СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Воздушные массы, атмосферные фронты и вихри", 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Воздушные массы, атмосферные фронты и вихри", 8 класс»

Тема: Воздушные массы, атмосферные фронты и вихри.

Цель: Формирование представлений о перемещении воздушных масс по территории России.

Задачи:

  1. Дать представление о воздушных массах, атмосферных фронтах, типах и условиях их формирования; видах атмосферных вихрей, условиях их образования и различиях погоды при их прохождении над территорией.

  2. Развивать мышление, умение работать с текстом учебника и картами атласа.

  3. Расширять кругозор, формировать мировоззрение.

Ход урока:

  1. Организация начала.

  2. Изучение нового материала.

  1. Понятие о воздушных массах.

  • Вспомним, что такое погода. (состояние тропосферы в данном месте и в данное время)

  • Но погода достаточно изменчива. Почему? Это связано с циркуляцией (перемещением) воздушных масс. Какие воздушные массы вы знаете? (арктические, умеренные, тропические, экваториальные)

  • Климат большей части территории России формируется под действием умеренных воздушных масс, но иногда на территорию России могут двигаться арктические воздушные массы или тропические воздушные массы, которые по своим свойствам отличаются от умеренных воздушных масс. Таким образом, возникают атмосферные фронты.

  1. Атмосферные фронты, типы.

  • Атмосферный фронт – полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы. (ширина несколько десятков км)

  • Арктический фронт отделяет АВМ от УВМ.

При наступлении арктического воздуха мы говорим о наступлении холодного фронта. Почему? Какими свойствами обладают арктические воздушные массы?

  • Полярный фронт – полоса столкновения УВМ с ТВМ. (зимой полярный фронт располагается южнее границ России)

При наступлении тропического воздуха мы говорим о наступлении теплого фронта. Почему? Какими свойствами обладает тропическая воздушная масса?

  • Давайте рассмотрим, какие процессы происходят при наступлении каждого из фронтов и заполним таблицу.


Теплый фронт

Холодный фронт

Обволакивает, накрывает холодный воздух сверху и как бы медленно его вытесняет

Шквалом врывается в теплый воздух, выталкивая его

Моросящие дожди

Ливни, сильный ветер

Постепенно устанавливается теплая, но сырая и пасмурная погода

Холодная солнечная погода

  1. Циклоны и антициклоны

  • Но иногда погода может меняться под действием совершенно других причин. Вы знаете, что умеренные воздушные массы могут иметь разные свойства в зависимости от того над какой территорией они сформировались. Если над океаном – то мы говорим о морских воздушных массах умеренных широт, если над сушей – то континентальных воздушных массах умеренных широт. Эти воздушные массы отличаются друг от друга температурой, влажностью, атмосферным давлением. Воздушные массы находятся в постоянном движении. Так, перемещаясь морская воздушная масса, может проникнуть вглубь континентальной воздушной массы и в какой-то момент оказывается обособленной внутри континентальной воздушной массы. Мы знаем, что морская воздушная масса более теплая, влажная и с низким давлением, в ней преобладают восходящие потоки воздуха, а континентальная воздушная масса, наоборот, более сухая, холодная и с высоким атмосферным давлением. Возникшая разница в атмосферном давлении вызывает ветер (перемещение воздуха из области высокого атмосферного давления в область низкого атмосферного давления), но из-за вращения Земли эти потоки воздуха начинаю закручиваться, образуется атмосферный вихрь, который мы с вами называем циклоном.

Циклоны и антициклоны – атмосферные вихри (2 – 3 тыс.км в поперечнике), переносят воздушные массы.

Циклоны

Антициклоны

Вихрь с низким давлением в центре, воздух движется от периферии к центру

Высокое давление в центре, воздух движется от центра к окраинам.

30-40км/ч, с З на В

Мало подвижны

Образуется над Северной Атлантикой, Баренцевым, Охотским морем

Над Монголией (Сибирский антициклон) (Сибирь, юг Русской равнины)

Погода пасмурная с осадками

Погода ясная морозная зимой, ясная жаркая летом.


  1. Закрепление.

  1. Определи тип атмосферного фронта по описанию:

В зоне фронта возникают сильные восходящие потоки теплого воздуха. Это сопровождается процессом конденсации водяного пара, что приводит к возникновению мощных кучево-дождевых облаков. Прохождение фронта сопровождается резкими шквальными ветрами, сильными ливнями и грозами. Фронт движется очень быстро. Однако после прохождения фронта наступает значительное улучшение погоды. Устанавливается солнечная, малооблачная погода.

  1. Определи тип атмосферного вихря по описанию:

Данный тип атмосферного вихря возникает постоянно и естественным образом, благодаря вращению Земли вокруг своей оси. Циркуляция воздуха зависит от полушария: в Северном полушарии воздух движется по часовой стрелке, а в Южном – против. Данный атмосферный вихрь характеризуется пониженным давлением воздуха в центральной части. Обычно он приносит с собой пасмурную погоду с обильными осадками.

  1. Прослушай стихотворение А.С.Пушкина и ответь на вопросы:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась:

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  • Прохождение какого атмосферного фронта наблюдал поэт накануне?

  • Какие признаки указывают на то, что это был именно такой фронт?

  1. Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке:

  • Я все понял, и смогу объяснить товарищу

  • Я все понял, и смогу объяснить товарищу, но с помощью учителя

  • Я все понял, но объяснить не смогу

  • Я не очень понял, …

  • Я ничего не понял


  1. Домашнее задание.

§18,19 записи в тетр




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!