СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Виды и формы бизнеса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по обществознанию разработан с учетом развития функциональной грамотности обучающихся в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Виды и формы бизнеса"»

Урок по теме «Виды и формы бизнеса»,

урок обществознания в 7 классе

Учитель истории, обществознания

МОАУ СОШ № 1 г. Зеи Амурской области

Богачукова В.В.


Цель урока:

сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности, а также о видах и формах бизнеса.


Задачи:

  • Формирование экономической и правовой культуры подростков, их активной гражданской позиции;

  • Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

  • Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.

  • Формирование коммуникативных навыков обучающихся, а также умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

  • Формирование функциональной грамотности обучающихся через решение финансовых задач.

После изучения темы учащиеся должны:

  • понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности,

  • иметь представления о целях, видах и формах бизнеса.


Основные понятия: предпринимательская деятельность (бизнес), виды бизнеса, формы бизнеса.


Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент (хлопки)

К уроку готовы?

Домашнее задание выполнили?

Проверим?

  1. Проверка знаний учащихся по теме прошлого урока «Производство: затраты, выручка, прибыль»

На доске размещены листы со словами: производство, затраты, выручка, прибыль, временные, постоянные, общие, бизнес, виды, формы.

Проверка домашнего задания осуществляется выбором учащимися уже знакомых им понятий: «производство», «выручка», «прибыль», «затраты – переменные и постоянные».

При выборе термина «затраты» учащимся предлагается решить задачу.

Задача: Владелец фирмы вёл свою документацию крайне не аккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения – 25 тыс. руб., зарплата рабочих – 50 тыс. руб., расходы на покупку сырья – 75 тыс. руб., транспортные расходы – 20 тыс. руб. известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. найдите общие и переменные затраты.

Решение: поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затраты, то сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы.

50 000 + 74 000 + 20 000 = 145 000 – переменные затраты.

145 000 + 100 000 = 245 000.

Ответ: общие затраты составляют 245 000 руб.

Итогом проверки домашнего задания предлагается составить формулу из названных терминов (выручка – затраты = прибыль).


1. Актуализация знаний.

После того, как на доске останутся слова «виды», «формы», бизнес», учитель предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, а затем обозначить его цель и задачи.

Цели урока: прием «Генераторы и критики» (разбить учащихся на две группы: «генераторы» предлагают цели урока про заданной теме, возможно самые фантастические; «критики» выбирают из предложенных целей самые рациональные).

Ребята как вы думаете, что мы должны узнать и с чем познакомиться на уроке?

Цели могут быть следующими:

  • Выяснить, что значит «делать бизнес»;

  • выяснить, какие качества необходимы для бизнесмена;

  • выяснить, какую роль играет бизнес в современном обществе)

  • познакомить с основными видами и формами бизнеса.


2. Изучение новой темы.

Учитель: Слово «бизнес» мы слышали много раз. Для многих россиян бизнес сегодня стал основным видом деятельности. Что же такое бизнес? В словарях существует много определений этого слова. Давайте попробуем выделить основные признаки и сформулировать свое определение.

2.1. Работа над понятием «бизнес (предпринимательство)».

Задание в рабочих листах (Приложение 1) – сформулировать свое определение «бизнеса» на основании имеющихся из различных источников, первоначально выделив признаки – экономическая деятельность, получение прибыли, предприятие.

Определение «Бизнес» – это предприятие; экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

    1. Работа в группах

На данном этапе работы класс делится на три группы и каждая группа получает определенное задание, которое она выполняет при помощи текста учебника и опираясь на собственный опыт (Приложение 2)

После того, как группы выполнили задание, они презентуют свои ответы, каждая группа имеет право дополнить ответ выступающих.


2.3. Изучение видов бизнеса. Работа в парах

На данном этапе учащиеся, работая в парах, знакомятся с видами бизнеса. Для этого каждая пара получает таблицу, в которой необходимо соотнести виды бизнеса и их содержание (Рабочий лист, приложение 1)

Таблица «Виды бизнеса»


Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание

Производственный

Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Торговый

Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Финансовый

Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

Посреднический

Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю .

Страховой

Бизнес, цель которого - создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене.

После заполнения таблицы происходит обсуждение результатов работы. Для закрепления полученных знаний о видах бизнеса учащиеся индивидуально выполняют практикум.

Практикум «Виды бизнеса»


Задание: Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности

1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.

Выполнение задания, обсуждение результатов работы.

2.4. Изучение форм бизнеса. Работа в группах

На данном этапе учащиеся, работая в группах с текстом учебника и опираясь на собственный опыт, должны выяснить какие формы ведения бизнеса, существуют в настоящий момент, и указать их сильные и слабые стороны.

Таблица «Формы бизнеса»


Задание: Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны».

Формы бизнеса

(определение)

Преимущества

Слабые стороны













После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы.

Таблица «Формы бизнеса» с готовыми ответами


Формы бизнеса

(определение)

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие – предприятие, которым владеет и управляет один человек.

Простота создания и управления (самая распространенная форма)

Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу предприятия и ограничен в возможностях привлечения денежных средств.

В одиночку тяжело решать некоторые проблемы (один в поле не воин)

Товарищество – добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела и совместной работы

Участники объединяют свои деньги, способности, коллективная ответственность за результат деятельности.

Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств.
В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия  между партнёрами

Акционерное общество – предприятие, собственником которого выступают держатели акций

Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности

Самое дорогое и сложное по организации


3. Озвучивание домашнего задания (мини-проект «Предприятия моего города», который может выполняться индивидуально или в группах):


Учитель: На территории нашего города расположены предприятия. Ваша задача выяснить их правильное название, форму организации бизнеса, вид предпринимательской деятельности и заполнить таблицу.

Задание: Заполните таблицу «Предприятия моего города»

Название предприятия

Форма организации бизнеса


Вид бизнеса (предпринимательской деятельности)


























3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Заполнение бортового журнала (новая информация для меня).

Приложение 1

Рабочий лист _____________________________________________ (ФИ)

________2021 г. Тема:____________________________________________________________

  1. Бортовой журнал

По теме урока мне известно:

Новая информация для меня:













2. Работа в парах

Работа со словарем: выделите основные признаки бизнеса:

  1. Бизнес – это то, что является источником дохода; деловое предприятие.

  2. Бизнес - отношения между участниками рынка, нацеленные на получение прибыли от использования капитала.

  3. Бизнес (англ. business «дело», «занятие», «предприятие») — предпринимательская, коммерческая или иная деятельность, которая не противоречит закону и направлена на получение прибыли.

  4. Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Признаки бизнеса: __________________________________________ ___________________________________________________________

Сформулируйте свое определение этого слова:

БИЗНЕС – это ________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________



3. Работа в парах

Таблица «Виды бизнеса»


Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание

Производственный

Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Торговый

Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Финансовый

Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

Посреднический

Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю .

Страховой

Бизнес, цель которого - создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене.


Практикум «Виды бизнеса»

Задание: Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности

1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.



Приложение 2

Задание для 1 группы:

  1. Используя текст учебника на с. 91, составьте формулу бизнеса:

Формула бизнеса

____________________+____________________=__________________

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Каждый ли человек может заниматься бизнесом?

Конституция РФ, статья 34:

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение — несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту. Объявление 16-летнего подростка полностью дееспособным производится: по решению органов опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей (усыновителей, попечителя); по решению суда, если родители не дают своего согласия на признание подростка полностью дееспособным.

Подросток может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с 14 лет на основании письменного согласия родителей, заверенного нотариально (пп. з, п. 1, ст. 22.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).





Задание для 2 группы:

  1. Прочитайте материал из учебника, с. 92-93

  2. Ответьте на вопросы:

Кто такой бизнесмен?

С какой целью человек занимается бизнесом?

Какими качествами он должен обладать?

Ответы впишите в таблицу:

С какой целью человек занимается бизнесом?

1.

2.

3.

Какими качествами должен обладать бизнесмен?


1

2

3

4

5





Задание для 3 группы:

  1. Прочитайте материал из учебника, с. 92-93

  2. Подумайте, какие возможности и риски открывает перед человеком занятие бизнесом? Ответы запишите в таблицу.

Возможности

Риски

1.

2.

3.

1.

2.

3.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!