Урок по теме «Виды и формы бизнеса»,
урок обществознания в 7 классе
Учитель истории, обществознания
МОАУ СОШ № 1 г. Зеи Амурской области
Богачукова В.В.
Цель урока:
сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности, а также о видах и формах бизнеса.
Задачи:
Формирование экономической и правовой культуры подростков, их активной гражданской позиции;
Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
Формирование коммуникативных навыков обучающихся, а также умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
Формирование функциональной грамотности обучающихся через решение финансовых задач.
После изучения темы учащиеся должны:
понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности,
иметь представления о целях, видах и формах бизнеса.
Основные понятия: предпринимательская деятельность (бизнес), виды бизнеса, формы бизнеса.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами.
Ход урока:
Организационный момент (хлопки)
К уроку готовы?
Домашнее задание выполнили?
Проверим?
Проверка знаний учащихся по теме прошлого урока «Производство: затраты, выручка, прибыль»
На доске размещены листы со словами: производство, затраты, выручка, прибыль, временные, постоянные, общие, бизнес, виды, формы.
Проверка домашнего задания осуществляется выбором учащимися уже знакомых им понятий: «производство», «выручка», «прибыль», «затраты – переменные и постоянные».
При выборе термина «затраты» учащимся предлагается решить задачу.
Задача: Владелец фирмы вёл свою документацию крайне не аккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения – 25 тыс. руб., зарплата рабочих – 50 тыс. руб., расходы на покупку сырья – 75 тыс. руб., транспортные расходы – 20 тыс. руб. известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. найдите общие и переменные затраты.
Решение: поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затраты, то сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы.
50 000 + 74 000 + 20 000 = 145 000 – переменные затраты.
145 000 + 100 000 = 245 000.
Ответ: общие затраты составляют 245 000 руб.
Итогом проверки домашнего задания предлагается составить формулу из названных терминов (выручка – затраты = прибыль).
1. Актуализация знаний.
После того, как на доске останутся слова «виды», «формы», бизнес», учитель предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, а затем обозначить его цель и задачи.
Цели урока: прием «Генераторы и критики» (разбить учащихся на две группы: «генераторы» предлагают цели урока про заданной теме, возможно самые фантастические; «критики» выбирают из предложенных целей самые рациональные).
Ребята как вы думаете, что мы должны узнать и с чем познакомиться на уроке?
Цели могут быть следующими:
Выяснить, что значит «делать бизнес»;
выяснить, какие качества необходимы для бизнесмена;
выяснить, какую роль играет бизнес в современном обществе)
познакомить с основными видами и формами бизнеса.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Слово «бизнес» мы слышали много раз. Для многих россиян бизнес сегодня стал основным видом деятельности. Что же такое бизнес? В словарях существует много определений этого слова. Давайте попробуем выделить основные признаки и сформулировать свое определение.
2.1. Работа над понятием «бизнес (предпринимательство)».
Задание в рабочих листах (Приложение 1) – сформулировать свое определение «бизнеса» на основании имеющихся из различных источников, первоначально выделив признаки – экономическая деятельность, получение прибыли, предприятие.
Определение «Бизнес» – это предприятие; экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
Работа в группах
На данном этапе работы класс делится на три группы и каждая группа получает определенное задание, которое она выполняет при помощи текста учебника и опираясь на собственный опыт (Приложение 2)
После того, как группы выполнили задание, они презентуют свои ответы, каждая группа имеет право дополнить ответ выступающих.
2.3. Изучение видов бизнеса. Работа в парах
На данном этапе учащиеся, работая в парах, знакомятся с видами бизнеса. Для этого каждая пара получает таблицу, в которой необходимо соотнести виды бизнеса и их содержание (Рабочий лист, приложение 1)
Таблица «Виды бизнеса»
Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание
Производственный | Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги). |
Торговый | Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование). |
Финансовый | Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами |
Посреднический | Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю . |
Страховой | Бизнес, цель которого - создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене. |
После заполнения таблицы происходит обсуждение результатов работы. Для закрепления полученных знаний о видах бизнеса учащиеся индивидуально выполняют практикум.
Практикум «Виды бизнеса»
Задание: Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности
1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.
Выполнение задания, обсуждение результатов работы.
2.4. Изучение форм бизнеса. Работа в группах
На данном этапе учащиеся, работая в группах с текстом учебника и опираясь на собственный опыт, должны выяснить какие формы ведения бизнеса, существуют в настоящий момент, и указать их сильные и слабые стороны.
Таблица «Формы бизнеса»
Задание: Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны».
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
| | |
| | |
| | |
После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы.
Таблица «Формы бизнеса» с готовыми ответами
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
Индивидуальное предприятие – предприятие, которым владеет и управляет один человек. | Простота создания и управления (самая распространенная форма) | Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу предприятия и ограничен в возможностях привлечения денежных средств. В одиночку тяжело решать некоторые проблемы (один в поле не воин) |
Товарищество – добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела и совместной работы | Участники объединяют свои деньги, способности, коллективная ответственность за результат деятельности. | Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия между партнёрами |
Акционерное общество – предприятие, собственником которого выступают держатели акций | Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности | Самое дорогое и сложное по организации |
3. Озвучивание домашнего задания (мини-проект «Предприятия моего города», который может выполняться индивидуально или в группах):
Учитель: На территории нашего города расположены предприятия. Ваша задача выяснить их правильное название, форму организации бизнеса, вид предпринимательской деятельности и заполнить таблицу.
Задание: Заполните таблицу «Предприятия моего города»
Название предприятия | Форма организации бизнеса | Вид бизнеса (предпринимательской деятельности) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Заполнение бортового журнала (новая информация для меня).
Приложение 1
Рабочий лист _____________________________________________ (ФИ)
________2021 г. Тема:____________________________________________________________
Бортовой журнал
По теме урока мне известно: | Новая информация для меня: |
| |
| |
| |
| |
| |
2. Работа в парах
Работа со словарем: выделите основные признаки бизнеса:
Бизнес – это то, что является источником дохода; деловое предприятие.
Бизнес - отношения между участниками рынка, нацеленные на получение прибыли от использования капитала.
Бизнес (англ. business «дело», «занятие», «предприятие») — предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит закону и направлена на получение прибыли.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Признаки бизнеса: __________________________________________ ___________________________________________________________
Сформулируйте свое определение этого слова:
БИЗНЕС – это ________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________
3. Работа в парах
Таблица «Виды бизнеса»
Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание
Производственный | Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги). |
Торговый | Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование). |
Финансовый | Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами |
Посреднический | Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю . |
Страховой | Бизнес, цель которого - создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене. |
Практикум «Виды бизнеса»
Задание: Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности
1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.
Приложение 2
Задание для 1 группы:
Используя текст учебника на с. 91, составьте формулу бизнеса:
Формула бизнеса
____________________+____________________=__________________
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Каждый ли человек может заниматься бизнесом?
Конституция РФ, статья 34:
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение — несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту. Объявление 16-летнего подростка полностью дееспособным производится: по решению органов опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей (усыновителей, попечителя); по решению суда, если родители не дают своего согласия на признание подростка полностью дееспособным.
Подросток может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с 14 лет на основании письменного согласия родителей, заверенного нотариально (пп. з, п. 1, ст. 22.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
Задание для 2 группы:
Прочитайте материал из учебника, с. 92-93
Ответьте на вопросы:
Кто такой бизнесмен?
С какой целью человек занимается бизнесом?
Какими качествами он должен обладать?
Ответы впишите в таблицу:
С какой целью человек занимается бизнесом? | 1. 2. 3. |
Какими качествами должен обладать бизнесмен? | 1 2 3 4 5 |
Задание для 3 группы:
Прочитайте материал из учебника, с. 92-93
Подумайте, какие возможности и риски открывает перед человеком занятие бизнесом? Ответы запишите в таблицу.
Возможности | Риски |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |