3 | 23 мин | Беседа по тексту | Какие события происходят в 4 главе? Каких героев мы встречаем в этой главе? Появляются ли новые герои? Что происходило каждый вечер в доме Кашириных? За кем Алёша так с интересом наблюдал? Как вы понимаете фразу «богу своему?» Запись в тетрадь: «Поначалу можно подумать, что у бабушки и в самом деле какой-то «свой» Бог, который может её выслушать, может ей помочь. Но дальнейшая её молитва говорит о том, что это просто невинное обращение доброй старухи к Богу, где личные семейные просьбы перемешаны с православной молитвой» (П. Басинский) Почему бабушка молится каждый вечер, почему она всё рассказывает Богу? Какое потрясение случилось с семьёй Кашириных? — С какого описания начинается рассказ о пожаре? Зачитайте его. — Для чего, с вашей точки зрения, так подробно описывается красота ночи и... красота пожара? Маленького Алёшу влекло к огню. Было светло, как днем – даже были видны кривые гвозди, торчавшие из стен. Огонь уже поднялся к старой сухой крыше. Он быстро извивался по ней золотыми и красными узкими потоками. У Кашириных в красильной мастерской, бушуя, мечась и все уничтожая на своем пути, огонь набирает полную силу. Старое помещение все золотилось, как церковный иконостас. Это та завораживающая стихия, которую трудно остановить. — Как вели себя люди во время пожара? Что такое купорос? (слайд). Почему бабушка побежала в огонь за ним? – Каков Яков во время пожара? -Какой вывод мы можем сделать? — Кто стал героем и руководителем на пожаре и почему? Просмотр видеофрагмента -Давайте запишем вывод в тетради в форме таблицы. Бабушка | Дедушка | На пожаре | Не теряет самообладания, собранная, решительная, рискует жизнью, заботится о других | Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал, суетился, обвинял других. | Как восприняли герои это бедствие? | Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями. «Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!» | Стал злым, жадным, жалким, беспомощным, ничтожным. | -Какой урок для себя усвоил Алёша? Давайте попытаемся сопоставить этот жизненный урок с отрывком стихотворения, о котором мы говорили в начале урока. -Что происходит с семьёй после пожара? -Какие воспоминания остались у Алёши о дедушке? Обращаемся к 5 главе. Чему его учил дед Каширин? Найдите цитату, где дедушка учит Алешу грамоте. (слайд) Остановитесь. Какое незнакомое выражение нам здесь встретилось? Весной с наступлением половодья к соляным амбарам или, как их называли, магазинам, подводились на погрузку баржи. Владельцы барж устанавливали на палубе весы. После этого к владельцу баржи записывались соленосы (женщины) , резатые (считать мешки) и весовщики. Соленоски работали десятком и постоянно на одних и тех же весах до окончания погрузки. Соль в амбарах (магазинах) часто слеживалась в камень, поэтому к работе привлекали еще и солерубов. Многие люди работали на солеварнях не по одному десятку лет, начиная с малолетства на рытье канав и пересчете мешков. От переноски еще влажной соли на голове от тяжести деформировался череп, к старости отказывали мышцы, поднимающие веки, проедало крепким солевым стоком кожу за ушами. После каждого дня работы на соли рабочие были вынуждены уносить одежду с собой и стирать, иначе утром ее, задубевшую от соли, нельзя было надеть. Все это привело к рождению поговорки: "Пермяк - соленые уши". Продолжаем читать. Давайте посмотрим на слайде, как выглядели эти буквы. Чем воспитание бабушки и дедушки различается в этом случае? С чем еще Алёша столкнулся, живя с бабушкой и дедушкой? Что было для него неприемлемым? Что он чувствовал в тот момент? Зачитайте. До этого в семье Алёши никто никого не бил. Для него это было «гадко», он не мог этого принять Какой вывод мы можем сделать? Какие уроки усвоил Алёша? Столкнувшись с человеческой злобой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось открытым для любви к людям. У бабушки Алеша научился черпать силы, научился оптимизму, бескорыстной любви к миру, она открыла ему светлого и доброго Бога. | События в 4 главе происходят после смерти Цыганка. Жизнь в доме Кашириных становилась тяжелее для Алёши. Единственной радостью для него были бабушкины сказки. Как-то вечером в мастерской случился пожар, во время которого бабушка проявила себя мужественно и храбро. Алёша, бабушка, дедушка, дядя Яков, Наталья. Новых героев мы не встретили. Каждый вечер Алёша наблюдал за тем, как молится бабушка: «Я лежу на широкой кровати, вчетверо окутан тяжёлым одеялом, и слушаю, как бабушка молится богу, стоя на коленях, прижав одну руку к груди, другою неторопливо и нечасто крестясь… Долгие молитвы всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка подробно рассказывает богу обо всём, что случилось в доме; грузно, большим холмом стоит на коленях и сначала шепчет невнятно, быстро, а потом густо ворчит: – Ты, господи, сам знаешь, – всякому хочется, что получше. Михайло-то старшой, ему бы в городе-то надо остаться, за реку ехать обидно ему, и место там новое, неиспытанное, что будет – неведомо. А отец – он Якова больше любит. Али хорошо – неровно-то детей любить? Упрям старик – ты бы, господи, вразумил его. Глядя на тёмные иконы большими светящимися глазами, она советует богу своему: – Наведи-ко ты, господи, добрый сон на него, чтобы понять ему, как надобно детей-то делить!» У бабушки есть вера в то, что ей помогают свыше. «Её» Бог слушает молитвы бабушки, её обращения, тем самым помогая ей жить дальше, веровать. Бабушка верующая, православная. Она исповедуется перед Богом. Однажды вечером загорелась мастерская. «Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: - Ну, мать, посетил нас господь,- горим! - Да что ты! - крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. - Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: - И-и-ы... Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили жёлтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: - Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага! - Цыц, пёс,- сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал. Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями. По тёмным доскам сухой крыши, быстро опутывая её, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стёкла окна; огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе» Ярко показаны все краски пожара, ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. Картина пожара кажется нарисованной на холсте. Дед растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки. При спасении коня выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает…» И тут же добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. Купорос – химическое вещество. Если бы бабушка не побежала за ним, всё бы взорвалось. Было бы много жертв. «…Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед послал бабушку его успокаивать. Из этой ситуации дед извлекает для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах: «Григория рассчитать надо – это его недосмотр! Отработал мужик, отжил!» А Григорий – совладелец этой мастерской. Наиболее ярко характер человека раскрывается в минуту опасности, в критические моменты жизни. Эти люди чувствуют себя сильными, унижая слабых. Но сами проявляют свою слабость и ничтожность, когда наступает настоящая беда. Бабушка ведет себя как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди…» И после пожара бабушка, вся обоженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не бойся…» Она находит силы утешать и поддерживать других. Алёша поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания. Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Алёша с бабушкой поселились в уютной комнате на чердаке. Все любили бабушку и обращались к ней за советом — Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Бабушка рассказывала о своей матери, о своём детстве. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве. Дед учил Алёшу грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным к этому. Вскоре он читал по слогам псалтырь. …Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня: – Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Пермяк, солёные уши. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? – Буки. – Попал! Это? – Веди. – Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что? – Добро. – Попал! Это? – Глаголь. – Верно! А это? – Аз. Вступилась бабушка: – Лежал бы ты, отец, смирно... – Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Смотрят. Бабушка напитывает его любовью, учит широте взгляда на мир. Дедушка учит церковной грамоте и жестоко порет его, приучая выносить боль и не смущаться доставлять ее другим. Дедушка ударил бабушку кулаком. Но однажды, когда она подошла к нему с ласковой речью, он быстро повернулся и с размаху хряско ударил ее кулаком в лицо. Бабушка отшатнулась, покачалась на ногах, приложив руку к губам, окрепла и сказала негромко, спокойно: — Эх, дурак... И плюнула кровью под ноги ему, а он дважды протяжно взвыл, подняв обе руки: — Уйди, убью! — Дурак, — повторила бабушка, отходя от двери; дед бросился за нею, но она, не торопясь, перешагнула порог и захлопнула дверь пред лицом его. Когда дед впервые при Алёше ударил бабушку, мальчик не верит своим глазам: «… это было угнетающе гадко, открывало что-то новое в нём – такое, с чем нельзя было примириться и что как будто раздавило меня». Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка, любовь, доброта, вера. Дедушка в его жизни сыграл немалую роль, он обучил его грамоте. |