Конспект урока истории
Автор - Огиенко Яна Викторовна
ГОУ Семейкинская СОШ – ДС № 31
[email protected]

Конспект урока истории. 6 классе (по учебнику авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской)
Тема: Искусство Средневековья
Цель: познакомить учащихся с известными произведениями и памятниками средневековой архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование умений анализировать различные виды памятников архитектуры, архитектурные стили, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство эстетического вкуса, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Развивающие: развитие мышления, памяти, умения анализировать, делать выводы.
Оборудование: вид романского храма, готического храма, скульптуры, витража, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Проверка Д/З, ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Работа с дополнительной информацией
5. Закрепление изученного материала.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу
2. Проверка Д/З Беседа
Работа с классом. Ответьте на следующие вопросы:
1. В Средние века грамматика, логика, физика, арифметика и геометрия причислялись к низшей ступени знания. А какие науки стояли на самом верху?
2. В Средние века рукописная книга была очень дорогой. Библиотека из нескольких десятков книг могла стоить целое состояние. Первые печатные книги стоили в 5-10 раз дешевле, но все же оставались достаточно дорогими. С развитием книгопечатания книги значительно подешевели. Почему рукописные книги были так дороги?
3. Почему печатные книги стоили дешевле?
4. К чему вело удешевление книг?
Примерные ответы учеников:
1. Высшими науками считались философия и богословие. Среди наук о природе самой таинственной и сложной считалась астрономия.
2. Их создание требовало много труда и времени, при этом книга оставалась штучным товаром и ценилась как произведение искусства.
3. Процесс их изготовления значительно упростился в результате применения печатного станка. Более того, они издавались сразу в большом количестве экземпляров.
4. Удешевление книг вело к их большей доступности, распространению грамотности и просвещения среди более широкого круга людей.
3. Изучение нового материала. Объяснение и беседа
Итак, мы продолжаем изучать тему "Культура Западной Европы в XI-XV вв.". Частью культуры любого народа является не только технические открытия, образование и наука, орудия труда, различные изделия ремесленников, а также искусство.
Искусство – это вид культурной деятельности, особый способ познания и переосмысления окружающего мира.
Период после падения Римской империи и до XI века был крайне тяжелым. То было время больших потрясений. Положение усугублялось постоянной борьбой против захватчиков: с ІX по X век это были арабские завоевания, а в X веке особенно сильными и разорительными были набеги викингов (норманнов или варяг). Это был период борьбы с внешними врагами и междоусобными войнами, которые привели к значительному оскуднению культуры.
В XI веке искусство начинает развиваться. Это был период значительного влияния религии на все аспекты человеческой жизни, в том числе, и на творчество. Воздействие церкви проявлялось во всех отраслях культуры:
- в литературе;
- в архитектуре;
- в живописи;
- в скульптуре;
- в музыке
(учащиеся оформляют 1 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры).
Особенности искусства Средних веков:
зависимость от религии;
преобладание библейских мотивов;
развитие иконописи (изображение святых, их бытия);
отказ от античного наследия;
неразрывная связь с народным творчеством.
(учащиеся оформляют 2 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры).
. 


Средневековое искусство представлено двумя архитектурными стилями романским и готическим (учащиеся оформляют 3 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры). Романский стиль характерен для суровых оборонительных сооружений, готика связана со средневековым городом.
С развитием городов в XІ – XІІ веках архитектура становится одним из главных видов искусства. Появляются совершенно новые типы зданий, неизвестные ранее, - ратуша, рынок, биржа и др.


Скульптура широко распространяется благодаря развитию архитектуры. И романский, и готический стили активно использовали скульптуры для украшения зданий, храмов и соборов. Применяются монументальные скульптуры и рельефы.
Музыка в Средние века представлена следующими видами:
религиозные гимны;
хоровое пение;
игра на органе.
Представителями музыкального искусства были трубадуры и менестрели. Их любимы музыкальные инструменты - маленькая арфа и флейта (учащиеся оформляют 4 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры).



Выводы: Все изложенное касается общих закономерностей развития искусства в Средние века. В каждой европейской стране оно имело свои особенности.
4. Работа с дополнительной информацией
Иску́сство Средневеко́вья — период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство (учащиеся оформляют 5 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры). Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство (учащиеся оформляют 6 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры).
Средневековое искусство затронуло разные области и значительно повлияло на развитие скульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на обработку металла и многие другие отрасли.
Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской империи и иконографическихтрадиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.
Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства:
Витраж
Живопись (гравюра, икона, фреска)
Керамика (гончарное производство)
Книги (иллюминированная рукопись, каллиграфия, манускрипт, минускул, переплет книг)
Металлургия (художественная обработка металла)
Мозаика
Надгробные памятники
Реликварии
Скульптура (деревянная скульптура, статуя)
Резьба по слоновой кости
Изделия из стекла
Столярное ремесло (мебель)
Изготовление печатей
Текстиль (ткачество, ковер, гобелен, пигменты, средневековая одежда)
Ювелирное искусство
(учащиеся оформляют 7 – й кластер и, работая с учебником, приводят конкретные примеры).
5. Беседа
В завершении нашего давайте вспомним "Что ценили люди того времени?" (ценили справедливость, трудолюбие, находчивость, острый ум, великодушие, щедрость, умение любить).
Вспомните с какими новыми стилями и видами искусства мы сегодня познакомились?
6. Задание на дом читать параграф___, выучить новые термины, учиться отображать схемы (кластеры).
Записывают домашнее задание.