СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Возведение в квадрат сумы и разности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Возведение в квадрат сумы и разности"»

Технологическая карта урока

Тема: Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Класс: 7

УМК: Учебник («Алгебра» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А.)

Триединая дидактическая цель:

-цель обучения: формирование понятия: квадрат суммы, квадрат разности; формирование умения применять формулы сокращенного умножения.

- цель развития: формирование и развитие у обучающихся умственных действий распознавания, анализа, сравнения, выведения следствий;

- цель воспитания: воспитывать потребность в приобретении и углублении знаний, формировать умения грамотно выражать свои мысли, культуру умственного труда.

Тип урока: урок по формированию понятия

Структура урока:

  1. Подготовительный этап;

  2. Мотивационный этап;

  3. Ориентировочный этап;

- введение определения;

- формирование действия распознавания понятия;

4. Применение понятия к решению задач;

Этапы формирования понятия формулы сокращенного выражения

1.Подготовительный этап

Цель: актуализировать опорные знания умножения многочленов; возведение числа во вторую степень

Метод: репродуктивный

Прием: фронтальный опрос, практическая работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развитие познавательных УУД

Учитель: Здравствуйте ребята, очень рада Вас всех видеть.

Эпиграф нашего урока: «У математиков существует свой язык- это формулы» /С.В. Ковалевская. Изучение новой темы, будет продолжение ранее рассмотренной темы – умножение многочленов.

  1. Прочитайте выражение:

  1. (а + 5)2; 2)а 2+ 52;

  2. х2 – 2ху + у2; 4) х2 – 2х + 1


  1. Выполните действие:

  1. (0, 01х)2;

  2. (0, 02у)2;

  3. (0, 5х)2.


  1. Представьте в виде многочлена и выполните проверку:

  1. (а + 1)2; 4) (а - 5)2;

  2. (2х + 1)2; 5) (0,1у -0,5)2;

  3. (0,1х -3)(0,1х + 3)

После выполнения задания учитель дает ответы на доске

Приветствуют учителя.

  1. Прочитывают выражения вслух: квадрат суммы а и 5; а в квадрате «плюс» пять в квадрате; икс в квадрате «минус» удвоенное произведение икса и игрека «плюс» игрек в квадрате.


  1. Выполняют действие:

  1. (0, 01х)2 = 0, 0001х2;

  2. (0, 02у)2 = 0, 0004х2;

  3. (0, 5х)2= 0,25х2.



  1. Представляют в виде многочлена:

  1. (а + 1)2 = (а + 1)(а + 1);

  2. (а - 5)2 = (а – 5)(а + 5);

  3. (2х + 1)2 = (2х + 1)(2х + 1);

  4. (0,1у -0,5)2 = (0,1у -0,5) (0,1у +0,5);

  5. 0,1х -3)(0,1х + 3) = (0,1х - 3)2



Сверяют ответы

анализ эмоционального состояния;

анализ опорных знаний и умений;

смысловое чтение;

умение структурировать знания;

умение осознанного и произвольного построения речевых высказываний в устной форме


умение структурировать знания;

построение логической цепи рассуждений


осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;



контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2. Мотивационный этап

Цель: возбудить интерес учащихся к изучению нового понятия «формулы сокращенного умножения»

Метод: объяснительно – иллюстративный

Прием: практическая работа, фронтальный опрос

Построим квадрат со стороной а, его площадь S1 = a2. Продолжим стороны квадрата на отрезок b, получим квадрат со стороной a + b, площадь которого S = (a + b)2. Вместе с тем, площадь квадрата со стороной a + b (S) состоит из площади квадрата со стороной b(S4) и двух прямоугольников с площадями ab (S2S3).

Тогда чему будет равна площадь квадрата?

А если найти площадь квадрата со стороной a + b

Что получилось?


Строят квадрат со стороной а.


Продолжают стороны квадрата на отрезок b.


S1




S2


Строят квадрат со стороной a + b



S1


S2

S3



S4





Находят площадь квадрата, через площади

S = S1 + S2 + S3 + S4

Находят площадь через сторонуквадрата (a + b)

(a + b)2 = a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2

выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач;

умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

умение составление целого из частей

Ориентировочный этап

- введения определения

Метод: частично – поисковый, репродуктивный

Прием: беседа, работа в тетрадях,, самостоятельная работа, объяснение

При изучении темы «Умножения многочлена на многочлен» необходимо постоянно следить за правильностью умножения многочлена на многочлен, приводить подобные слагаемые.

Задание 1. Перемножьте пары двучленов, приведенных в 1 столбце, а ответ запишите в 3 столбец, в упрощённом виде:

1

2

3

(m + n)(m + n)

(m + n)2


(x – y)(x – y)

(x – y)2


(n –k)(n – k)

(n – k)2


(c + d)(c + d)

(c + d)2


А нельзя ли хотя бы в каких- то случаях упростить данное действие?



Задание 2. Выполните умножение.

(a + 3)(a +3)

(a +3)2


(a - 3)(a - 3)

(a - 3)2


(3 – a)(3 – a)

(3 - a)2


(2 – x)(2 –x)

(2 –x)2


(x – 2)(x – 2)

(x – 2)2



Заметили вы некую закономерность?

Есть ли какой либо другой более удобный способ выполнить умножение двучленов?



При перемножении многочленов и приведение их к стандартному виду, а также при решении многих других задач очень полезными оказываются формулы сокращенного выражения.

Выделим существенные признаки формулы сокращенного выражения.



Давайте разберемся с принципом чтения формул сокращенного умножения. Рассмотрим формулу квадрата суммы вида (a + b)2 = a2 + 2ab + b2.

Рассмотрите левую часть выражения (a + b)2, которое представляет собой квадрат суммы двух выражений a и b, как оно будет читаться? Дальше стоит знак равно, он и произносится как равно.

Теперь рассмотрим правую часть формулы,

a2 + 2ab + b2. Сколько в правой части выражения слагаемых? а2 и b2 квадраты каких выражений. Как читается 2ab? И так, что выяснили про формулу квадрата суммы?

Теперь рассмотрите самостоятельно формулу квадрата разности, левую и правую часть, проговорите вслух.







Выполняют задание 1.

1

2

3

(m + n)(m + n)

(m + n)2

m2 + 2 mn +n2

(x – y)(x – y)

(x – y)2

x2 - 2 xy +y2

(n –k)(n – k)

(n – k)2

n2 - 2 nk +n2

(c + d)(c + d)

(c + d)2

c2 + 2 cd +d2


Пользуясь правилами умножения многочлена на многочлен выявляют, что в некоторых случаях умножения многочлена на многочлен данные действия упрощаются.


Выполняютзадание2.

(a + 3)(a +3)

(a +3)2

a2 + 6a +32

(a - 3)(a - 3)

(a - 3)2

a2 - 6a +32

(3 – a)(3 – a)

(3 - a)2

32 - 6a +a2

(2 – x)(2 –x)

(2 –x)2

22 - 4x +22

(x – 2)(x – 2)

(x – 2)2

x2 - х +22

Заметили закономерность, при выполнении заданий, что при перемножении многочленов и приведение его к стандартному виду есть более удобный способ выполнить умножение двучлена.



Выслушивают учителя.







Рассматривают левую часть формулы квадрата суммы вида (a + b)2. Проговаривая вслух: «квадрат суммы двух выражений».

Рассматривают правую часть, делают вывод, что в правой части формулы расположены, сумма трех слагаемых a2, 2 ab, b2. a2и b2 – это квадраты первого и второго выражений.

2 ab читается как удвоенное произведение двух выражений.

Проговаривают вслух:

квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

Формулу квадрата разности рассматривают самостоятельно, фиксирую в тетрадях определение: квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.


выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

структурирование знаний

выбор наиболее эффективного способа решения задач;



умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;


умение строить логические цепи рассуждений;

выбор наиболее эффективного способа решения задач;

умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;


















умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач;

умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение извлекать нужную информацию;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

умение представлять информацию в развернутом виде;

умение обобщать факты

- формирования действия распознавания

Метод: частично –поисковый

Прием: самостоятельная работа, беседа, объяснение

На столе у вас есть карточки. Найдите ошибки в формулах сравнивая с эталоном, объясните, где допущены ошибки?

Формула - эталон

 

(а - в)2 = а2 - 2ав + в2



(а + в)2= а+ 2ав + в2

(а - в)2= а - 2ав + в

(а - в)2 = а2 - 2ав + в

(а +в)2= 2а2 +2ав + в2

(а - в)2= а2 -2ав - в2

(а +в)2= а2 - 2ав + в2










Находят ошибки

Формула - эталон

 

(а - b)2 = а2 - 2аb + b2



(а + b)2= а+ 2аb + b2

(а - b)2= а - 2аb + b,

Ошибка: (а,b) – не в квадрате;


(а - b)2 = а2 - 2аb + b

Ошибка:(b) – не в квадрате;


(а +b)2= 2а +2аb + b2

Ошибка: удвоенное произведение первого выражения;


(а - в)2= а2 -2аb - b2

Нет ошибки;


(а +в)2= а2 + аb + b2

Ошибка: отсутствует удвоенное произведение первого и второго выражения


выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач;

умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

умение находить ошибки в представленном решении.


  1. Первоначальное применение понятия

Цель: отработка навыков по использованию понятия «формулы сокращенного выражения» при решении задач

Метод: репродуктивный

Прием: решение практических задач, беседа, объяснение

Учитель вызывает учащихся к доске, контролируя работу и отвечающих, и выполняющих задания в тетрадях. № 871

Выполнить возведение в квадрат

а) (х2-5)2

в) (2a + b4)2

б) (7 – у3)2

г) (- 3p + q3)2



Выполняют № 871 у доски, при возведении в квадрат, обосновывая ответ.

а)(х2 -5)2 = х4 - 10х2 + 25

2)2 = х4 и 52 = 25 квадраты первого и второго выражений, 2 5 х2 = 10х2 удвоенное произведение двух выражений;

б) (7 – у3)2 = 49 – 14у3 + у6

(7)2 = 49 и (у3)2 = у6 квадраты первого и второго выражений, 27у3 удвоенное произведение двух выражений;

в) (2a + b4)2 = 4а2 + 4ab4 +b8

(2a)2 = 4a2 и (b4)2 = b8 квадраты первого и второго выражений, 2 (2аb4) удвоенное произведение двух выражений;

г) (- 3p + q3)2 = 9p2 – 6pq3 + q6

(-3p)2 = 9p2 и (q3)2 = q6 квадраты первого и второго выражений, 2((- 3pq3) удвоенное произведение двух выражений.

анализ;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действий;


выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;


усвоение общего способа действий

  1. Расширение класса решаемых задач.

Цель: воспроизведение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

Метод: частично – поисковый, репродуктивный.

Прием: работа с учебником, практическая работа

Чтобы возвести большое число не надо пользоваться калькулятором, а используя формулу квадрата суммы и квадрата разности можно вычислить быстро большие числа.

Например, в № 869 надо вычислить, используя формулу квадрата суммы или квадрата разности

а) 612

в) 9992

д) 9,92

б) 1992

г) 7022

е) 10,22








Вы сегодня изучили две формулы, которые вам, для выполнения следующего задания.

Найдите значения выражения:

а) 42 + 4ab + b2 при a + 2b = - 3;

б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2

№ 869 вычисляют, используя формулу квадрата суммы и квадрата разности:

а) 612 = (60 + 1)2 = 602 + 2601 + 12 = 3600 + 120 + 1 = 3721;

б) 1992 = (200 – 1)2 = 2002 - 22001 + 12 = 40000 -400 + 1 = 39601

в) 9992 = (1000 – 1)2 = 10002 – 210001 + 12 = 1000000 – 2000 + 1 = 998001;

г) 7022 = (700 + 2)2 = 7002 + 27002 + 22 = 490000 + 2800 + 4 = 492804

д) 9,92 = (10 – 0,1)2 = 102 - 210 0,1 + 0,12 = 100 – 2 + 0,01 = 98,01;

е) 10,22 = (10 + 0,2)2 = 102 + 210 0,2 + 0,22 = 100 + 4 + 0,04 = 104,04.



Находят значение выражения, обосновывая ответ:

а) 42 + 4ab + b2 ,

если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = 42, квадрат второго выражения равен b2? А удвоенное произведение равно 4ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (4 + b)(4 + b). При a + 2b = -3 получим (-3)(-3) = 9

ответ: 9

б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2

если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = b2, квадрат второго выражения равен 9a2. А удвоенное произведение равно 6ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (b – 3a)(b – 3a). при 3a – b = - 2получим (-2)(-2) = 4

ответ: 4


Выполнять учебно познавательные действия в материализованной и письменной форме;

Самостоятельное выделение и формирования познавательной цели;

Структурирование знаний;

Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия;

Преобразование модели с целью выявления общих законов;

Анализ объектов;

Использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи


Структурирование знаний;

Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия;

Преобразование модели с целью выявления общих законов;

Анализ объектов;

Использовать знаково – символичные средства для решения

учебной задачи

Д\ з стр. 148 вопрос 1,2 Проведите доказательство,

Выполнить в рабочих тетрадях № 893т(в, д), № 894 (в), 895 применяя формулы квадрата суммы и квадрата разности

Записывают задания на дом, задают вопросы по выполнению домашней работы

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Представлять информацию в развернутом виде.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!