СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока, выполненный в технологии РКМ. Урок окружающего мира в IV классе. Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, выполненный в технологии РКМ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, выполненный в технологии РКМ. Урок окружающего мира в IV классе. Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.»

Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.

Урок окружающего мира в IV классе по программе «Школа России».

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.

Цель: Знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

  • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Форма работы: в группах.

Приемы технологии развития критического мышления: «Верные и неверные высказывания», «шесть шляп», «инсерт», «рафт».

Оборудование: шесть шляп, таблицы, материалы из статей.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Вызов:

- Наш урок я хотела бы начать со следующих строк:

Природа дарит людям чудеса,

Мы перед ней навечно стали должниками.

Но долг природе мы обязаны отдать,

Иначе мы не сможем выжить сами.

- Как вы понимает эти слова?

- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

Идём мы с вами по тропинке лесной,

Вопросы нас обгоняют гурьбой.

Дана нам возможность экологами стать,

Чтобы экологические проблемы решать.

- Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука.

- Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

- Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое.

- Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос.

Прием «Верные и неверные высказывания»

- Предлагаю разделиться на 6 групп и сыграть в игру «Верите ли вы, что… ». Я читаю вопрос, вы в группе обсуждаете ответ и на листе в таблице под номером вопроса ставите «+» или «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9










- Итак, верите ли вы, что… :

1… в воде морей, рек, океанов содержатся ядовитые вещества, радиоактивные отходы?

2… в связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса нарушаются цепи питания?

3… стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых?

4… загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности и транспорта, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в атмосферу более миллиарда твердых и газообразных частиц?

5… в результате выброса вредного вещества на химическом предприятии город несколько лет может быть необитаемой зоной?

6… за 20 лет с поверхности планеты исчезло море?

7… если люди погубят окружающую природу, они не смогут выжить?

8… человек связан с окружающей природой?

9… через два – три поколения исчезнет человечество, если будет, легкомысленно относится к окружающей среде.

- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

II. Восприятие и осмысливание знаний.

Осмысление:

-Прочитайте. (Сын или покоритель?)

Приём «ИНСЕРТ»

- Кем человек должен стать для природы?

- Прочитайте статью учебника (с.47)

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)

- Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

- Поиск информации мы продолжим в группах.

Приём «Шесть шляп»

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы:

Белая – факты;

Жёлтая – позитив;

Чёрная – негатив;

Красная – эмоциональное состояние;

Зелёная – выход из сложившейся ситуации;

Синяя – обобщение высказывания групп.


1 группа. Белая шляпа.

- Используя предложенную информацию, расскажите об экологических проблемах фактами.

Экологические проблемы современного мира многообразны.

В 1969 году произошла экологическая катастрофа на реке Рейн. Из-за 50 килограмм вредного вещества пролежавшего в реке 2 года, произошел поражающий своими масштабами многомиллионный мор рыбы.

Возможно, взрослые помнят ужасную экологическую катастрофу в Севезо, когда в результате выброса облака диоксина на химической фабрике город около полутора лет был необитаемой зоной.

Люди даже стали свидетелями того, как за 20 лет с поверхности планеты исчезло Аральское море.

Крупнейшая в XX веке техногенная катастрофа произошла в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС. Общая площадь радиоактивного загрязнения охватила многие районы Украины, Белоруссии, а также ряд областей России. В 2009 году незаконное захоронение нефтяных отходов в Башкирии привело к загрязнению сельскохозяйственных земель и нанесло вред окружающей среде.

В 2010 году беспечное и безответственное отношение людей к лесу и аномальная жара привели к крупным лесным пожарам в России.

Уже ни для кого не секрет, что сегодня основной экологической проблемой развитого государства является освобождение от мусора.

Ольхон - крупнейший остров озера Байкал. Одной из самых насущных экологических проблем о. Ольхон является утилизация бытовых отходов. В настоящее время эта проблема решается путем свалки отходов в лесной зоне.

20 апреля 2010 г. взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, привел к утечке нефти, получившей самую широкую за несколько десятилетий огласку.

Ущерб, нанесенный утечкой был гигантским. Пострадали пляжи, в основном в Мексике, но в некоторой степени и в США. Погибло большое количество птиц, пострадали популяции креветок, кальмаров и некоторых рыб.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Как человек связан с окружающей природой.

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если люди погубят окружающую природу, смогут ли они выжить. Используйте материал из статьи.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других

животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

Тропические леса - это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить. Что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных.

По-прежнему большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства сбрасывают сточные воды без очистки. Качество отводимых сточных вод в основном не соответствует установленным нормам. Не улучшилось качество питьевой воды.

Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых.

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности ежегодно выбрасывают «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде.

Между тем решение таких глобальных проблем требует неотложных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Выступление групп:

- Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.

III. Обобщение и систематизация знаний.

Рефлексия:

- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

Учитель читает вопросы, дети отвечают.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Приём РАФТ.

- Давайте подведём итог нашего урока.

Для этого я предлагаю вам течение 3-5 минут составить и записать РАФТ.

- Определим четыре параметра будущего текста:

Р – роль (любой представитель нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф - форма – рассказ или диалог

Т – тема «Прошлое и настоящее глазами эколога».

- Зачитайте, что у вас получилось.

Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

(Может, если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать её.)

— А может ли человек один вылечить планету?

(Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, т.к. они являются её частью.)

IV. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Планета заболела».