Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. Познавательные УУД: классифицировать объекты по заданным (главным) критериям. Регулятивные УУД: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока. | Ребята, сегодня у нас необычный урок. И для того, чтобы узнать тему, мы сыграем в игру «Что? Где? Когда?». (Слайд 4) У меня с собой есть сундук, в нём спрятаны предметы, отгадав которые, вы сможете догадаться какова тема урока. (Показываю сундук) Слушайте внимательно! Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже. (Слайд 5) (Показываю мешочек с песком) Раньше был он дном морским, А похож на известняк И устроен точно так. Им рисуют на заборах, На асфальте или в школах. (Слайд 6) (Показываю мешочек с мелом) Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже… (Слайд 7) (Показывают мешочек с солью) Молодцы вы отгадали все предметы! Какое можно дать общее название всем этим предметам? И песок, и мел, и соль, и глина - это полезные ископаемые. Почему ископаемые называют полезными? Кто знает, где добывают полезные ископаемые? Совершенно верно, полезные ископаемые хранятся в Земле. Если они там хранятся, то, каким словом можно назвать землю? Вспомните, как называется то место в доме, где хранятся какие-либо вещи или предметы. Так же и земля для полезных ископаемых является кладовой. Сформулируем тему урока. Посмотрите на слайд и продолжите фразу «Заглянем в … …» (Слайд 8) Маша, как прочитай полностью тему. Какую цель мы поставим на урок? Для достижения поставленной цели необходимо определить план работы. На слайде представлены пункты плана. Вам необходимо восстановить в каждый пункт порядок слов. План: (Слайд 9) минералы Горные и породы. его Гранит состав и. богатств Использование кладовых, бережное земных отношение человеком к ним. Молодцы! | Песок. Мел. Соль. Полезные ископаемые. Ископаемые называют полезными, потому что они превращаются в разнообразные необходимые вещи для человека. В земле. Кладовая. …кладовые Земли. Заглянем в кладовые Земли. Познакомиться с полезными ископаемыми Земли. План: Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним. | 5 мин |
Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока. Познавательные УУД: классифицировать объекты по заданным (главным) критериям. Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока. Личностные УУД: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов. Регулятивные УУД: планировать последовательность операций на отдельных этапах урока. Познавательные УУД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; Познавательные УУД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблицы. Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока. Познавательные УУД: сравнивать объекты по заданным критериям; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц. Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока. Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. Познавательные УУД: сравнивать объекты по заданным критериям; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц. Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу урока. Коммуникативные УУД: понимать задачу совместной работы (парной) распределять роли при выполнении заданий; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий. | Как звучит первый пункт плана? А вы знаете что такое горные породы и минералы? Давайте, заглянем в кладовую земли и узнаем, что такое горные породы и минералы и какие они бывают, просмотрев видеоролик. Внимание на слайд. (Слайд 10) Слушайте внимательно. (Видеоролик «Горные породы и минералы» - 2 мин) Что такое горные породы? Какие вы знаете горные породы? Что такое минералы? О каких минералах вы узнали из просмотренного видеоролика? Хорошо! Как звучит второй пункт плана? А вы когда-нибудь держали в руках гранит? Сегодня вам представилось возможным не просто подержать в руках гранит, но и побыть в роли учёных. А что делают ученные? Верно! Мы тоже сегодня будем исследовать такую горную породу как гранит. Выполнять работу вы будете в парах, но сначала вспомним правила работы в парах. Какие правила вы знаете? Откройте учебник на странице 44 и достаньте из конверта «Карту наблюдения». Послушайте внимательно, какую работы нам необходимо проделать: Рассмотреть кусочек гранита. Найти цветные зёрна – минерал полевой шпат, прозрачные зёрна – минерал кварц, чёрные блестящие зёрна – минерал слюда. Определить цвет гранита. Определить какой гранит по тяжести. Определить какой гранит по прочности. Определить какой гранит по твердости. В ходе исследования мы будем фиксировать наши полученные данные в «Карту наблюдения». Рассмотрите кусок гранита. Давайте определим, из чего состоит гранит. Однороден ли он? Как вы это определили? Какие зерна вы разглядели в граните? Как называют такие минералы? Молодцы! Внесите эти данные в карту наблюдения. (Слайд 11) Как выдумаете какого цвета может быть гранит? Определим цвет гранита. Внимание на слайд. Рассмотрим его. (Слайд 12) Какой он по цвету? Запишите данные в таблицу. (Слайд 13) Теперь мы узнаем, тяжелая или легкая горная порода гранит. Посмотрите, что произойдет, если гранит опустить в стакан с водой, одновременно опуская туда кусочек дерева. Какой вывод можно сделать? Запишем данные в «Карту наблюдения». (Слайд 14) Ребята, мы должны определить прочность гранита. Как это можно сделать? На моем столе мы попробуем постучать молотком по образцам мела и гранита. (Один ученик выходит к столу и ударяет молотком по образцам.) Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Правильно, запишем это в таблицу. (Слайд 15) Нам осталось заполнить последнюю колонку. Как нам убедиться в том, что гранит не только прочный, но и твердый? Давайте возьмем вот это стекло и проведем по нему гранитом. Что вы видите? О чем это говорит? Запишите эти данные. (Слайд 16) Молодцы! Уберите карты наблюдения в конверт. Какой пункт плана мы ещё не выполнили? Достаньте из конверта каточку №1. Подумайте в парах и ответьте на вопрос «Что можно сделать и почему нужно бережно относится к богатствам земных кладовых?» На выполнение задание вам даётся 2 мин. Зачитайте свои ответы. Молодцы! | Горные породы и минералы. Горные породы - это природные соединения минералов. Песок, гранит, соль, глина, известняк, мел, мрамор, кремень и другие. Минералы - это природные вещества. Полевой шпат, кварц, слюда и другие. Гранит и его состав. Ученные исследуют. Правила работы в парах: работать должны оба, выслушивать друг друга, доказывать свою точку зрения вежливо. Рассматривают в парах кусок гранита. Нет. Он состоит из отдельных зёрен, которые отличаются друг от друга. Цветные зёрна – минерал полевой шпат, прозрачные зёрна – минерал кварц и чёрные блестящие зёрна – минерал слюда. Красный. Серый. Зеленый. Красный. Серый. Зеленый. Гранит быстро опустился на дно. Он тяжелый. Записывают данные в таблицу. Да. Постучать. Мел разломился, а гранит нет. Гранит - очень прочный материал. Высказывают своё мнение. На стекле осталась царапина. Гранит твердый. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним. Зачитывают свои ответы. | 15 мин |
Коммуникативные УУД: высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами). | Давайте объединим знания, которые мы получили сегодня с темой прошлого урока. Вставьте пропущенные слова в рассказ. (Слайд 18) звёзд, двенадцать, ископаемых, Небо, созвездия, планета, земля, | Наша _________ очень богата. ______ засыпано миллионами _______, а ________ полезными ископаемыми. Из звёзд получаются __________, их __________, а из полезных ___________ люди строят, делают много разных предметов и даже используют в еде. Молодцы! | Наша планета очень богата. Небо засыпано миллионами звёзд, а земля полезными ископаемыми. Из звёзд получаются созвездия, их двенадцать, а из полезных ископаемых люди строят, делают много разных предметов и даже используют в еде. | 3 мин |
Коммуникативные УУД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Регулятивные УУД: планировать своё высказывание; фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью стихотворения). | Давайте поведем итоги урока. Что такое горные породы? Что такое минералы? Какова была цель урока? С какими полезными ископаемыми мы познакомились? Достигли ли мы поставленной цели? Свою работу на уроке я предлагаю оценить с помощью стихотворения, представленного на слайде. (Слайд 19) Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Прочитайте ту строчку стихотворения, которая соответствует вашему пониманию сегодняшней темы. Домашнее задание: С. 46-47. Вам необходимо прочитать отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция». Спасибо за урок! Готовимся к изобразительному искусству. | Горные породы - это природные соединения минералов. Минералы - это природные вещества. Познакомиться с полезными ископаемыми Земли. С гранитом. Достигли. Высказывают своё мнение. | 2, 30 мин |