СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал, который может быть использован на обобщающих уроках химии, биологии, естествозания, ОБЖ, при обобщении сведений о здоровье человека и влияние окружающей среды на него. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"»

3



План – конспект урока Тема урока: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА


Цель:

Выяснить:

  • источники загрязнения окружающей среды;

  • основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды;

  • факторы, влияющие на здоровье человека, и укрепляющие его;

  • показатели (критерии) здоровья;

  • классификацию химических веществ, вызывающих заболевания человека;

  • результат взаимодействия человека и окружающей среды.

Сформировать понятия:

  • аллергены,

  • канцерогены,

  • климатопатология,

  • ксенобиотик,

  • метеопатия,

  • мутагены,

  • оружие экологическое,

  • токсиканты,

  • экологическая медицина,

  • экология человека.


Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у учащихся навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).

Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.


Оборудование и материалы:

  • Схемы, таблицы, рисунки биосферы;

  • Листы с опорными понятиями;

  • Словарь экологических терминов;

  • Листы-конспекты;

  • Оценочные листы;

  • Таблички, плакаты с опорными понятиями.



Тип урока: изучение нового материала. Методы:
  • Словесные.

  • Наглядные.



План


  1. Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.

  2. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

  3. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.

  4. Влияние природы на здоровье человека.

  5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

  6. Влияние окружающей среды на человека.

  7. Условия нормальной жизнедеятельности человека.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация

Аллерген

Аллергия

Аномалия

Антропогенный Антропосфера

Аплазия

Атмосфера

Биоаккумуляция

Биогенные (биотические)

Биологические факторы

Биосфера

Гидросфера

Двигательная активность

Деградация среды

Дистресс

Дозы загрязнения

Загазованность

Загрязнитель

Загрязнение среды

Запыленность воздуха

Заражение

Здоровье

Земля

Излучение

Канцерогены

Кислотный дождь

Климатопатология

Ксенобиотик

Концентрация

Литосфера

Магнитосфера

Медицина

Металлы тяжелые

Метеопатия

Мутагены

Мутация

Наследственность

Облучение

Окружающая среда

Онкологические заболевания

Организм

Ослабление иммунной системы

Природные явления

Профессиональная дея-тельность

Рациональное питание

Режим труда и отдыха

Социальные воздействия

Тератогенез

Тератогены

Токсикант

Токсичность

Уровень загрязнения

Факторы среды

Человек

Экология

Экология человека

Экологическая медицина

Эманация

Эмиссия




АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


УЧИТЕЛЬ:

Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть?

(идет обсуждение данного во­проса в течение 3 – 5 мин )

Ответы:

Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-.


Человек – часть природы,

Человек – царь природы.





УЧИТЕЛЬ:

Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.


КОНКУРС 1: “Вспомнить все”

Задание: в течение 2-3 мин. заполнить схему 1 (части «Земля», «Природа» и «Человек»),

используя свои знания и листы с опорными понятиями.


Подведение итогов (5 мин.):

  1. Обсуждение результатов – блиц-опрос. ( По мере обсуждения учитель на доске выве-шивает таблички и плакаты с понятиями по мере ответов учащихся. Учащиеся заполняют листы с печатной основой и схему 1 )

  2. Оценивание работы учащихся (заполнение оценочных листов – после проверки работ).

правильный ответ – 1 балл - красный;

дополнительный ответ – 0,5 балла - желтый (зеленый).



Биологический диктант:


Вопросы

Баллы

Ответы:

  1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека, называется …

  2. Природа бывает … и … .

  3. Назовите оболочки Земли.






  1. Неживую природу составляют: оболочки: … .

  2. Живая оболочка Земли называется … .

  3. Биосферу составляют такие оболочки Земли: … .



  1. Биосферу населяют … .



  1. Почему человек стоит отдельно от животных?

  2. Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите приме-ры.


  1. Можно ли назвать синонимами понятия “Природа” и “Окру-жающая среда”? Почему?

  2. Перечислите системы органов человека.





  1. Что такое «Здоровье»?

  2. От чего зависит здоровье человека?

0,5


0,5

1






0,5


0,5


1




0,5



1


1,5





0,5



0,5






1

1

  1. ПРИРОДА


  1. Живая и неживая.

  2. ЗЕМЛЯ

Атмосфера

Биосфера

Гидросфера

Литосфера

Магнитосфера

  1. (перечисляют).


  1. Биосфера.


  1. Атмосфера (нижняя часть, до озонового слоя)

Гидросфера (вся)

Литосфера (верхняя часть)

  1. Живые организмы: микроорганизмы растения, грибы, животные и ЧЕЛОВЕК.

  2. Человек – существо биосоциальное.


  1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ:

Абиогенные (абиотические)

Антропогенные Атмосферные

Биогенные (биотические)

  1. Нет, так как понятие “Окружающая среда” включает природные и антропо-генные факторы.

  2. Кровеносная

Дыхательная

Пищеварительная

Выделительная

Половая

Нервная

  1. ( Отвечают ).

  2. (перечисляют, используя схему – таблицу 1 и таблицу 1).


Максимально – 10 баллов.


Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда




ЗЕМЛЯ

Оболочки:

  1. атмосфера;

  2. литосфера;

  3. гидросфера;

  4. биосфера;

  5. магнитосфера.











ПРИРОДА


Виды:

Живая

Неживая


Факторы среды:

  1. Абиотические (абиогенные);

  2. Биотические (биогенные);

  3. Атмосферные;

  4. Антропогенные.







































Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье


ЧАСТЬ 1

(природные факторы)

Загрязнение окружающей среды:

Физическое

Химическое

Биологическое

Радиационное

Природные явления:

Магнитные бури;

Атмосферные явления,

Природные излучения

Генетика и биология человека;

Патогенные организмы;


Внешняя среда

Природно-климатичес-кие условия

Наследственные и биологические факторы

ЧАСТЬ 2

(заболевания человека)

Поражения

наружных покровов

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е


Ч

Е

Л

О

В

Е

К

А


Инфекционные заболевания

Ослабление

иммунной системы

Онкологические заболевания

Заболевания внутренних органов и систем человека

Различные нарушения нервной системы и психики человека





ЧАСТЬ 3

(социальные факторы)

Профессиональ-ная деятельность

Медицина и здравоохранение

Социальные воздействия

Образ жизни


Лечебно-профилак-тические мероприя-тия

Стрессовые ситуа-ции (дистресс);

Материально-быто-вые условия;

Семейное положе-ние.

Вредные привычки;

Правильность пита-ния;

Режим труда и от-дыха;

Культурный и обра-зовательный уро-вень



Таблица 1

Факторы риска1


Факторы, влияющие на здоровье

Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%)

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами;

Вредные условия труда;

Стрессовые ситуации (дистресс);

Адинамия, гиподинамия;

Плохие материально-бытовые условия;

Непрочность семей, одиночество;

Низкий образовательный и культурный уровень;

Чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням.

Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы;

Резкая смена атмосферных явлений;

Повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здраво-охранение

8-10

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.



Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология


Среда

Основные загрязнители

Влияние на здоровье человека

Воздух 1

1. Зависшие частички.

ОРЗ, рак легких.

2. Угарный газ.

Головные боли.

3. Свинец и другие

тяжелые металлы.

Канцерогенное действие.

4.Болезнетворные бакте-рии и вирусы.

Инфекционные заболевания, грипп, корь, дифтерия, туберкулез.

Вода

2

1. Тяжелые металлы.

Угнетают активность ферментов: умственная отсталость, врожденные уродства.

2. Пестициды.

Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения.

3. Болезнетворные бак-

терии.

Сальмонеллез, сибирская язва, холера.

Пища

3

1. Нитраты.

Нарушения нормальной работы кровеносной системы. Канцерогенное действие.

2. Болезнетворные бак-

терии.

Пищевые отравления, кишечные и инфекционные заболевания.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( 2-3 мин)

(Эпиграф написан на доске)

«В здоровом теле –

здоровый дух»

УЧИТЕЛЬ:

Сейчас мы постоянно слышим слова: “плохая экология”, “магнитные бури”, “синдром приобретенной усталости”, “СПИД” и др.

Вопросы:

  1. Что они значат?

  2. Почему именно сейчас очень остро встали перед человечеством эти проблемы?

  3. Как они связаны с нами? С нашим прошлым, будущим и настоящим?

Наш организм, как и все живые организмы, тесно связан с окружающей средой. Все мы дети природы. Мы знаем, что взаимодействие человека и природы очень неоднозначно. Любое из этих взаимодействий сказывается на здоровье человека. Данное взаимодействие можно выразить так:

Схема 2

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА



ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА


Вопросы:

  1. Каковы сейчас наши взаимоотношения с окружающей средой?

  2. От чего зависит здоровье человека?

  3. Как мы влияем на природу, а природа – на нас?

  4. К чему приводит это влияние?

  5. В чем выражается взаимодействие человека и природы?


УЧИТЕЛЬ: Итак, о чем же пойдет речь на этом уроке?


(Учащиеся называют тему урока)


УЧИТЕЛЬ:

«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.

А что это значит?

Что такое здоровье?

От чего зависит здоровье?

Как его сохранить и укрепить?

На эти и многие другие вопросы, связанные с нашим здоровьем, мы ответим на этом уроке. Для работы на уроке вам необходимо разбиться на группы по 4-5 чел.

Тема урока«Здоровье человека и окружающая среда».

Цель урока: (сообщает их).

План урока: (называет).


(Учащиеся занимают свои места. Учитель раздает учащимся листы с печатной основой. У всех учащихся на столах лежат листы с понятиями, словари)


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


УЧИТЕЛЬ:

Задание: Прокомментируйте следующую фразу:

Социологи давно заметили, что в результате загрязнения окружающей среды (например, природных вод, почв) страдают прежде всего беднейшие слои населения, они являются первыми и наиболее массовыми жертвами разнообразных пищевых расстройств, тяжелых заболеваний и т. д. Как объяснить этот эффект? Докажите, что у богатого больше шансов остаться «красивым и здоровым», чем у бедного.


Вопросы:

  1. В чем здесь причина?







  1. Чем вызваны эти заболевания?

  2. Как объяснить данный эффект?

Ответы:

  1. 1) склонны до последнего времени оставаться верными древним способам добычи средств к существованию и пропитанию (рыболовство и собирательство, охота);

  1. имеют более скудный, менее разнообразный и менее

качественный пищевой рацион;

  1. мало экологические условия жилья и работа на пред-

приятиях сомнительного профиля.

  1. Загрязнением окружающей среды.

  2. Ослаблением организма.



КОНКУРС 2 : “Кто быстрее и правильнее” (ВИКТОРИНА)


Задание: как можно полнее, быстрее и правильнее отвечать на вопросы.

Оценивание работы учащихся (заполнение оценочных листов – после проверки работ).

правильный ответ – 1 балл - красный;

дополнительный ответ – 0,5 балла - желтый (зеленый).

Время работы – 3-4 мин.


(По мере ответов учащихся учитель вывешивает на доске плакаты, таблички с понятиями)



Подведение итогов ( мин.):

  1. Записи в конспектах и оценочных листах.

  2. Оценивание работы учащихся.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

Вопросы

Ответы

  1. Почему плоды деревьев, растущие около дороги (в полосе 50 м от нее), нельзя употреблять в пищу, будь то даже апельсины, как в Испании?

  1. Аккумуляция растениями различных компонен-тов автомобильного выхлопа, главным образом – свинца.

  1. В последние годы к толкователям поздней истории Римской империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

  1. Свинцовые водопроводы в домах римской знати. Страдают прежде всего нервная (поражения головного мозга) и кровеносная системы.


  1. Многие горожане с иронией замечают, что после особенно интенсивного отдыха на лоне природы им хочется прильнуть к трубе автомобильного выхлопа, чтобы прийти в себя и подготовиться к тяготам рабочей недели. Почему, говоря серьезно, этого не стоит делать?

  1. Суровая и не склонная к юмору наука химия утверждает, что в составе автомобильного выхлопа мы имеем в %:

Карбон оксиды – 0,5 – 12,0

Водород – 0,1 – 5,0

Кислород – 0,3 – 0,8

Азот – 74 – 77

Нитроген оксиды – 0,001 – 0,8

Пары воды – 3,0 – 5,5

Углеводороды – 0,2 – 3,0

Сажа – до 0,04 г/куб.м

Альдегиды – до 0,2 мл/л

Бенз(а)пирен – 10 – 20 г/куб.м

Свинец – 4 – 12 мг/куб.м.

  1. Самым подходящим местом для осуществления мониторинга содержания тяжелых металлов (например, ртути) в человеческом организме могли бы стать … обыкновенные парикмахерские! Почему?

  1. Биохимики выяснили, что волосы человека могут служить удобным индикатором накопления ртути в организме человека. Так, усиленное потребление человеком рыбы, даже при относительно низкой концентрации в ней метилртути (например, порядка 0,8 мг/кг), приводит к отложению ртути в волосах в количестве 2 мг/кг.

  1. Пять “Ч” на Украине – что это такое?

5. ЧЕРНОБЫЛЬ – лучевые ожоги и смерти,

ЧЕРНОВЦЫ – облысевшие дети, лучевая болезнь,

ЧИГИРИН – стройка новойАЭС,

ЧЕРНИГОВ и ЧЕРКАССЫ – серьезные генетические и соматические последствия чудовищного загрязнения окружающей среды химическими предприятиями.

  1. Бензин без свинца. Это реально?

6. Считалось, что повысить октановое число бензина можно только за счет свинца (свинцовых присадок), улучшающего его взрывные (антидетонационные свойства). Уже в 1987 году на 12 500 из 20 000 АЗС в ФРГ подавали бензин без свинца, решая тем самым проблему снижения загрязнения воздуха и земли.

  1. Известна “чертова дюжина”. А что такое “грязная дюжина”?

7. В начале 80-х годов ХХ века во Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня) ООН был обнародован список из 12 особо опасных пестицидов, причиняющих непоправимый ущерб здоровью людей и природе Земли. Среди них: ДДТ, ГХЦГ, альдрин (диэльдрин), диоксин, линдан, севин и др.

Сейчас этот список увеличен до 65 наименований, из которых 32 – канцерогены (ракообразователи), а 33 – препараты, высокотоксичные для всего живого.


Обсуждение нового материала:


Вопросы

Ответы

  1. Какое из влияний, показанных на схеме 2, выражено сильнее?

  2. Какие проблемы возникли с появлением человека на Земле?




  1. Что такое загрязнение? Загрязнитель?

  2. Какие виды загрязнений вы знаете? Приведите примеры.














  1. Как классифицируются загрязнители?



  1. Как классифицируются хи-мические вещества, вызыва-ющие различные заболевания человека?






  1. Что означают их названия?

УЧИТЕЛЬ:

Многие из этих веществ являются …

или относятся к группе …

  1. Человек природа.


  1. 1) проблема народонаселения (демографическая проблема, греч. «демос» - народ) – перенаселение планеты;

2) исчерпание ресурсов (прежде всего пищевых);

3) загрязнение окружающей среды.


  1. (Выясняют определения. См. словарь).


  1. (Учитель вешает на доску таблички и плакаты)

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Антропогенное (искусственное)

Биологическое

Глобальное

Естественное

Информационное

Радиоактивное

Световое

Тепловое

Физическое

Химическое (токсическое)

Шумовое

Электромагнитное


  1. ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ

Первичный

Вторичный

Стойкий (не разлагающийся)

  1. (по ходу беседы учитель вешает на доску таблички и плакаты):

ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Аллергены

Канцерогены

Мутагены

Тератогены

Токсиканты


  1. (работа со словарем).



ОРУЖИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КСЕНОБИОТИКОВ



Вопросы:

  1. К чему приводит их воздей-ствие?








  1. Какими свойствами обладают данные вещества?



УЧИТЕЛЬ:

Также в ХХ веке возникла новая отрасль науки – это …

И появились понятия:



Вопросы:

  1. Что это такое?

  2. Что такое здоровье?

  3. От чего зависит здоровье че-ловека?

  4. Назовите составляющие (пока-затели, критерии) здоровья.








  1. Какая группа природных фак-торов оказывает на человека наибольшее влияние? Приме-ры.

  2. К чему приводит их влияние? Приведите примеры.

  3. Только ли СПИД угрожает се-годня человеческому генофонду?

  4. Может ли гриб завод-загрязнитель правосудию выдать?


  1. Чем является свинец для организма человека?

  2. К какой группе загрязнителей его можно отнести?

  3. Где в организме человека он накапливается?

Ответы:

8. Возникают различные заболевания, ответные реакции организма или отклонения от нормы в развитии:

Адаптация

Аллергия

Аномалия

Аплазия

Заражение

Мутация

Тератогенез

9. Биоаккумуляцией

Излучением

Концентрацией

Токсичностью


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА КЛИМАТОПАТОЛОГИЯ

МЕТЕОПАТИЯ

(вешает на доску таблички).

Ответы:

10. ( см. словарь).

  1. (см. словарь).

  2. От различых природных и антропогенных факторов, образа жизни и др. (см. схему-таблицу 1).

  3. ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ) ЗДОРОВЬЯ:

Биологические

Медицинские

Психологические

Природные

Социальные

Функциональные

Факторы окружающей среды


  1. Атмосферные (давление, температура).




  1. К различным заболеваниям человека, к ухудшению его самочувствия. (перечисляют).

  2. Бездумная экологическая политика, производство



  1. Да. Шампиньоны, например, поглощают и аккумулируют свинец, ртуть, кадмий и другие металлы не только из автомобильных “выхлопов”, но и дыма промышленных предприятий.

18. Ядом.


  1. Канцерогены.


20. В почках.


ОБОБЩЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗУН


УЧИТЕЛЬ:

Вопрос:

1. С какими новыми терминами и понятиями вы познакомились?


Подведение итогов:


  1. Задания:

  1. Заполнить схемы 1 (части «Окружающая среда», «Здоровье»), 3 – .

  2. между понятиями, приведенными в схеме 2, расставить стрелки, показывающие их взаимосвязь;

  3. сделать выводы .

  1. Проверка заполнения таблиц и вывода.

  2. Обсуждение правильности заполненных схем и таблиц.

  3. Оценивание работы учащихся (записи в оценочном листе).


( время – 5 мин.)

ВЫВОДЫ:


  1. Взаимодействие человека и природы можно выразить общей схемой:

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,

где более выражено взаимодействие _______________________________________________

  1. В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________ , учитывающая данное взаимодействие.

  2. Факторы, укрепляющие здоровье:

  1. двигательная активность:

  • повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

  • улучшает работу органов дыхания;

  • укрепляет сердечную мышцу;

  • нормализует обмен веществ.

  1. рациональное питание:

  • режим питания (улучшает работу органов пищеварения);

  • разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);

  • умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).

  1. режим труда и отдыха:

  • нормализует работу всех систем организма.


Схема 3

Влияние деятельности человека на природу


ЧЕЛОВЕК

ПРИРОДА


ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ


Классификация:

________________________________________________________________________________________________________


ЕСТЕСТВЕННОЕ

( _______________________ )


Виды:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ИСКУССТВЕННОЕ

( ________________________ )


Виды:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Схема 4


Влияние окружающей среды на человека


ЧЕЛОВЕК

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ЗДОРОВЬЕ


Химические вещества:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многие из них являются

__________________________

__________________________

и относятся к группе ________

__________________________




Попадают вместе с:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

или путем

____________________________________________________

Свойства:

________________________________________________________________________________________________________


Вызывают (приводят к):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


  1. Заполнить таблицу 4 (колонки 2, 3, 4-5).

  2. Выяснить виды загрязнений природы, вызванные профессиональной деятельностью.

  3. Выснить факторы производственной деятельности, влияющие на здоровье.


Таблица 3 Здоровье человека и окружающая среда


Загрязнитель

Источник попа-дания в окру-жающую среду

Допусти-мая норма

Влияние на …

Группа

Пример

организм

окружающую среду

1

2

3

4

5

6

Аллергены































Канцерогены































Мутагены


























Тератогены































Таблица 4 Влияние деятельности человека на природу


Оболочка Земли

1

Загрязнение окружающей среды

Санитарно-гигиенические требования и нормы

Загрязнитель

Результат

Показатели

Решение проблемы

1

2

3

4

5

Атмосфера































Литосфера































Гидросфера































Биосфера
































ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:


УЧИТЕЛЬ (идет беседа с учащимися, 2-3 мин):


Вопросы:

  1. Что мы сегодня рассматривали на уроке?

  2. В чем заключается взаимодействие человека и природы?

  3. Какое из взаимодействий человека и природы выражено сильнее?

  4. Как природа влияет на человека?

  5. Почему? Приведите примеры.

  6. К чему приводит это влияние?

  7. Какие новые понятия и термины вы узнали на этом уроке?


УЧИТЕЛЬ:

Мы видим, что природные факторы, влияющие на человека, можно разделить на 2 группы:

  1. первичные (собственно природные, не зависящие от человека);

  2. вторичные (антропогенные).


Подробнее об этом и многом другом мы поговорим на следующих уроках.




ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.


  1. заполнение оценочных листов;

  2. выставление оценок за урок.






ЛИТЕРАТУРА
  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.

  2. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.

  3. Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.

  4. Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.



СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Адаптации – приспособления животных организмов к окружающей органической и неорганической среде (например, адаптации на уровне организма, физиологических реакций, поведения и др.).

Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.

Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.

Аномалия (от греч. аномалия – ненормальность) – любое отклонение от нормы или закономерности.

Аплазия (от греч. а и плазис – образование) – врожденное отсутствие какой-либо части тела.


Биоаккумуляция (от греч. биос и лат. аккумуляцио – накопление) – накопление не разлагающихся загрязнителей в организмах высоких трофических уровней. С повышением уровня аккумуляция усиливается.


Деградация среды – ухудшение природной среды человека.


Загазованность – наличие в воздухе газообразных вредных или взрывоопасных веществ в заметном количестве.

Загрязнение среды – привнесение в среду или возникновение в ней любых загрязнителей.

антропогенное (искусственное) – загрязнение среды, вызванное хозяйственной или иной деятельностью человека. Виды: химическое, физическое, радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитных колебаний.

биологическое – привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов.

глобальное – загрязнение, обнаруживаемое в любой точке планеты (например, ДДТ в яйцах пингвинов в Антарктиде).

естественное – загрязнение, возникшее в результате природных катастроф или процессов (например, выброс в атмосферу морских солей, вулканической пыли, извержения вулкана, ураганы, пыльные бури и др.).

радиоактивное – загрязнение, вызванное повышением естественного уровня радиоактивных веществ в среде.

физическое – загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды: температурных (тепловое загрязнение), волновых (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения), радиационных (радиоактивное загрязнение).

химическое – загрязнение среды, связанное с изменением ее химических свойств или поступлением обычно в ней отсутствующих веществ. Наиболее распространенный вид загрязнения среды.

… Иногда выделяют и информационные загрязнения (например, реклама).

Загрязнитель – любой природный или антропогенный физический, химический или биологический агент, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, превышающих рамки обычного наличия предельных естественных колебаний или среднего природного фона.

вторичный - загрязнитель, образовавшийся непосредственно в окружающей среде.

первичный – загрязнитель, поступающий в среду извне.

стойкий, или неразлагающийся – химически стабильный загрязнитель, не входящий в естественный круговорот веществ, и потому очень медленно разлагающийся (например, полиэтилен и другие пластики). Такие загрязнители нередко аккумулируются организмами и передаются по пищевым цепям (ДДТ).

Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.

Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).


Излучение, радиация (физич.) – испускание элементарных заряженных частиц или волн и образование их поля, передача энергии в виде электромагнитных волн.

И. ионизирующее (от лат. ион – идущий) – рентгеновские и - лучи, - и -частицы, поток протонов и нейтронов, космические лучи, вызывающие ионизацию среды, т. е. превращение нейтральных атомов и молекул в ионы. Является мутагенным фактором.

И. ультрафиолетовое (от лат. ультра – сверх, более) - Невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны от 10 до 400 нм, располагающееся в спектре между фиолетовыми и рентгеновскими лучами. Является мутагенным фактором. Обладает ионизирующим действием. Большие дозы УФ-излучения вредны для человека и животных, вызывают поражение глаз, ожоги кожи, могут способствовать образованию злокачественных опухолей.

И. фоновое – ионизирующее излучение, испускаемое природными радиоактивными веществами, содержащимися в воде и почве.


Канцероген (от лат. канцер – рак и генезис – порождение) – вещество или излучение, способствующее возникновению злокачественных опухолей. Большинство канцерогенов имеют антропогенное происхождение. Это химические и физические загрязняющие вещества, способствующие возникновению и развитию раковых заболеваний (например, полициклические ароматические углеводороды – ПАУ, бензапирен и др. химические вещества; УФ, рентгеновское и радиоактивное облучение).

Климатопатология (от греч. климатос – наклон, патос – страдание и логос) – возникновение или обострение заболеваний под влиянием неблагоприятных климатических воздействий из-за нарушения процессов приспособления организма к изменившимся условиям.

Концентрация (от новолат. – концентрацио) – сосредоточение, скопление.

К. загрязнителей (от лат. кон- с и центрум - центр) – количество загрязнителей в определенном объеме или весовой единице воздуха, воды, почвы или другой составляющей среды.

Ксенобиотик ( от греч. ксенос – чужой и биос) – любое чужеродное для организма или сообщества организмов вещество (пестициды, препараты бытовой химии и др. загрязнители), которое может вызвать нарушение нормальных биологических процессов организмов, в том числе их заболевания и гибель.


Металлы тяжелые – металлы с плотностью более 8 тыс. кг/м3 (кроме благородных и редких). Например, медь, цинк, никель, кадмий, кобальт, олово, висмут, ртуть и др. Почти все тяжелые металлы ядовиты.

Метеопатия (от греч. метеора – атмосферные и небесные явления и патос – страдание) – острая болезненная зависимость самочувствия человека от климатических явлений и состояния атмосферы.

Мутаген (от мутации и греч. генезис – происхождение) – любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация (от лат. мутацио – изменение) – любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах НК. Это наследственные изменения в клетках, вызванные химическими соединениями – мутагенами (например, алкилсульфатами, сульфонами, эпоксидами).


Облучение – воздействие на ЖО любыми видами излучений от ИК до ионизирующих, включая космические лучи.

Оружие экологическое - любое средство, наносящее урон, снижающее работоспособность и приводящее к ухудшению здоровья, вплоть до смерти противника, через изменение среды его обитания. Может быть метеорологическим и биологическим (например, применение США во время войны во Вьетнаме гербицидов и дефолиантов, приведшее к уничтожению 12% лесов, 40% мангров и более 5% сельскохозяйственных угодий страны).


Тератогенный эффект (тератогенез) – уродства, возникающие у организмов (чаще растений) под влиянием естественных факторов среды или антропогенных факторов (загрязнения) на генетический аппарат или внешнее и внутреннее развитие.

Тератогены (от греч. тератос – чудовище и генос – происхождение) – вещества, которые при воздействии на организм вызывают уродства в развитии.

Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.

Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.


Уровень загрязнения – абсолютная или относительная величина содержания в окружающей среде вредных веществ.

У. радиации предельно допустимый (ПДУ) – уровень радиации, обеспечивающий экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.


Экология (от греч. ойкос – дом, жилище и логос – учение) –
  1. в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
  2. в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
  3. в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).

Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;

2) экология человеческой личности;

3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.

Экологическая медицина2 – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, которая окружает человека, на его здоровье.

Эманация (от лат. эманацио – истечение) – в экологии и строительстве : выделение радона и других радиоактивных газов твердыми телами (например бетонами, кирпичом и другими строительными материалами). В последнее время из-за уменьшения объемов жилых помещений и улучшения их герметизации проблема эманации радона стала очень актуальной.

Эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) – в экологии: выпуск в окружающую среду газообразных отходов и/или тепла.



1 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,

по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.

2 - экологическая медицина оформилась в самостоятельную ветвь на конференции в Кливленде

(США, июнь 1986)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!