Тема урока: «Звуки [с], [с'], буквы Сс. Старый друг лучше новых двух».
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся со звуками [с], [с'], буквами Сс; формирования навыка чтения (умения читать слоги, слова, предложения с изученными буквами).
Ход урока
Организация начала урока
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
- Прежде, чем начать наш урок, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.
Актуализация умений, знаний
1.Фронтальная работа
- Вспомните, какие пословицы о дружбе и взаимопомощи вы изучили на
уроках обучения грамоте?
- Берись дружно, не будет трудно
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Может кто-то знает ещё пословицы и хочет поделиться со всем классом?
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Дружба всего дороже.
Настоящему другу цены нет.
- Ребята, как вы понимаете выражение «старый друг»? Расскажите о своем друге, с которым подружились в детском саду или во дворе в дошкольном детстве? Чем этот друг интересен, почему завязалась дружба? Поддерживаются ли отношения в настоящее время? Что совместно делаете с друзьями?
2.Анализ учебной деятельности учащихся (на данном этапе).
- Какие вы молодцы, я вижу у вас много хороших друзей и что вы очень дружный класс. Вы знаете, что новых друзей тоже нужно беречь.
Открытие новой темы. Целеполагание.
- Сейчас я расскажу скороговорку, слушайте внимательно. Вам предстоит ответить на вопрос, какой звук чаще всего произносится?
Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.
- Звук [с], чаще всего поизносится.
- Верно, как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке? Обратите внимание на «слова - помощники»: будем учиться, узнаем, научимся, познакомимся со звуками.
- Сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [с], [с'], узнаем, какой буквой они обозначаются, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.
Физминутка
Проговаривание чистоговорок.
- К звукам [с], [с'] добавляем гласные и придумываем к получившемуся слогу рифму.
Попробуем: са – са – са
- В лесу бегает лиса
Со – со – со
- У Вовы колесо.
- Ос – ос – ос
- На поляне много ос.
- Су – су – су
- Было холодно в лесу.
- Усь – усь – усь
- На лугу пасется гусь.
- Молодцы.
Открытие новых умений, знаний
Выделение новых звуков [с], [с'] (работа с предметными рисунками, составление схем-моделей слов)
- Откройте Азбуку на странице 45, посмотрите на первую картинку, что изображено?
- На картинке изображён лес.
- Произнесём протяжно, выделяя последний звук.
- Теперь произносим звук [с].
- При произнесении звука [с]выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту. Скажите, звук [с] гласный или согласный?
- Чтобы убедиться, что это согласный звук, посмотрим на ленту букв и проверим, правильно ли вы определили ей место.
- Какие же вы молодцы. Теперь перейдём ко второй картинке. Кто на ней изображен?
- На картинке изображён лось
- Произнесём протяжно, выделяя последний звук.
- Теперь произносим звук[с′].
- Произнесите оба слова изображенных на картинке.
- Лес, лось.
- Какие звуки у нас получились?
- Звуки [с] и [с′].
- Чем отличаются звуки [с] и [с′]?
- Отличается тем, что один звук твёрдый, другой мягкий.
- Верно, в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.
Характеристика новых звуков [с], [с'] (гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий).
Упражнения в слышании новых звуков [с], [с'].
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Название которой «Твердый – мягкий».
Я буду назвать слова, а вы должны определить мягкий или твёрдый звук слышится в слове и где находится этот звук: в начале слова, в середине или в конце.
Твердый – показывается синий карандаш.
Мягкий – показывается зелёный карандаш.
- Сад.
- Карась.
- Рис.
- Колос.
- Бусы.
- Синий.
- Суп.
- Сосна.
- Осина.
Обозначение звуков [с], [с'] буквами. Откройте Азбуку на стр. 45
- Посмотрите на буквы в правом верхнем углу.
- Звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с. Назовите правильное произношение этой буквы
- С (эс).
- Почему одна буква заглавная, а другая строчная?
Ознакомление с новыми буквами
Представление буквы С, с.
- Я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно, что ответить правильно, на что похожа буква «С»?
1. Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.
- Буква С похожа на подкову.
В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился в букву «С»,
А к утру совсем исчез.
- Месяц.
- Правильно. Может кто-то ещё скажет, на что похожа буква «С»?
- Буква «С»похожа на кусочек сыра, на дольку арбуза, на дольку апельсина, мандарина, дыни, на разрезанный лимон, а так же на мармеладки - фруктовые дольки.
Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания.
Закрепление открытых умений, знаний
Чтение слияний.
- Открыли Азбуку на странице 45, читаем слияния.
- Си са со сы су
- Читаем слияния, в которых звук [с].
- Са со сы су
- Читаем слияния, в которых звук[с'].
- Си
Чтение слов в столбиках.(прочитать слова в столбиках, выполнить задания)
- Прочитайте слова и сравните.
- Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.
Осина – осины имеют звук [с'], а сосна – сосны звук [с].
- Осина – сосна они одни, а осины – сосны их много.
- Правильно, одно – единственное число; много – множественное число.
- Сосны стоят на поляне.
- Запишите схему этого предложения в тетрадь по печатанию (одного ученика вызываю к доске).
Чтение текста.(прочитайте текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух; прочитайте текст вслух).
Нина у осины.
Инна у сосны.
- Ау, Нина! Ау!
- Попробуйте продолжить текст.
- Ау, Инна! Ау!
Девочки искали друг другу в лесу.
Смысловой анализ текста.
- Девочки стояли возле одинаковых деревьев? Каких?
- Нет, они стояли возле разных деревьев. Нина у осины, Инна у сосны.
- Девочки были вдвоём в лесу?
- Да, они были вдвоём.
- А как вы считаете можно в лес ходить без взрослых?
- Нет, без взрослых в лес ходить нельзя.
- Верно, а то можно заблудиться как эти девочки.
Графический анализ текста.
- Сколько в тексте предложений?
- В тексте 4 предложения.
- Прочитайте предложения, в которых есть буква «с».
- Нина у осины.
Инна у сосны.
Итог урока. Рефлексия.
- Возвращаемся к нашим «словам-помощникам, определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока:
будем учиться учились
узнаем узнали
научились познакомились
- С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?
- Что было интересного на уроке?
- Что вызвало затруднения? Почему?
- Ребята, у вас на столах лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению.
- Я очень рада, что настроение у вас изменилось в лучшую сторону. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.