СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Звуки [й, о]. Гласные буквы Ё, ё. Письмо строчной буквы ё.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока литературное чтение и русский язык. 1 класс. Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Звуки [й, о]. Гласные буквы Ё, ё. Письмо строчной буквы ё.»

Тема урока: Звуки [й, о]. Гласные буквы Ё, ё. Письмо строчной буквы ё.

Интегрированный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы Ё. ё. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

2. Речевая разминка.


1)Дыхательная гимнастика

а) «Именинный пирог»

б) «Рубим дрова»

в) « Сердитый ёжик »


2) Артикуляционная разминка

  « Кошка лакает молочко»

« Собака рычит»

« Колокольчик»


3) Чистоговорки.

Ёжик-ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Это ёж - колючий ёж.

Его руками не возьмёшь.

3. Актуализация знаний.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? ( Мы общаемся с помощью речи)

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными)

- Какими бывают согласные звуки (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими)

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? (А ОУ Ы)

- Какие друзьями мягких согласных? (И Е Я)

- Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми? (Е Я)

- Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука)

-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках. (Черника, малина, ёжик)

- Найдите одно слово, исключив два лишних. (Слово ёжик)

-Объясните свой выбор. ( Называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный)

-Какие звуки мы слышим в начале слова? (Й О)

- А какая буква пишется в начале слова (Ё)

4. Определение темы и задач урока.

- Какая тема нашего урока? (Буква Ё, обозначающая два звука)

- Какую задачу поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме, научиться писать буквы Ё, ё; читать слоги и слова с буквой Ё)


5. Знакомство с новым звуком.


- Произнесите слово по слогам. Ё - ЖИК

- Сколько слогов в слове ёжик? Два

- Какой слог первый? Ё-

- Какой второй? -жик

-Произнесите несколько раз первый слог. [й' о]

- Какие звуки слышите? [й' о]

- Сколько их? Два

- Какой первый? [й]

- Какой второй? [о]

- Составим схему слова ёжик.

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о]

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? Одна.

6. Знакомство с буквами Ё, ё.

  1. На что похожа буква

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.


- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.

2) Место в азбуке.

- Теперь нам надо поселить нашу букву на ленте букв.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? ( К гласным, к друзьям мягких согласных)

- Поселим рядом с какой буквой? (О)

- Почему? (В букве Ё тоже есть звук [о])


- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. (Ёлка, ёрш, ёж)

Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.


- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

3) Конструирование печатной буквы Ё из счетных палочек и арбузных семечек)

7.Физкультминутка «Ёжики»


Вот свернулся еж в клубок,

Может, ежик ты продрог? (Дети садятся на корточки, обхватывают колени)


Солнца луч ежа коснулся –

Ежик сладко потянулся! (Поднимают руки вверх, потягиваются)


На спине твоей иголки

Очень-очень колки. (Несколько раз сжимают и разжимают кулаки)


Еж по тропке побежал,

Нам колючки показал. (Руки сгибают в локтях, пальцы вверх)


А колючки тоже

На ежа похожи. (Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)


На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим. (Ладони складывают черпачком)



8. Чтение. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с буквой Ё.

1)Чтение слогов.

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов хором)


БЁ ДЁ ЗЁ ПЁ ТЁ СЁ


2) Чтение слов.

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (Дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

Буква ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

3) Чтение текста.

-Посмотрите на иллюстрацию, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитайте текст по цепочке.

- Где были ребята?

- Что они услышали? Кто это был?

- Кто напал на ёжика?

- Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?


9. Физкультминутка для глаз «Совы». (Дети выполняют вращательные движения головой и открывают, закрывают глаза, изображая сов)


10. Подготовка руки к письму.

Упражнение «Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

(Пальцы в замок, слегка покачивать, повертеть, покрутить, сомкнуть, постучать ладошками, показать ладошки)


11. Работа в прописях.

1) Обведение узора.

2) Письмо элементов букв по образцу.

3)Письмо буквы (с подробным объяснением учителя)

4) Письмо слияний:

- дети читают слог;

- называют слово с этим слогом;

- учитель подробно объясняет написание слога;

- написание слога детьми.


12. Итог. Рефлексия.

- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

- В каких случаях буква ё обозначает два звука? (Когда она стоит в начале слова и после гласной)

- В каких случаях буква ё обозначает один звук? (После мягкого согласного)

- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. Он дарит вам новогодние шарики на ёлку.

Выберите цвет, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось - жёлтого, если вам было скучно – красного.

- Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

- Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!