СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Загадки- произведения устного народного творчества. Классификация загадок по тематическим группам.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: Загадки- произведения устного народного творчества. Классификация загадок по тематическим группам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Загадки- произведения устного народного творчества. Классификация загадок по тематическим группам.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)








Конспект урока литературного чтения























Класс: 2

УМК: Школа России

Тема урока: Загадки- произведения устного народного творчества. Классификация загадок по тематическим группам.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Ознакомление обучающихся с произведениями устного народного творчества – загадками и их классификацией.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с произведением устного народного творчества - загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам.

Развивающие: развивать память, внимание и словарный запас учеников и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к загадкам, чтению и народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Знать особенности загадки как произведения устного народного творчества,

  • загадывать и отгадывать загадки,

  • понимать, как создается загадка.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • оценивать результат;

  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

  • определять круг своего незнания;

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

  • извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.

Личностные:

  • сформировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • сформировать учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • сформировать способность к оценке своей учебной деятельности;

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, учебник литературного чтения, презентация к уроку.

Оборудование для учащихся: учебник.





План урока:

  1. Организационный момент (30 сек)

  2. Мотивационный настрой (1 мин)

  3. Речевая разминка (4 мин)

  4. Актуализация знаний (10 мин)

  5. Работа по теме урока (16 мин)

  6. Физкультминутка (2 мин)

  7. Подведение итогов урока (10 мин)

  8. Рефлексия (1 мин)

  9. Организационный момент (30 сек)






Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф,И,П,Г

Дидактиче

ские

средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

I. Организационный момент



Настроить учащихся на работу на уроке

С: Беседа

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Елизавета Ивановна.

Приветствуют учителя

Ф


Наблюдение

Л: сформировать широкую мотивационную основу учебной деятельности.

II. Мотивационный настрой

Повторить определение понятий и алгоритм их выведения

С: Беседа

-Я рада видеть ваши лица, ваши глаза.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.


-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.





Ф

Интерактивная доска:


2 слайд

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

П: должны уметь различать жанры устного народного творчества; уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.












Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;







П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания;

отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация).

III. Речевая разминка



1. Рассмотри внимательно.

Поразмысли не спеша,

И отыщешь обязательно

Пять вещей на букву «Ш».

шуба, шарф, шапка, шар, шнурки - Назовите одинаковый звук в словах? - Какой это звук?


2. Летит птица –

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.


- Прочитайте текст хором медленно.


- Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).

Шуба, шар, шарф, шишка, шапка.
















Слайд 3









Слайд 4


IV. Актуализация знаний

Подготовить учеников к работе, восприятию нового материала

С: Беседа

-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами.



- Ребята, с чего начался наш урок?


-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?


-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».


- Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»


- Чему мы будем учиться? Что узнаем?


-Какую цель вы можете поставить для урока?



- Совершенно верно!

Пословицы, русские народные песни, колыбельные песни, потешки и прибаутки, считалки и небылицы.


С загадки об улыбке














Узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки

Ф

Интерактивная доска










Слайд 5

Контроль со стороны учителя

V. Работа по теме урока

Изучить новую тему, грамотно преподнести ее учащимся

С: Беседа, рассуждение
























Работа в учебнике

- Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?


- В словаре С. И. Ожегова объяснение слову загадка:

Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать. То, что непонятно и требует решения или разъяснения.


-Подберите однокоренные слова к слову» загадка»




- Все ли загадки одинаковые?


- На какие группы можно разделить загадки?


- Совершенно верно загадки можно разделить на следующие группы: народные литературные, о природе, о человеке, о предметах быта, о животных, о фруктах и овощах и т.д.


Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника, откройте учебник на с. 24. Определите к каким группам они относятся.


- Не куст а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.


- Какие слова, помогли вам догадаться, о чем идет речь?


- Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладёт.


- Какие слова, помогли вам догадаться, о чем идет речь?


- Кто говорит молча?












загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка.



Нет

















Книга, это загадка о книге







Карандаш, загадка об учебных принадлежностях.







Книга.

Ф

Слайд 6



















Слайд 7













Слайд 8







Слайд 9







Слайд 10

Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

VI. Физкультминутка

Создать комфортные условия для отдыха детей

П: упражнение

- Немного отдохнем, встаньте.


- Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.


- Молодцы! Садитесь


Выполняют упражнения




Ф


Контроль со стороны учителя,

самоконтроль

Работа по теме урока

Изучить новую тему, грамотно преподнести ее учащимся

С: Беседа, рассуждение


Прочитайте и отгадайте загадки на странице 25 учебника.


1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

2. Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слёзы проливает.

3. Золотое решето черных домиков полно.

4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.


- Молодцы, хорошо справились с заданием!


- А теперь ответим на первый вопрос на с.25 учебника, определите тему прочитанной загадки.


- На слайде представлены ответы на загадки, ваша задача послушать загадку и разделить ее ответ по группам: сад и огород, животные, книга и письмо.


Чёрные птички

на каждой страничке

Молчат, ожидают,

кто их прочитает. (Буквы)


На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох)


В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)


Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)


С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!..

Да нельзя, я – школьный … (Ранец)


Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)





1. Петух


2. Лук


3. Подсолнух

4. Морковь


5. Ёж







Да, к одной загадке может быть несколько отгадок. Тема: сад и огород.


Делят загадки на группы.





Слайд 11,12,13,14,15



VII. Подведение итогов

Выяснить, чему научились ученики на уроке, научить обобщать и делать выводы

С:

Беседа, обсуждение, рассуждение

Проведем конкурс: «Кто больше знает загадок: мальчики или девочки».


- Разделимся на две группы.


- Молодцы, в нашей игре победили …..


- О чем сегодня говорили на уроке?


- Что вы запомнили о загадках?

Дома подбирают загадки, а на уроке соревнуются.


Ф


Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Л: сформировать способность к оценке своей учебной деятельности;

VIII. Рефлексия

Оценивать свою деятельность на уроке

С:

Беседа

-Оцените вашу работу на уроке.


-Поднимите руку те, у кого все получилось/испытывал затруднения/не смог выполнить.


Оценивают свои знания, отвечают на вопрос.

Ф

Интерактивная доска

Наблюдение, контроль со стороны учителя

Л: сформировать способность к оценке своей учебной деятельности;

IX. Организационный момент

Завершить урок

С:
Беседа

- Запишите домашнее задание


- Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы все большие молодцы! Урок окончен!

Слушают учителя.

Ф


Контроль со стороны учителя

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.