Тема «Знаки препинания в конце предложения»
Цели :
Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
Задачи:
Формировать умение отличать предложение среди группы предложений; правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи; употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в конце предложения.
Развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание.
Ход занятия
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
II. Основная часть
1.Сообщение темы занятия:
Из чего состоит наша речь?
Что называется предложением
Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова между собой в предложении? Что ставим мы в конце предложения?
Как называется предложение, если в конце стоит точка, вопросительный знак, восклицательный знак?
Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на занятии?
Тема нашего занятия «Знаки препинания в конце предложения».
2. Работа над определением предложений.
Какие могут стоять знаки препинания в конце предложения?
Раздача карточек.
(Сообщение, утверждение, повествование) | (Радость, восторг, восхищение) | (Вопрос) |
Наступила зима. Зимой идёт снег. | Ура! Ура, скоро каникулы! Какой красивый лес! | Когда? Где? Почему? Откуда? Зачем? Как? Как дела? Когда пойдем в кино? |
| | |
Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)
Идёт снег.
На птица сидела ветке.
В лесу бегает белка.
На верхушке сосны …….
Какие предложения вы выписали?
А 2 и 4, почему их нельзя назвать предложениями?
Какие это предложения?
Почему эти предложения повествовательные?
Начертите схемы этих предложений.
3. Деформированные предложения.
- Что записано на доске?
воробей, обедал, Где.
в, хорошо, лесу, Как, весной.
поют, В, птицы, саду.
- Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то спокойно сообщается, т. е повествуется (В саду щебечут птицы).
- Какой знак поставили в конце предложения, если в нем о чём-либо сообщается
- Найдите предложение, которое надо произнести с чувством восхищения и радости. (Как хорошо весной в лесу!)
- Какой знак поставили в конце этого предложения.
- Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. (Где обедал воробей).
- Какой знак поставили в конце такого предложения
4.Работа над пунктуацией и деформацией предложений.
Расставь номера предложений. Поставь правильный знак препинания в конце предложения.
__Вдруг пролетела муха и села на шляпу.(……)
__Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком. .(……)
__Любе подарили котенка. .(……)
__Видны только белые лапки. (……)
__Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. (……)
__Вот какой шалунишка! (……)
5. Работа с карточками.
А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.
Прочитайте предложение,
поставьте в конце предложения нужный знак препинания.
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Знаешь, кто мои соседи?
6. Физкультминутка.
Игра с мячиком СуДЖок
7. Игра с сигнальными карточками.
Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки)
Итог занятия
1.Наша речь состоит из …..
2.Предложение состоит из ….
3.Первое слово в предложении…...
4.В конце предложения ставится…