СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Запятая в ССП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Запятая в ССП"»

Запятая в ССП



познавательная: познакомить с сложносочиненными предложениями, научить видеть структуру сложного предложения; определять границы простых предложений в составе сложного; правильно расставлять знаки препинания, повторить знаки препинания в простых предложениях.

Развивающая: развить навыки последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, развивать творческие способности; языковые и лингвистические компетенции;

Воспитывающая:  воспитать бережное отношение к родному языку, привить любовь и уважение к русскому языку



Орг. Момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь!

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами не просто ученики, а коллеги. Мы - крупное издательство «Я и мир». Я являюсь шеф-редактором издательства, а вы – корректоры, журналисты и редакторы.

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа


Словарная работа

- Сегодня нам предстоит активно потрудиться. Желаю нам продуктивной совместной деятельности.

Но прежде чем мы погрузимся в процесс, нам необходимо узнать или вспомнить значения некоторых слов, связанных с нашим сегодняшним родом деятельности.

-Обратите внимание на слова, записанные на доске ( корректор, корреспондент, репортаж, журналист, интервьюер).

- А как вы понимаете значение этих слов? (ответы учащихся)

-Давайте проверим, совпали ли наши предположения с реальными лексическими значениями данных слов. В толковом словаре найдите значения этих слов и сделайте звукобуквенный анализ, т.е. скажите, сколько букв, сколько в звуков в каждрм из этих слов.

( работа со словарем, 1 группа ищет значение слова «корректор» корреспондент», 2- «репортаж», «журналист», 3 – интервьюер, обозреватель)

- давайте запишем эти слова в тетради, подчеркнем ошибкоопасные места.


Корре́ктор (от лат. corrector — направитель, исправитель)— специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки) 

Корреспонде́нт (также Репортёр) — сотрудник СМИ, посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию — репортаж  «с места событий».

Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Журналист - человек, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации.


- А как вы считаете, можно ли считать профессии «репортер» и «журналист» сложными и опасными? Почему? Сегодня мы окунемся в мир данных профессий.

- Итак, сейчас мы с вами проведем репортаж, в котором вы примете участие

Внимание! Я веду репортаж с открытого урока русского языка в 7 Б классе. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своего класса. Но опасения напрасны, ведь гости настроены дружелюбно, да и знания учеников на высшем уровне, и сейчас мы в это убедимся:

1. Скажите, пожалуйста, как называются предложения, в которых две и более грам.основ? (сложные предложения)
2. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. С помощью чего могут соединяться две грам.основы в составе сложного? (союзов)
5. На какие две группы делятся союзы? (соч./подч.)
6. На какие 3 группы по значению делятся соч. союзы? (разделительные, противительные, соединительные.)

-Ребята показали отличные результаты, надеемся, что их дальнейшая работа будет не менее продуктивной.
-Молодцы. Вы хорошо справились с опросим, Давайте так же активно продолжим нашу работу.

 


Посмотрите на фрагмент «Повести временных лет», возникновение которой исследователи относят к 12 веку, и скажите: какие особенности письменности 12 века вы наблюдаете, чем она отличается от нашей, современной? (Не было знаков препинания, заглавных букв, пробелов)

вы правы, оказывается, до конца 15 в. Текст писался или вообще без промежутков между словами, или он делился на нерасчлененные отрезки. Из знаков препинания в летописях употребляется только точка, которая редко стоит на своем месте. В русском языке большинство известных нам знаков препинания появляются в 16-18 веках. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”.

- но мы вами живем в 21 веке, и, к счастью, у нас уже есть определенные правила, согласно которым мы ставит знаки препинания.

- как вы считаете, важно ли знать правила постановки знаков препинания?

- конечно, ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.

- Как вы уже отметили, На Руси до XVI века существовало слитное письмо. Служебные части речи не вычленялись, предлоги могли употребляться в качестве приставок, а союзы и частицы образовались от знаменательных слов, потерявших свое основной значение и получивших служебную роль.

- а важно ли видеть, находить союзы в предложении? Почему? (от них зависят знаки препинания)

-итак, мы уже знаем, сто союзы- это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

- на какие группы по значению делятся союзы?(соч./подч.)

-сегодня мы обратим внимание на соч. союзы.

- почему их называют сочинительными?

-сегодня мы обратим внимание на соч. союзы.

- сочинительный от праслав. слова «чин, чинить», т.е. делать , совершать. А знчит сочинять с этими союзами очень удобно.

- Итак, прежде чем допускать вас к ответственной и сложной работе, нам необходимо освежить в памяти наши навыки. В нашу редакцию поступил сочинительный текст, который необходимо отредактировать и объяснить, почему его назвали «сочинительным».

1) Пришла пора и ребята посмотрели фрагмент «повести временных лет». В тексте не было ни отдельных слов, ни заглавных букв, ни знаков препинания. 2) Внимание ребят привлекли привычные точки, однако они стояли не на своем месте.4) Дети удивлялись, недоумевали, а точки просто стояли не на своих местах. 5) Может, люди не хотели трудностей, или правила письма были совсем простыми? 6) То ли древние правила были другими, то ли наш взгляд стал иным.

- текст назвали сочинительным, потому что в нем только соч. союзы.

текст называется «соч.», потому что в нем только соч. союзы.

-докажите, что это соч.союзы, назовите их

И,ни-ни, зато, а, или, то ли-толи… разве все они могут быть соч.? они такие разные. (да, потому что соч. союзы выражают разные смысловые отношения, поэтому делятся на 3 группы.

- на какие (соединиит., разделит., противит.)

-элементы, которые соединяются при помощи таких союзов, являются равноправными , между ними можно поставить =.

- если обратить внимание на знаки препинания и сочинительные союзы, о которых мы сейчас говорили, какую тему мы можем сформулировать?

- а какие задачи мы поставим на этот урок?

- отлично, теперь вернемся к нашему тексту. Какие недочеты вы в нем нашли? 1 группа – первые 2 предложения анализируют, 2 – 3-4 предл., 3 гр. – 5 предл.

1) Пришла пора и ребята посмотрели фрагмент «повести временных лет» в тексте не было ни отдельных слов ни заглавных букв ни знаков препинания. – 2 прорст. Предложения соединяются соч. союзом И.





- Отлично, вы справились с заданием, а это значит, что мы можем отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА «После грозы».

- Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ромашки. Не рвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.



-Пока мы отдыхали, в наше издательство поступило три текста, которые нужно откорректировать, а отделу корректоров предстоит поработать с ценными рукописями.


Отдел 1 . РЕДАКТОРЫ

Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором. Дайте характеристику первому предложению.

Язык в человеческом обществе – основа проявления отдельной человеческой личности и всей общественной жизни. Чем совершеннее язык, тем выше уровень культуры и развития народа. Во всём мире известно, что Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», а в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.


Отдел 2 . ЖУРНАЛИСТЫ

Восстановите текст, фрагменты отсутствующего слова разбросаны где-то в редакции, будьте внимательны. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором.

Выполните морфемный и словообразовательный разборы найденного слова.

Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд. В нем он подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. «…. не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души. Поэтому не только употреблять в своей речи, но даже слушать …. вредно. Таком образом можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову. Человек, который …., использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь»

Отдел 3. КОРРЕКТОРЫ

Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором. Дайте характеристику выделенному предложению. Перефразируйте текст так, чтобы он был понятен современному человеку.

Любое скверное слово это грех, которое оскверняет самого человека, лишает его благодати, как сказал Господь : «Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф. 15, 18).
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а доброе слово служит назиданием в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»



Скажите, что объединяет все эти тексты?

- а что такое сквернословие ? (речь, наполненная неприличными выражениями, бранью)

- А согласны ли вы с утверждением, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе?
- человек, использую в своей речи нецензурную л, выбрасывает в атмосферу сгустки злобы, а учеными давно доказано, что злые слова влияют на худшую сторону здоровья, а добрые слова способствуют скорейшему выздоровлению.

- спасибо, ребята, за работу, а теперь давайте подведем итоги. Что вы сегодня узнали, чему научились.

- хочу отметить ….. отдел за активность. Выставление отметок.

- и давайте закончим урок открытым микрофоном. Я хочу, что бы продолжили предлождения :

- на уроке мне понравилось…

- на уроке мне не понравилось …

- если вы не желаете говорить, то на партах у вас лежат листочки, на которых вы можете закончить предложения и по звонку сдать мне
Домашнее задание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!