СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Возникновение ислама"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Возникновение ислама"»

Тема: Возникновение ислама.

Цель: раскрыть особенности возникновения ислама и его роли в объединении арабов; развивать умение приобретать новые знания, сочетая информацию из рассказа учителя, учебника и исторической карты; воспитывать у учащихся

уважение к общечеловеческим идеалам, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, карты «Арабские завоевания в VII-IX вв. Образование Халифата »,« Распад Арабского халифата », схемы и таблицы« Природные условия и занятия населения домусульманской Аравии »,« Ислам и арабы».

Основные понятия и термины: ислам, мусульмане, Коран, хиджра

Основные даты: 622 г.- хиджра, начало мусульманского летоисчисления.

Ход урока

І. Организационная часть урока

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний

Посмотрите на рисунки и скажите с каким народом ассоциируются эти рисунки? (Арабы) Что вам известно об арабах?

Сегодня на уроке мы узнаем об особенностях жизни арабов, и о религии, которую они основали.

Записываем тему урока. Ислам является второй (после христианства) по количеству последователей мировой религией, на которой основывается культура многих народов Востока. Его исповедуют 1 млрд. человек более чем в 120 странах мира, а это каждый 8 житель планеты. В 28 странах ислам признан государственной религией - таких как Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и др. Значительное количество мусульман живет в отдельных странах Европы.

IV. Усвоения нового материала

1. Жизнь арабов.

Прежде чем мы начнем говорить об исламе мы выясним кто же такие арабы и чем они занимались. Для этого мы с вами разделимся (учебник стр 68) 1 ряд - природные условия и географическое положение, а 2 ряд - основное занятие.

С

Арабы



оставляем схему:


Земледельцы – феллахи.

Запад и юг Аравии – оазисы и

прибрежные районы;

выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник, хлопчатник.



Скотоводы – бедуины. Остальная территория, пустыня, каменистое плоскогорье; разводили верблюдов, лошадей, овец.

Торговля на ярмарке в Мекке












Вопрос: Какие отношения сложились между земледельцами и скотоводами? (Презирали друг друга, часто происходили конфликты).

2. Религия арабов.

Одной из причин такой вражды можно считать отсутствие единой религии. Богов было много, но они почитались на уровне племени.

- Как называется поклонение многим богам?

Самой распространенной религией было язычество - поклонении каменным столбам как божествам.

В богатом городе Аравии, Мекке, стояла Кааба - священное кубическое сооружение высотой с пятиэтажный дом. (рисунок) К ней сходились паломники со всех концов пустыни. Они молились вмонтированному в Каабу метеориту. Люди называли его Черным Камнем. Вокруг Каабы было установлено около трехсот идолов. Для купцов это было выгодное место торговли. Раз в год все войны и распри прекращались, чтобы в течение четырех месяцев любой мог прийти к Каабе и помолиться. Это, пожалуй, было единственное, что объединяло арабов.

Физкультминутка

3. Пророк Мухаммед и новая религия

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Численность населения увеличивалась, а пахотной земли не хватало. Торговля приходила в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили вдоль Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение жизни подталкивало арабов к мысли об объединении, чтобы вместе бороться за лучшую жизнь.

Учебник стр 69. Прочитайте. Назовите причины объеденения арабов.


И именно в этот тяжелый момент появляется пророк Мухаммед. О его биографии нам расскажет ...(рассказ подготовленого ученика).

Родился в Мекке около 1570 и был единственным ребенком купца Абдаллаха. Отец умер вскоре после рождения Мухаммеда, а мать - когда ему было 6 лет. Сироту воспитывал дядя Абу Талиб. С 15 лет мальчик начал самостоятельную жизнь - пас овец, снаряжал караваны. В 25 лет он женился на богатой вдове, в его жизни произошел поворот к лучшему. Он начал торговать шкурами, много путешествовал и на него произвела впечатление христианская вера в единого бога. Когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, ему начали являться видения, а впоследствии - голос, который он воспринимал как Божье слово.

Откровения Мухаммеда стали основой новой религии - ислама в дословном переводе с арабского означает смирение - то есть жизнь в согласии с миром, жизнь в мире с Всевышним, покорность его воле. А те кто исповедует ислам - мусульмане.

Позже они были записаны в Коране - священной книге мусульман. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").

Познакомьтесь с учениями Пророка

Текст

• Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

• Сухость глаз - признак жестокого сердца.

• Приветливость к людям - половина ума.

• Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

• Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

Ответьте на вопрос:

Вопрос: содержат ли они нормы, которым должны следовать люди неза-висимо от их религиозных убеждений? (ответы детей)

- Как люди отнеслись к такому учению? Ответ в учебнике стр 70.

- Сравните отношение к Мухаммеду и отношение к Иисусу Христу.

- А вот в Ясрибе Мухаммеда встретили радушно даже переименовали этот город в Медину, что означает «город Пророка». Произошло это в 622 году, который и является датой возникновения ислама. Именно здесь была построена первая мечеть - мусульманский храм. Сам Пророк теперь полностью посвятил себя религии: он разработал порядок богослужения, запретил верующим употреблять вино, азартные игры, сквернословить

Кроме того были разработаны 5 главных обязанностей мусульман:

Текст:

1. Вера в существование всемогущего и единого Аллаха и в то, что Мухаммед является его пророком.

2. Молитва пять раз в сутки.

3. Раз в год, в течение месяца рамадана, соблюдение обязательного поста - не есть и не пить от рассвета до заката.

4. Каждый, у кого есть возможность, должен один раз за свою жизнь совершить хадж (паломничество) в Мекку и Медину.

5. Мусульманин, чтобы освободиться от грехов, должен отдавать пятую часть своих доходов на милостыню.

Вопросы по тексту:

- Как вы думаете это строгие обязанности? Каждый в состоянии придерживаться?

- Есть ли обязанности в христианской религии?

V. Обобщение и систематизация знаний

Задание 1: «Восстановить документ».

Впишите необходимые сведения.

Арабы издавна жили на _________ полуострове. Население состояло из _________ и __________ арабов. Старинный торговый путь через город __________ соединял Византию с Восточной Африкой и Индией. В Мекке располагался храм __________ .

Задание 2: «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся в группах составляют самостоятельно вопросы, а затем задают их друг другу.

VI. Домашнее задание

§ 9. Составить кроссворд по теме «Возникновение ислама».