3
План – конспект урока Тема урока: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Цель:
Выяснить:
факторы, влияющие на здоровье человека, и укрепляющие его;
показатели (критерии) здоровья;
Сформировать понятия:
аллергены,
канцерогены,
климатопатология,
ксенобиотик,
метеопатия,
мутагены,
оружие экологическое,
токсиканты,
экологическая медицина,
экология человека.
Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у учащихся навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).
Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
Схемы, таблицы, рисунки биосферы;
Листы с опорными понятиями;
Словарь экологических терминов;
Листы-конспекты;
Оценочные листы;
Таблички, плакаты с опорными понятиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
План
Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.
Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.
Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.
Влияние природы на здоровье человека.
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Влияние окружающей среды на человека.
Условия нормальной жизнедеятельности человека.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация Аллерген Аллергия Аномалия Антропогенный Антропосфера Аплазия Атмосфера Биоаккумуляция Биогенные (биотические) Биологические факторы Биосфера Гидросфера Двигательная активность Деградация среды Дистресс Дозы загрязнения Загазованность Загрязнитель Загрязнение среды | Запыленность воздуха Заражение Здоровье Земля Излучение Канцерогены Кислотный дождь Климатопатология Ксенобиотик Концентрация Литосфера Магнитосфера Медицина Металлы тяжелые Метеопатия Мутагены Мутация Наследственность Облучение Окружающая среда Онкологические заболевания | Организм Ослабление иммунной системы Природные явления Профессиональная дея-тельность Рациональное питание Режим труда и отдыха Социальные воздействия Тератогенез Тератогены Токсикант Токсичность Уровень загрязнения Факторы среды Человек Экология Экология человека Экологическая медицина Эманация Эмиссия |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
УЧИТЕЛЬ: Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть? (идет обсуждение данного вопроса в течение 3 – 5 мин ) | Ответы: Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-. Человек – часть природы, Человек – царь природы. |
УЧИТЕЛЬ:
Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.
КОНКУРС 1: “Вспомнить все”
Задание: в течение 2-3 мин. заполнить схему 1 (части «Земля», «Природа» и «Человек»),
используя свои знания и листы с опорными понятиями.
Подведение итогов (5 мин.):
Обсуждение результатов – блиц-опрос. ( По мере обсуждения учитель на доске выве-шивает таблички и плакаты с понятиями по мере ответов учащихся. Учащиеся заполняют листы с печатной основой и схему 1 )
Оценивание работы учащихся (заполнение оценочных листов – после проверки работ).
правильный ответ – 1 балл - красный;
дополнительный ответ – 0,5 балла - желтый (зеленый).
Биологический диктант:
Вопросы | Баллы | Ответы: |
Все, что нас окружает и не сделано руками человека, называется … Природа бывает … и … . Назовите оболочки Земли. Неживую природу составляют: оболочки: … . Живая оболочка Земли называется … . Биосферу составляют такие оболочки Земли: … . Биосферу населяют … . Почему человек стоит отдельно от животных? Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите приме-ры. Можно ли назвать синонимами понятия “Природа” и “Окру-жающая среда”? Почему? Перечислите системы органов человека. Что такое «Здоровье»? От чего зависит здоровье человека? | 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1,5 0,5 0,5 1 1 | ПРИРОДА Живая и неживая. ЗЕМЛЯ Атмосфера Биосфера Гидросфера Литосфера Магнитосфера (перечисляют). Биосфера. Атмосфера (нижняя часть, до озонового слоя) Гидросфера (вся) Литосфера (верхняя часть) Живые организмы: микроорганизмы растения, грибы, животные и ЧЕЛОВЕК. Человек – существо биосоциальное. ФАКТОРЫ СРЕДЫ: Абиогенные (абиотические) Антропогенные Атмосферные Биогенные (биотические) Нет, так как понятие “Окружающая среда” включает природные и антропо-генные факторы. Кровеносная Дыхательная Пищеварительная Выделительная Половая Нервная ( Отвечают ). (перечисляют, используя схему – таблицу 1 и таблицу 1). |
Максимально – 10 баллов.
Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда
ЗЕМЛЯ
Оболочки:
атмосфера;
литосфера;
гидросфера;
биосфера;
магнитосфера.
ПРИРОДА
Виды:
Живая
Неживая
Факторы среды:
Абиотические (абиогенные);
Биотические (биогенные);
Атмосферные;
Антропогенные.
Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье
ЧАСТЬ 1 (природные факторы) | Загрязнение окружающей среды: Физическое Химическое Биологическое Радиационное | Природные явления: Магнитные бури; Атмосферные явления, Природные излучения | Генетика и биология человека; Патогенные организмы; |
Внешняя среда | Природно-климатичес-кие условия | Наследственные и биологические факторы |
ЧАСТЬ 2 (заболевания человека) | Поражения наружных покровов | З Д О Р О В Ь Е | Ч Е Л О В Е К А | Инфекционные заболевания |
Ослабление иммунной системы | Онкологические заболевания |
Заболевания внутренних органов и систем человека | Различные нарушения нервной системы и психики человека |
| |
| |
ЧАСТЬ 3 (социальные факторы) | Профессиональ-ная деятельность | Медицина и здравоохранение | Социальные воздействия | Образ жизни |
| Лечебно-профилак-тические мероприя-тия | Стрессовые ситуа-ции (дистресс); Материально-быто-вые условия; Семейное положе-ние. | Вредные привычки; Правильность пита-ния; Режим труда и от-дыха; Культурный и обра-зовательный уро-вень |
Таблица 1
Факторы риска1
Факторы, влияющие на здоровье | Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%) | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49-53 | Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами; Вредные условия труда; Стрессовые ситуации (дистресс); Адинамия, гиподинамия; Плохие материально-бытовые условия; Непрочность семей, одиночество; Низкий образовательный и культурный уровень; Чрезмерно высокий уровень урбанизации. |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням. |
Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; Резкая смена атмосферных явлений; Повышенные космические, магнитные и другие излучения. |
Здраво-охранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология
Среда | Основные загрязнители | Влияние на здоровье человека |
Воздух | 1 | 1. Зависшие частички. | ОРЗ, рак легких. |
2. Угарный газ. | Головные боли. |
3. Свинец и другие тяжелые металлы. | Канцерогенное действие. |
4.Болезнетворные бакте-рии и вирусы. | Инфекционные заболевания, грипп, корь, дифтерия, туберкулез. |
Вода | 2 | 1. Тяжелые металлы. | Угнетают активность ферментов: умственная отсталость, врожденные уродства. |
2. Пестициды. | Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения. |
3. Болезнетворные бак- терии. | Сальмонеллез, сибирская язва, холера. |
Пища | 3 | 1. Нитраты. | Нарушения нормальной работы кровеносной системы. Канцерогенное действие. |
2. Болезнетворные бак- терии. | Пищевые отравления, кишечные и инфекционные заболевания. |
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( 2-3 мин)
(Эпиграф написан на доске)
«В здоровом теле –
здоровый дух»
УЧИТЕЛЬ:
Сейчас мы постоянно слышим слова: “плохая экология”, “магнитные бури”, “синдром приобретенной усталости”, “СПИД” и др.
Вопросы:
Что они значат?
Почему именно сейчас очень остро встали перед человечеством эти проблемы?
Как они связаны с нами? С нашим прошлым, будущим и настоящим?
Наш организм, как и все живые организмы, тесно связан с окружающей средой. Все мы дети природы. Мы знаем, что взаимодействие человека и природы очень неоднозначно. Любое из этих взаимодействий сказывается на здоровье человека. Данное взаимодействие можно выразить так:
Схема 2
Вопросы:
Каковы сейчас наши взаимоотношения с окружающей средой?
От чего зависит здоровье человека?
Как мы влияем на природу, а природа – на нас?
К чему приводит это влияние?
В чем выражается взаимодействие человека и природы?
УЧИТЕЛЬ: Итак, о чем же пойдет речь на этом уроке?
(Учащиеся называют тему урока)
УЧИТЕЛЬ:
«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.
А что это значит?
Что такое здоровье?
От чего зависит здоровье?
Как его сохранить и укрепить?
На эти и многие другие вопросы, связанные с нашим здоровьем, мы ответим на этом уроке. Для работы на уроке вам необходимо разбиться на группы по 4-5 чел.
Тема урока – «Здоровье человека и окружающая среда».
Цель урока: (сообщает их).
План урока: (называет).
(Учащиеся занимают свои места. Учитель раздает учащимся листы с печатной основой. У всех учащихся на столах лежат листы с понятиями, словари)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
УЧИТЕЛЬ:
Задание: Прокомментируйте следующую фразу:
Социологи давно заметили, что в результате загрязнения окружающей среды (например, природных вод, почв) страдают прежде всего беднейшие слои населения, они являются первыми и наиболее массовыми жертвами разнообразных пищевых расстройств, тяжелых заболеваний и т. д. Как объяснить этот эффект? Докажите, что у богатого больше шансов остаться «красивым и здоровым», чем у бедного.
Вопросы: В чем здесь причина? Чем вызваны эти заболевания? Как объяснить данный эффект? | Ответы: 1) склонны до последнего времени оставаться верными древним способам добычи средств к существованию и пропитанию (рыболовство и собирательство, охота); имеют более скудный, менее разнообразный и менее качественный пищевой рацион; мало экологические условия жилья и работа на пред- приятиях сомнительного профиля. Загрязнением окружающей среды. Ослаблением организма. |
КОНКУРС 2 : “Кто быстрее и правильнее”
(ВИКТОРИНА)
Задание: как можно полнее, быстрее и правильнее отвечать на вопросы.
Оценивание работы учащихся (заполнение оценочных листов – после проверки работ).
правильный ответ – 1 балл - красный;
дополнительный ответ – 0,5 балла - желтый (зеленый).
Время работы – 3-4 мин.
(По мере ответов учащихся учитель вывешивает на доске плакаты, таблички с понятиями)
Подведение итогов ( мин.):
Записи в конспектах и оценочных листах.
Оценивание работы учащихся.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
Вопросы | Ответы |
Почему плоды деревьев, растущие около дороги (в полосе 50 м от нее), нельзя употреблять в пищу, будь то даже апельсины, как в Испании? | Аккумуляция растениями различных компонен-тов автомобильного выхлопа, главным образом – свинца. |
В последние годы к толкователям поздней истории Римской империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза? | Свинцовые водопроводы в домах римской знати. Страдают прежде всего нервная (поражения головного мозга) и кровеносная системы. |
Многие горожане с иронией замечают, что после особенно интенсивного отдыха на лоне природы им хочется прильнуть к трубе автомобильного выхлопа, чтобы прийти в себя и подготовиться к тяготам рабочей недели. Почему, говоря серьезно, этого не стоит делать? | Суровая и не склонная к юмору наука химия утверждает, что в составе автомобильного выхлопа мы имеем в %: Карбон оксиды – 0,5 – 12,0 Водород – 0,1 – 5,0 Кислород – 0,3 – 0,8 Азот – 74 – 77 Нитроген оксиды – 0,001 – 0,8 Пары воды – 3,0 – 5,5 Углеводороды – 0,2 – 3,0 Сажа – до 0,04 г/куб.м Альдегиды – до 0,2 мл/л Бенз(а)пирен – 10 – 20 г/куб.м Свинец – 4 – 12 мг/куб.м. |
Самым подходящим местом для осуществления мониторинга содержания тяжелых металлов (например, ртути) в человеческом организме могли бы стать … обыкновенные парикмахерские! Почему? | Биохимики выяснили, что волосы человека могут служить удобным индикатором накопления ртути в организме человека. Так, усиленное потребление человеком рыбы, даже при относительно низкой концентрации в ней метилртути (например, порядка 0,8 мг/кг), приводит к отложению ртути в волосах в количестве 2 мг/кг. |
Пять “Ч” на Украине – что это такое? | 5. ЧЕРНОБЫЛЬ – лучевые ожоги и смерти, ЧЕРНОВЦЫ – облысевшие дети, лучевая болезнь, ЧИГИРИН – стройка новойАЭС, ЧЕРНИГОВ и ЧЕРКАССЫ – серьезные генетические и соматические последствия чудовищного загрязнения окружающей среды химическими предприятиями. |
Бензин без свинца. Это реально? | 6. Считалось, что повысить октановое число бензина можно только за счет свинца (свинцовых присадок), улучшающего его взрывные (антидетонационные свойства). Уже в 1987 году на 12 500 из 20 000 АЗС в ФРГ подавали бензин без свинца, решая тем самым проблему снижения загрязнения воздуха и земли. |
Известна “чертова дюжина”. А что такое “грязная дюжина”? | 7. В начале 80-х годов ХХ века во Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня) ООН был обнародован список из 12 особо опасных пестицидов, причиняющих непоправимый ущерб здоровью людей и природе Земли. Среди них: ДДТ, ГХЦГ, альдрин (диэльдрин), диоксин, линдан, севин и др. Сейчас этот список увеличен до 65 наименований, из которых 32 – канцерогены (ракообразователи), а 33 – препараты, высокотоксичные для всего живого. |
Обсуждение нового материала:
Вопросы | Ответы |
Какое из влияний, показанных на схеме 2, выражено сильнее? Какие проблемы возникли с появлением человека на Земле? Что такое загрязнение? Загрязнитель? Какие виды загрязнений вы знаете? Приведите примеры. Как классифицируются загрязнители? Как классифицируются хи-мические вещества, вызыва-ющие различные заболевания человека? Что означают их названия? УЧИТЕЛЬ: Многие из этих веществ являются … или относятся к группе … | Человек природа. 1) проблема народонаселения (демографическая проблема, греч. «демос» - народ) – перенаселение планеты; 2) исчерпание ресурсов (прежде всего пищевых); 3) загрязнение окружающей среды. (Выясняют определения. См. словарь). (Учитель вешает на доску таблички и плакаты) ЗАГРЯЗНЕНИЕ Антропогенное (искусственное) Биологическое Глобальное Естественное Информационное Радиоактивное Световое Тепловое Физическое Химическое (токсическое) Шумовое Электромагнитное ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ Первичный Вторичный Стойкий (не разлагающийся) (по ходу беседы учитель вешает на доску таблички и плакаты): ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Аллергены Канцерогены Мутагены Тератогены Токсиканты (работа со словарем). ОРУЖИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КСЕНОБИОТИКОВ |
Вопросы: К чему приводит их воздей-ствие? Какими свойствами обладают данные вещества? УЧИТЕЛЬ: Также в ХХ веке возникла новая отрасль науки – это … И появились понятия: Вопросы: Что это такое? Что такое здоровье? От чего зависит здоровье че-ловека? Назовите составляющие (пока-затели, критерии) здоровья. Какая группа природных фак-торов оказывает на человека наибольшее влияние? Приме-ры. К чему приводит их влияние? Приведите примеры. Только ли СПИД угрожает се-годня человеческому генофонду? Может ли гриб завод-загрязнитель правосудию выдать? Чем является свинец для организма человека? К какой группе загрязнителей его можно отнести? Где в организме человека он накапливается? | Ответы: 8. Возникают различные заболевания, ответные реакции организма или отклонения от нормы в развитии: Адаптация Аллергия Аномалия Аплазия Заражение Мутация Тератогенез 9. Биоаккумуляцией Излучением Концентрацией Токсичностью ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА КЛИМАТОПАТОЛОГИЯ МЕТЕОПАТИЯ (вешает на доску таблички). Ответы: 10. ( см. словарь). (см. словарь). От различых природных и антропогенных факторов, образа жизни и др. (см. схему-таблицу 1). ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ) ЗДОРОВЬЯ: Биологические Медицинские Психологические Природные Социальные Функциональные Факторы окружающей среды Атмосферные (давление, температура). К различным заболеваниям человека, к ухудшению его самочувствия. (перечисляют). Бездумная экологическая политика, производство Да. Шампиньоны, например, поглощают и аккумулируют свинец, ртуть, кадмий и другие металлы не только из автомобильных “выхлопов”, но и дыма промышленных предприятий. 18. Ядом. Канцерогены. 20. В почках. |
ОБОБЩЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗУН
УЧИТЕЛЬ:
Вопрос:
1. С какими новыми терминами и понятиями вы познакомились?
Подведение итогов:
Задания:
Заполнить схемы 1 (части «Окружающая среда», «Здоровье»), 3 – .
между понятиями, приведенными в схеме 2, расставить стрелки, показывающие их взаимосвязь;
сделать выводы .
Проверка заполнения таблиц и вывода.
Обсуждение правильности заполненных схем и таблиц.
Оценивание работы учащихся (записи в оценочном листе).
( время – 5 мин.)
ВЫВОДЫ:
Взаимодействие человека и природы можно выразить общей схемой:
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,
где более выражено взаимодействие _______________________________________________
В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________ , учитывающая данное взаимодействие.
Факторы, укрепляющие здоровье:
двигательная активность:
повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
улучшает работу органов дыхания;
укрепляет сердечную мышцу;
нормализует обмен веществ.
рациональное питание:
режим питания (улучшает работу органов пищеварения);
разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);
умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).
режим труда и отдыха:
Схема 3
Влияние деятельности человека на природу
ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ | ЗАГРЯЗНЕНИЕ |
Классификация: ________________________________________________________________________________________________________ | ЕСТЕСТВЕННОЕ ( _______________________ ) Виды: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ИСКУССТВЕННОЕ ( ________________________ ) Виды: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Схема 4
Влияние окружающей среды на человека
ЧЕЛОВЕК | ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | ЗДОРОВЬЕ |
Химические вещества: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Многие из них являются __________________________ __________________________ и относятся к группе ________ __________________________ | Попадают вместе с: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ или путем ____________________________________________________ Свойства: ________________________________________________________________________________________________________ | Вызывают (приводят к): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Заполнить таблицу 4 (колонки 2, 3, 4-5).
Выяснить виды загрязнений природы, вызванные профессиональной деятельностью.
Выснить факторы производственной деятельности, влияющие на здоровье.
Таблица 3 Здоровье человека и окружающая среда
Загрязнитель | Источник попа-дания в окру-жающую среду | Допусти-мая норма | Влияние на … |
Группа | Пример | … организм | … окружающую среду |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Аллергены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Канцерогены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Мутагены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Тератогены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Таблица 4 Влияние деятельности человека на природу
Оболочка Земли 1 | Загрязнение окружающей среды | Санитарно-гигиенические требования и нормы |
Загрязнитель | Результат | Показатели | Решение проблемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Атмосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Литосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Гидросфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Биосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
УЧИТЕЛЬ (идет беседа с учащимися, 2-3 мин):
Вопросы:
Что мы сегодня рассматривали на уроке?
В чем заключается взаимодействие человека и природы?
Какое из взаимодействий человека и природы выражено сильнее?
Как природа влияет на человека?
Почему? Приведите примеры.
К чему приводит это влияние?
Какие новые понятия и термины вы узнали на этом уроке?
УЧИТЕЛЬ:
Мы видим, что природные факторы, влияющие на человека, можно разделить на 2 группы:
первичные (собственно природные, не зависящие от человека);
вторичные (антропогенные).
Подробнее об этом и многом другом мы поговорим на следующих уроках.
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
заполнение оценочных листов;
выставление оценок за урок.
ЛИТЕРАТУРА Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.
Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.
Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.
СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Адаптации – приспособления животных организмов к окружающей органической и неорганической среде (например, адаптации на уровне организма, физиологических реакций, поведения и др.).
Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.
Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.
Аномалия (от греч. аномалия – ненормальность) – любое отклонение от нормы или закономерности.
Аплазия (от греч. а и плазис – образование) – врожденное отсутствие какой-либо части тела.
Биоаккумуляция (от греч. биос и лат. аккумуляцио – накопление) – накопление не разлагающихся загрязнителей в организмах высоких трофических уровней. С повышением уровня аккумуляция усиливается.
Деградация среды – ухудшение природной среды человека.
Загазованность – наличие в воздухе газообразных вредных или взрывоопасных веществ в заметном количестве.
Загрязнение среды – привнесение в среду или возникновение в ней любых загрязнителей.
… антропогенное (искусственное) – загрязнение среды, вызванное хозяйственной или иной деятельностью человека. Виды: химическое, физическое, радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитных колебаний.
… биологическое – привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов.
… глобальное – загрязнение, обнаруживаемое в любой точке планеты (например, ДДТ в яйцах пингвинов в Антарктиде).
… естественное – загрязнение, возникшее в результате природных катастроф или процессов (например, выброс в атмосферу морских солей, вулканической пыли, извержения вулкана, ураганы, пыльные бури и др.).
… радиоактивное – загрязнение, вызванное повышением естественного уровня радиоактивных веществ в среде.
… физическое – загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды: температурных (тепловое загрязнение), волновых (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения), радиационных (радиоактивное загрязнение).
… химическое – загрязнение среды, связанное с изменением ее химических свойств или поступлением обычно в ней отсутствующих веществ. Наиболее распространенный вид загрязнения среды.
… Иногда выделяют и информационные загрязнения (например, реклама).
Загрязнитель – любой природный или антропогенный физический, химический или биологический агент, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, превышающих рамки обычного наличия предельных естественных колебаний или среднего природного фона.
… вторичный - загрязнитель, образовавшийся непосредственно в окружающей среде.
… первичный – загрязнитель, поступающий в среду извне.
… стойкий, или неразлагающийся – химически стабильный загрязнитель, не входящий в естественный круговорот веществ, и потому очень медленно разлагающийся (например, полиэтилен и другие пластики). Такие загрязнители нередко аккумулируются организмами и передаются по пищевым цепям (ДДТ).
Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.
Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).
Излучение, радиация (физич.) – испускание элементарных заряженных частиц или волн и образование их поля, передача энергии в виде электромагнитных волн.
И. ионизирующее (от лат. ион – идущий) – рентгеновские и - лучи, - и -частицы, поток протонов и нейтронов, космические лучи, вызывающие ионизацию среды, т. е. превращение нейтральных атомов и молекул в ионы. Является мутагенным фактором.
И. ультрафиолетовое (от лат.
ультра – сверх, более) - Невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны от 10 до 400 нм, располагающееся в спектре между фиолетовыми и рентгеновскими лучами. Является мутагенным фактором. Обладает ионизирующим действием. Большие дозы УФ-излучения вредны для человека и животных, вызывают поражение глаз, ожоги кожи, могут способствовать образованию злокачественных опухолей.
И. фоновое – ионизирующее излучение, испускаемое природными радиоактивными веществами, содержащимися в воде и почве.
Канцероген (от лат. канцер – рак и генезис – порождение) – вещество или излучение, способствующее возникновению злокачественных опухолей. Большинство канцерогенов имеют антропогенное происхождение. Это химические и физические загрязняющие вещества, способствующие возникновению и развитию раковых заболеваний (например, полициклические ароматические углеводороды – ПАУ, бензапирен и др. химические вещества; УФ, рентгеновское и радиоактивное облучение).
Климатопатология (от греч. климатос – наклон, патос – страдание и логос) – возникновение или обострение заболеваний под влиянием неблагоприятных климатических воздействий из-за нарушения процессов приспособления организма к изменившимся условиям.
Концентрация (от новолат. – концентрацио) – сосредоточение, скопление.
К. загрязнителей (от лат. кон- с и центрум - центр) – количество загрязнителей в определенном объеме или весовой единице воздуха, воды, почвы или другой составляющей среды.
Ксенобиотик ( от греч. ксенос – чужой и биос) – любое чужеродное для организма или сообщества организмов вещество (пестициды, препараты бытовой химии и др. загрязнители), которое может вызвать нарушение нормальных биологических процессов организмов, в том числе их заболевания и гибель.
Металлы тяжелые – металлы с плотностью более 8 тыс. кг/м3 (кроме благородных и редких). Например, медь, цинк, никель, кадмий, кобальт, олово, висмут, ртуть и др. Почти все тяжелые металлы ядовиты.
Метеопатия (от греч. метеора – атмосферные и небесные явления и патос – страдание) – острая болезненная зависимость самочувствия человека от климатических явлений и состояния атмосферы.
Мутаген (от мутации и греч. генезис – происхождение) – любой фактор, вызывающий мутацию.
Мутация (от лат. мутацио – изменение) – любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах НК. Это наследственные изменения в клетках, вызванные химическими соединениями – мутагенами (например, алкилсульфатами, сульфонами, эпоксидами).
Облучение – воздействие на ЖО любыми видами излучений от ИК до ионизирующих, включая космические лучи.
Оружие экологическое - любое средство, наносящее урон, снижающее работоспособность и приводящее к ухудшению здоровья, вплоть до смерти противника, через изменение среды его обитания. Может быть метеорологическим и биологическим (например, применение США во время войны во Вьетнаме гербицидов и дефолиантов, приведшее к уничтожению 12% лесов, 40% мангров и более 5% сельскохозяйственных угодий страны).
Тератогенный эффект (тератогенез) – уродства, возникающие у организмов (чаще растений) под влиянием естественных факторов среды или антропогенных факторов (загрязнения) на генетический аппарат или внешнее и внутреннее развитие.
Тератогены (от греч.
тератос – чудовище и
генос – происхождение) – вещества, которые при воздействии на организм вызывают уродства в развитии.
Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.
Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.
Уровень загрязнения – абсолютная или относительная величина содержания в окружающей среде вредных веществ.
У. радиации предельно допустимый (ПДУ) – уровень радиации, обеспечивающий экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.
Экология (от греч
. ойкос – дом, жилище и
логос – учение) –
- в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
- в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
- в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).
Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;
2) экология человеческой личности;
3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.
Экологическая медицина2 – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, которая окружает человека, на его здоровье.
Эманация (от лат. эманацио – истечение) – в экологии и строительстве : выделение радона и других радиоактивных газов твердыми телами (например бетонами, кирпичом и другими строительными материалами). В последнее время из-за уменьшения объемов жилых помещений и улучшения их герметизации проблема эманации радона стала очень актуальной.
Эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) – в экологии: выпуск в окружающую среду газообразных отходов и/или тепла.
1 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,
по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.
2 - экологическая медицина оформилась в самостоятельную ветвь на конференции в Кливленде
(США, июнь 1986)