ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока
Предмет: Технология Класс: 7 Урок 45-46
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема урока: Окончательная влажно-тепловая обработка.
Пр.р. Защита проекта.
Тип урока: комбинированный
ИКТ:мультимедийное сопровождение,мини-камера.
Оборудование: швейная машина, гладильная доска, утюг, проектируемое изделие, рабочая коробка (игольница, ножницы, иглы, булавки, колышек – распарыватель), рабочая тетрадь, карандаш, ручка, технологическая карта по теме.
Планируемые результаты
Личностные: проявление познавательных интересов и активности; соблюдение правил безопасности электроутюгом, на швейной машине; умение преодолевать усталость, повышение работоспособности; способность к саморазвитию, соблюдения гигиенической культуры; культуры развития речи, мышления; работы и творчества.
Метапредметные:
регулятивные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически рассуждать о технологической последовательности обработки юбки от одной операции к другой; коммуникативные: умение вести диалог, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль в совместной деятельности; умение точно выражать свои мысли; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве, повышать качество культуры поведения (сдержанность, порядочность, умение вести себя в различных ситуациях); культуры межличностных отношений.
познавательные: умение работать с учебником, с иллюстрацией учебника; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; расширение и углубление объема знаний и умений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности, рефлексия своей деятельности,
Предметные: рациональное использование информации; планирование технологического процесса; подбор инструментов; соблюдение правил БТ; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; наличие культуры труда при выполнении работ.
Тип урока: комбинированный.
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Решаемые учебные проблемы: Окончательная обработка изделия. Требования к готовому изделию.
Основные понятия, изучаемые на уроке: терминология ВТО.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
- А урок мы начнем с пословиц: «С трудной вещью помучишься - многому научишься». «Первая вещь - не всегда комом»
Учащиеся должны объяснить, как они понимают эти пословицы.
Вот наш фартук и сшит. Давайте подведем итог чему мы научились.
Этап 2. Повторение и обобщение пройденного материала.
Основой жизни на Земле
Можно труд назвать вполне.
Человек трудом гордится,
Другой же может лишь его стыдиться.
Без стараний и умений
Не жди успехов, достижений.
Сегодня у вас по технологии зачет-
Творческого проекта защита-отчет.
Работали вы над ним увлекательно,
Давайте слушать друг друга внимательно.
«Одна из важнейших задач школы - научить пользоваться знаниями» В.А.Сухомлинский (эпиграф к уроку).
- Изготовление одежды своими руками – одно из средств самовыражения – превращается в творческий процесс и дает возможность воплотить свои идеи в реальные конкретные швейные изделия.
- Сегодня наступил замечательный и волнующий для всех нас момент – ежегодное представление творческих проектов, изготовленных вами на уроках технологии. От вас потребуется максимальная собранность и внимательность, а также хороший настрой. Каждый, кто вас слушает, может узнать о ваших находках, интересных маленьких открытиях и даже задать свой вопрос, принять участие в обсуждении услышанного. Желаем всем вам успеха!
- Оценкой вашей работы будет заниматься жюри. Представление членов жюри: 3 ученицы 11 класса, учителя школы.
Использование проектора и экрана:
Сообщение темы урока: «Защита проекта» - вывод темы на экран с помощью проектора.
Ознакомление с этапами проведения защиты проекта:
Этапы работы:
Работа с тестами.
Работа по карточкам – моделирование, материаловедение.
Защита проекта.
Учитель собирает проекты учащихся и передает для оценивания членам жюри. Оценивание проводится по 5-балльной системе по следующим параметрам: содержание, оформление, эскиз.
Оценочный лист для жюри.
№ | Фамилия, имя | Содержание проекта | Оформление проекта | Эскиз | Тесты | Материаловедение | Моделирование | Презентация проекта | Ответы на вопросы | Качество изделия | Демонстрация изделия | Эстетичность | Итоговая оценка | Отбор участниц в общешкольный показ моделей |
1. | | | | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | | | | |
Работа с тестами. (5 мин.) « Голове работа…»
- Учащиеся приступают к работе с тестами (Приложение №1). На тесты отводится 5 минут. Тесты собираются и передаются в жюри. Члены жюри, применив «ключ» (Приложение №2), оценивают ответы учащихся.
Работа по карточкам. (10 мин).
Карточки включают в себя следующие задания:
Моделирование – разработка фасона.
Материаловедение – определение волокнистого состава ткани.
-Учитель проводит инструктаж по выполнению заданий.
Карточки с выполненными заданиями также передаются в жюри для оценивания.
Этап 3. Защита проекта.
На защиту проекта каждой отводится 4-5 минут. Ваша задача представить выполненный творческий проект. Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свое готовое изделие, рассказывают о нем по следующему плану:
1) Описание изделия.
2) Назвать причины, побудившие вас взяться за выполнение данного проекта. Обосновать выбранную тему.
3) Обоснование выбора ткани и других материалов.
4) Выбор оборудования.
5)Технологическая последовательность изготовления изделия.
6) Себестоимость изделия.
7) Указать на положительные и отрицательные особенности вашей модели, то есть подчеркнуть достоинства и выявить недостатки выполненного изделия.
В конце защиты защищающиеся отвечают на возникшие вопросы членов жюри, учащихся.
Примерные вопросы: 1) Почему вы выбрали именно эту модель одежды (эту работу)?
2) Какие положительные или отрицательные моменты возникли в вашей работе?
3) Что вы бы изменили в своей работе и почему?
4) Какое практическое применение можно найти вашей работе?
5) Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
6) Интересно ли было работать над выполнением проекта?
7) Что вызывало трудности, как вы с ними справлялись?
Демонстрация изделий.
- По окончании защиты проектов учащиеся под музыкальное сопровождение демонстрируют свои изделия.
Члены жюри с помощью учителя оценивают эстетичность и умение продемонстрировать модели. Определяют итоговую оценку путем суммирования результатов на всех этапах работы на уроке (все итоги вводятся в таблицу «Оценочный лист») .
Этап 4. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание.
- Вспомните начало урока, мы начали с пословиц «С трудной вещью помучишься - многому научишься». «Первая вещь - не всегда комом»
Подводим итоги урока. Многие из вас отнеслись к выполнению задания серьезно. Проекты выполнили соответственно представленным требованиям.
Отвечая на тестовые задания, вы получили следующие оценки (объявляются оценки).
Работа по карточкам оценена … (оценки).
Члены экспертной комиссии анализируют проделанные работы (проекты). Объявляют победителей и вручают дипломы по номинациям: «Лучшая презентация», «За оригинальность изделия», «Лучшая реклама», «За высокое качество», «Оформление проекта», « За глубину знаний».
При презентации своего изделия показали хорошую подготовленность.
Оригинальность при защите проекта проявили … учащиеся.
Получили следующие итоговые оценки (объявляются итоговые оценки членами жюри).
Решением жюри учащиеся (зачитываются фамилии) включены в состав участниц общешкольной демонстрации моделей.
Благодарю всех за проявленную активность при выполнении творческих проектов, а жюри за ответственность и справедливость при оценивании работ учащихся.
«В деянии начало бытия», - сказал немецкий философ и поэт И. Гете.
«Статую красит вид, а человека – деяние» (Древнегреческий мудрец Пифагор.)
Помните, девочки, именно в процессе трудовой деятельности вы постепенно научитесь осознавать свои могучие творческие способности.
Желаю вам дальнейших творческих успехов. Вас ждет создание многих интересных творческих проектов.
Дерзайте! Проявляйте инициативу, фантазию, умения, полученные на уроках технологии, и тогда ваши работы будут успешными и красивыми, а от результатов своего труда вы сможете получать громадное наслаждение, радость.
Урок окончен.
Уборка рабочих мест
Домашнее задание: канва, рабочая коробка для вышивания, форма.
Приложение №1.
Тестовые задания.
Материаловедение.
Установите соответствие.
ВИД ВОЛОКОН | ВОЛОКНА |
Растительные волокна | А. Шелк |
Волокна животного происхождения | Б. Асбест |
Химические волокна | В. Хлопок |
Минеральные волокна | Г. Шерсть |
Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
Долевая нить на ткани определяется:
По кромке
По звуку;
По рисунку;
По прочности;
По растяжимости.
К гигиеническим свойствам ткани относятся:
Прочность;
Гигроскопичность;
Драпируемость;
Воздухопроницаемость.
Машиноведение.
В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
Длины стежка
Ширины стежка
Ширины зигзага
Натяжения верхней нити.
Поломка машинной иглы может произойти, если:
1.Игла погнута;
2. Игла вставлена в иглодержатель до упора;
3. Игла вставлена в иглодержатель не до упора;
4. Слишком толстая нитка.
Конструирование.
Для построения чертежа юбки необходимы мерки:
Ст
Вс
Сб
Дтс
Ди
7. Мерку Сб снимают:
1. Для определения длины пояса;
2. Для определения длины изделия;
3. Для определения ширины изделия.
Моделирование.
8. Юбки по конструкции (покрою) бывают:
1. Прямые;
2. Косые;
3. Клиньевые;
4. Диагональные;
5. Конические.
9. К швейным изделиям поясной группы относятся:
1. Платье;
2. Юбка – брюки;
3. Юбка;
4. Сарафан.
10. Долевая нить ткани при раскладке выкройки прямой юбки располагается:
По ширине;
По длине;
3. По диагонали.
11. Заполнить данную табличку так, чтобы номеру рисунка соответствовал определённый термин.
Приложение № 2.
Ключ для жюри к тестам.
1В, 2А, 2Г, 4Б.
1, 2, 3, 5.
2, 4.
1, 3, 4.
1, 3, 4.
1, 3, 4, 5.
3.
1, 3, 5.
2, 3.
2.
Чтобы правильно выполнить влажно-тепловую обработку деталей или изделия, применяют следующую терминологию.
Термин | Содержание работы | Область применения |
Приутюжить | Уменьшить толщину шва или края детали | Карманы, бретели, край низа изделия |
Заутюжить | Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении | Складки, припуски необработанного среза |
Разутюжить | Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении | Стачной шов пояса, оборки |
Декатировать | Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки | Декатировать ткань перед раскроем |
Отутюжить | Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку | Отутюжить готовое изделие |