Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.
Урок окружающего мира в IV классе по программе «Школа России».
Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.
Цель: Знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Форма работы: в группах.
Приемы технологии развития критического мышления: «Верные и неверные высказывания», «шесть шляп», «инсерт», «рафт».
Оборудование: шесть шляп, таблицы, материалы из статей.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Вызов:
- Наш урок я хотела бы начать со следующих строк:
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
- Как вы понимает эти слова?
- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?
Идём мы с вами по тропинке лесной,
Вопросы нас обгоняют гурьбой.
Дана нам возможность экологами стать,
Чтобы экологические проблемы решать.
- Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.
Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука.
- Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.
- Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое.
- Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос.
Прием «Верные и неверные высказывания»
- Предлагаю разделиться на 6 групп и сыграть в игру «Верите ли вы, что… ». Я читаю вопрос, вы в группе обсуждаете ответ и на листе в таблице под номером вопроса ставите «+» или «-».
- Итак, верите ли вы, что… :
1… в воде морей, рек, океанов содержатся ядовитые вещества, радиоактивные отходы?
2… в связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса нарушаются цепи питания?
3… стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых?
4… загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности и транспорта, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в атмосферу более миллиарда твердых и газообразных частиц?
5… в результате выброса вредного вещества на химическом предприятии город несколько лет может быть необитаемой зоной?
6… за 20 лет с поверхности планеты исчезло море?
7… если люди погубят окружающую природу, они не смогут выжить?
8… человек связан с окружающей природой?
9… через два – три поколения исчезнет человечество, если будет, легкомысленно относится к окружающей среде.
- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
II. Восприятие и осмысливание знаний.
Осмысление:
-Прочитайте. (Сын или покоритель?)
Приём «ИНСЕРТ»
- Кем человек должен стать для природы?
- Прочитайте статью учебника (с.47)
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; | «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; | « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; | «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)
- Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.
- Поиск информации мы продолжим в группах.
Приём «Шесть шляп»
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы:
Белая – факты;
Жёлтая – позитив;
Чёрная – негатив;
Красная – эмоциональное состояние;
Зелёная – выход из сложившейся ситуации;
Синяя – обобщение высказывания групп.
1 группа. Белая шляпа.
- Используя предложенную информацию, расскажите об экологических проблемах фактами.
Экологические проблемы современного мира многообразны.
В 1969 году произошла экологическая катастрофа на реке Рейн. Из-за 50 килограмм вредного вещества пролежавшего в реке 2 года, произошел поражающий своими масштабами многомиллионный мор рыбы.
Возможно, взрослые помнят ужасную экологическую катастрофу в Севезо, когда в результате выброса облака диоксина на химической фабрике город около полутора лет был необитаемой зоной.
Люди даже стали свидетелями того, как за 20 лет с поверхности планеты исчезло Аральское море.
Крупнейшая в XX веке техногенная катастрофа произошла в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС. Общая площадь радиоактивного загрязнения охватила многие районы Украины, Белоруссии, а также ряд областей России. В 2009 году незаконное захоронение нефтяных отходов в Башкирии привело к загрязнению сельскохозяйственных земель и нанесло вред окружающей среде.
В 2010 году беспечное и безответственное отношение людей к лесу и аномальная жара привели к крупным лесным пожарам в России.
Уже ни для кого не секрет, что сегодня основной экологической проблемой развитого государства является освобождение от мусора.
Ольхон - крупнейший остров озера Байкал. Одной из самых насущных экологических проблем о. Ольхон является утилизация бытовых отходов. В настоящее время эта проблема решается путем свалки отходов в лесной зоне.
20 апреля 2010 г. взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, привел к утечке нефти, получившей самую широкую за несколько десятилетий огласку.
Ущерб, нанесенный утечкой был гигантским. Пострадали пляжи, в основном в Мексике, но в некоторой степени и в США. Погибло большое количество птиц, пострадали популяции креветок, кальмаров и некоторых рыб.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Как человек связан с окружающей природой.
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если люди погубят окружающую природу, смогут ли они выжить. Используйте материал из статьи.
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других
животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
Тропические леса - это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить. Что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных.
По-прежнему большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства сбрасывают сточные воды без очистки. Качество отводимых сточных вод в основном не соответствует установленным нормам. Не улучшилось качество питьевой воды.
Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых.
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности ежегодно выбрасывают «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде.
Между тем решение таких глобальных проблем требует неотложных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Выступление групп:
- Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Рефлексия:
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Приём РАФТ.
- Давайте подведём итог нашего урока.
Для этого я предлагаю вам течение 3-5 минут составить и записать РАФТ.
- Определим четыре параметра будущего текста:
Р – роль (любой представитель нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф - форма – рассказ или диалог
Т – тема «Прошлое и настоящее глазами эколога».
- Зачитайте, что у вас получилось.
Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?
(Может, если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать её.)
— А может ли человек один вылечить планету?
(Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, т.к. они являются её частью.)
IV. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Планета заболела».