины восстания Спартака; работать с исторческой картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Спартаку.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.
Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.
3.Предметные: определять понятие «восстание»; научиться: называть причины начала восстания Спартака и причины поражения, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки с текстом документа и заданием, рабочий лист по теме “Восстание Спартака”, иллюстрация в разрезе (состоит из 4 частей, разной формы) “Гладиаторские бои”;
Ход урока
Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
- На берегу реки Тибр, недалеко от Рима археологи во время раскопок нашли старинные манускрипты. Один был испачкан, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым правильно собрать манускрипт. А остальные прочитать и узнать, что же было там написано.
– Восстановите его.
- Скажите, что изображено на наших рисунках? (бой гладиаторов)
-Кого называли гладиаторами? (Гладиа́тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — сильные и ловкие рабы, в Древнем Риме, обученные владеть оружием, которые сражались между собой на забаву публики на специальных аренах.)
- С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Они были оторваны от дома, семьи, родной земли и были очень несчастны.
–А о чем они могли мечтать? (О свободе.)
–Как могли рабы отстаивать свое право на свободу? (побеги, неповиновение, восстание).
III. Знакомство с новым материалом.
Тема урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”
- О чем мы будем сегодня говорить? (Восстание: даты, участники, формы борьбы, причины восстания, поход восставших, причины поражения.)
- Ребята, обратите внимание, у каждого из вас на парте есть рабочий лист, (Приложение № 1) по которому в течение всего урока мы будем работать. Работать мы будем по следующему плану:
План урока:
Причины восстания.
Походы восставших.
Итог восстания.
- И чтобы раскрыть план урока мы с вами проведем исследовательскую работу.
- Ваша задача внимательно прочитать текст и ответить устно на вопросы после документа. На работу у вас 5 минуты. (Приложение № 2)
Работа с документом 1.
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. «Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.
Вопросы:
С чего началось восстание рабов? ( в Капуи возник заговор гладиаторов)
Цель восставших? (стать свободными)
Чем были недовольны гладиаторы? (жестоким обращением)
Кого выбрали своим предводителем? (Спартака)
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие? (на вершине вулкана Везувий)
- Что бы назвать причины восстания, давайте выполним задание № 1 рабочего листа.
- Кто же такой Спартак?
О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.
Выполните задание № 2 (рабочий лист).
Проверка задания
Вывод: Восстание рабов под предводительством Спартака, было сплочено и желало освободиться из под гнета рабовладельцев.
- К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек лучших воинов. Римляне расположились у подножия Везувия. Но, ни как нельзя было подобраться к восставшим. И тогда римляне перекрыли единственную тропу для выхода. Восставшие сплели из лозы дикого винограда лестницы и ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и разбили их.
- Какие последствия имела победа рабов у Везувия?
(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).
- Перед Спартаком стояла задача создать боеспособную армию по образцу своих врагов римлян. Укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, разведка, конница.
Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.
Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?
- У восставших был план ведения войны?
- Почему повел свое войско на Альпы?
(Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).
Походы восставших – работа по карте.
- Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).
- Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).
- Новый план Спартака – на остров Сицилию.
- Как вы думаете, почему именно туда хотел направиться Спартак? (Там множество рабов: а отряд нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии.)
- Удалось Спартаку осуществить свой план? Об этом мы узнаем, прочитав пункт 4 учебника стр. (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)
- Римский сенат осознал всю опасность, нависшую над Римским государством и принял решение…..
Решение Сената (НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл)
- Спартак понимал, что объединившись, регулярная римская армия. Намного сильнее, чем напуганные рабы. И он принял решение: дать сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.
- Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.
Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: « 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).
- Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).
Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.
IV. Закрепление.
- А сейчас давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания, в форме игры “Да – нет”.
Инструктаж. Возьмите рабочие листы. Найдите игра. Я буду вам зачитывать вопросы, а вы должны напротив каждой цифры поставить да или нет, начинаем.
Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)
По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)
Проверьте себя и поставьте оценку
V. Домашнее задание.
§51, ответить на вопросы
Составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия
VI. Подведем итог урока.
– Что вы узнали нового?
- Покажите на карте места сражений.
V. Рефлексия.
Приложение 1
Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”
План:
Причины восстания.
Походы восставших.
Итог восстания.
Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.
Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.
Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.
Фракия – родина Спартака.
Задание № 1. Выберите правильный ответ.
Причины восстания:
а) скопление массы рабов;
б) римские легионы поддержали рабов;
в) жестокое обращение с рабами.
Задание № 2. Впишите недостающие слова.
______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .
Задание № 3. Назовите важнейшие причины.
Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:
а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.
Игра “Да – Нет”
1 2 3 4 5
Оценка___
Домашнее задание: Прочитать § 51 стр. 234–238. Написать мини сочинение от имени гладиатора, участника восстания.
Приложение 2
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
«В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий.Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.»
Вопросы:
- С чего и где началось восстание рабов?
- Цель восставших?
- Чем были недовольны гладиаторы?
- Кого выбрали своим предводителем?
- Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?
Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.
Ответьте на вопросы:
- Какая задача стояла перед Спартаком?
- По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?
Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
«У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.
Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?»
Вопросы:
- У восставших был план ведения войны с Римом?
- По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших.
- Было ли единство и согласие между рабами?