Тема урока: «Зима в мире растений».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.
Задачи урока:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, фонограмма «Январь» П.Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Дети. Зимние изменения в природе.
Учитель. Какова продолжительность зимы по календарю?
Ученики. По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.
Учитель. А по Солнцу?
По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта), когда день и ночь одинаковы.
Учитель. Какие же зимние явления происходят в неживой природе?
Ребята давайте вспомним по каким явлениям в неживой природе можно понять, что наступила зима (Карточки)подчеркните карандашом, те явления которые вы считаете нужными.
1) низкое положение солнца над горизонтом; 2) мало тепла; 3) лежит снег; 4)идут моросящие дожди; 5) водоёмы скованы льдом; 6) замёрзла почва; 7) длинная ночь; 8) температура воздуха выше 0 9) оттепель; 10) гололедица; 11) снегопад; 12) метель; 13) изморозь. | 1) низкое положение солнца над горизонтом; 2) мало тепла; 3) лежит снег; 4)идут моросящие дожди; 5) водоёмы скованы льдом; 6) замёрзла почва; 7) длинная ночь; 8) температура воздуха выше 0 9) оттепель; 10) гололедица; 11) снегопад; 12) метель; 13) изморозь. |
Ученики. Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.
Почва замёрзла.
Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы
3.Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?
Ответы учеников.
Учитель. Сейчас мы с вами побываем в зимнем лесу.*слайд зимний лес ВСПОМНИМ
Ученики Заснеженный лес спит спокойно, безмятежно.
Учитель. Какое настроение вызывают изображения заснеженного леса? (Ответы учеников.)
Учитель. Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Послушайте одну зимнюю историю
. Второклассники Петя и Маша отправились на каникулах вместе с родителями в зимний лес. Они взяли с собой лыжи и санки. Лес утопал в снегу. Кустарники надели снежные шубы, а деревья снежные шапки. Пока папа разводил костёр, он попросил Петю и Машу поставить лыжи возле осины, а санки возле дуба. Когда папа освободился, то увидел, что лыжи и санки стоят возле совсем других деревьев.
Учитель Что произошло, почему ребята поставили лыжи и санки к другим деревьям. Как вы думаете?
Ученики Ответы
Учитель. Действительно на первый взгляд все деревья зимой похожи * слайд 5
А можно ли научиться различать деревья в лесу? По каким признакам?
(наводящие вопросы: деревья являются представителями какой природы? (живой или неживой)
Так как вы думаете, какова сегодня тема урока.
4.Формулировка темы урока.
Я предлагаю вам помочь Пете и Маше научиться определять деревья в лесу зимой. Для этого прочитайте статью учебника стр. 20-21 (Чтение учеников, просмотр слайдов 6-18.)
Закрепление изученного материала . работа в рабочей тетради
Учитель. Давайте сделаем вывод * слайд Вывод
5. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
-Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).
Дом задание . Чтение текста с.20-23, доработать в тетради.*слайд