Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф,И,П,Г – | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
I. Организационный момент | Настроить учащихся на работу на уроке | С: Беседа | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Елизавета Ивановна. | Приветствуют учителя | Ф | | Наблюдение | Л: сформировать широкую мотивационную основу учебной деятельности. |
II. Мотивационный настрой | Повторить определение понятий и алгоритм их выведения | С: Беседа | -Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. Отгадайте загадку: Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет: То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. -Подарим друг другу улыбки и начнем урок. | | Ф | Интерактивная доска: 2 слайд | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | П: должны уметь различать жанры устного народного творчества; уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ. Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация). |
III. Речевая разминка | | | 1. Рассмотри внимательно. Поразмысли не спеша, И отыщешь обязательно Пять вещей на букву «Ш». шуба, шарф, шапка, шар, шнурки - Назовите одинаковый звук в словах? - Какой это звук? 2. Летит птица – Не крылата, не перната, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьёт, Тот человеческую кровь прольёт. - Прочитайте текст хором медленно. - Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой). | Шуба, шар, шарф, шишка, шапка. | | Слайд 3 Слайд 4 | |
IV. Актуализация знаний | Подготовить учеников к работе, восприятию нового материала | С: Беседа | -Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами. - Ребята, с чего начался наш урок? -Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке? -Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка». - Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка» - Чему мы будем учиться? Что узнаем? -Какую цель вы можете поставить для урока? - Совершенно верно! | Пословицы, русские народные песни, колыбельные песни, потешки и прибаутки, считалки и небылицы. С загадки об улыбке Узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки | Ф | Интерактивная доска Слайд 5 | Контроль со стороны учителя |
V. Работа по теме урока | Изучить новую тему, грамотно преподнести ее учащимся | С: Беседа, рассуждение Работа в учебнике | - Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка? - В словаре С. И. Ожегова объяснение слову загадка: Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать. То, что непонятно и требует решения или разъяснения. -Подберите однокоренные слова к слову» загадка» - Все ли загадки одинаковые? - На какие группы можно разделить загадки? - Совершенно верно загадки можно разделить на следующие группы: народные литературные, о природе, о человеке, о предметах быта, о животных, о фруктах и овощах и т.д. Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника, откройте учебник на с. 24. Определите к каким группам они относятся. - Не куст а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. - Какие слова, помогли вам догадаться, о чем идет речь? - Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладёт. - Какие слова, помогли вам догадаться, о чем идет речь? - Кто говорит молча? | загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка. Нет Книга, это загадка о книге Карандаш, загадка об учебных принадлежностях. Книга. | Ф | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль |
VI. Физкультминутка | Создать комфортные условия для отдыха детей | П: упражнение | - Немного отдохнем, встаньте. - Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненье: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. - Молодцы! Садитесь | Выполняют упражнения | Ф | | Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
Работа по теме урока | Изучить новую тему, грамотно преподнести ее учащимся | С: Беседа, рассуждение | Прочитайте и отгадайте загадки на странице 25 учебника. 1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. 2. Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слёзы проливает. 3. Золотое решето черных домиков полно. 4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. 5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. - Молодцы, хорошо справились с заданием! - А теперь ответим на первый вопрос на с.25 учебника, определите тему прочитанной загадки. - На слайде представлены ответы на загадки, ваша задача послушать загадку и разделить ее ответ по группам: сад и огород, животные, книга и письмо. Чёрные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков… (Горох) В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор) Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он Шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог, Я б такой исполнил танец!.. Да нельзя, я – школьный … (Ранец) Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры) | 1. Петух 2. Лук 3. Подсолнух 4. Морковь 5. Ёж Да, к одной загадке может быть несколько отгадок. Тема: сад и огород. Делят загадки на группы. | | Слайд 11,12,13,14,15 | | |
VII. Подведение итогов | Выяснить, чему научились ученики на уроке, научить обобщать и делать выводы | С: Беседа, обсуждение, рассуждение | Проведем конкурс: «Кто больше знает загадок: мальчики или девочки». - Разделимся на две группы. - Молодцы, в нашей игре победили ….. - О чем сегодня говорили на уроке? - Что вы запомнили о загадках? | Дома подбирают загадки, а на уроке соревнуются. | Ф | | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Л: сформировать способность к оценке своей учебной деятельности; |
VIII. Рефлексия | Оценивать свою деятельность на уроке | С: Беседа | -Оцените вашу работу на уроке. -Поднимите руку те, у кого все получилось/испытывал затруднения/не смог выполнить. | Оценивают свои знания, отвечают на вопрос. | Ф | Интерактивная доска | Наблюдение, контроль со стороны учителя | Л: сформировать способность к оценке своей учебной деятельности; |
IX. Организационный момент | Завершить урок | С: Беседа | - Запишите домашнее задание - Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы все большие молодцы! Урок окончен! | Слушают учителя. | Ф | | Контроль со стороны учителя | К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать. |