Конспект внеаудиторного урока ИЗО 3 «В» класс дата проведения 24.09.2021
Учитель: Е.Л.Морозова
Тема: «Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: времена года, природный ландшафт (леса)»
Урок состоит из трех частей: 1 часть – в кабинете №306 с использованием средств ИКТ; 2 часть – территория школьного двора, рисование с натуры на плэнере;3 часть – поведение итогов, рефлексия каб.306. Длительность данного урока 65 минут. В качестве физминутки – переход из кабинета на школьную площадку.
Цель: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; воспитание любви к родной природе
Основные термины, понятия: средства художественной выразительности, орнамент, ритм, пятна света и тени, пятно цвета, линия
Задачи:
1. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи;
2. Развивать способности к художественному творчеству, композиции, творческое воображение.
3. Совершенствовать технику рисования акварелью, карандашами, мелками.
4. Закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках.
5. Воспитывать любознательность, художественный вкус.
Познавательные УУД: выражают смысл ситуации различными средствами рисунка. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства для дискуссии.
Регулятивные УУД: сличают способ и результат своих действий с эталоном, видят отклонения и отличия технологии декоративного орнамента
Личностные УУД: доброжелательное отношение к окружающим. Устойчивый познавательный интерес.
Ход урока
1 часть
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Проверьте, пожалуйста, ваши рабочие места. Все готовы? Начинаем наш урок. И прежде, чем приступить к уроку, я хочу прочитать вам стихотворение (чтение стихотворения под звук стучания пальцами по столу).
Каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе.
Вам понравилось стихотворение? Чем?
2. Актуализация опорных знаний
Звучит барабанная дробь.
- Можно ли барабанную дробь назвать музыкой? (Да, так как барабан - это музыкальный инструмент.)
- Что чётко прослеживается в барабанной дроби? (В барабанной дроби чётко прослеживается ритм.)
_ А в стихотворении был ритм? (был, на ритм указывает и рифма)
- А в изобразительном искусстве мы можем проследить ритм? (Да, в орнаменте)
- Вспомним, что такое орнамент. (Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.)
- Какие виды орнамента вы знаете? (Орнамент бывает растительный, животный и геометрический.)
- Какие особенности орнамента мы можем отметить? (Повторение элементов орнамента)
Просмотр иллюстраций
-
Наша новая тема тесно связана с темой «Орнамент». Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
3. Сообщение темы урока
- Итак, сегодня на уроке изобразительного искусства мы работаем над темой «Ритм». Узнаем, что такое ритм, где можно встретить ритм. Будем учиться изображать ритм в своём рисунке.
4. Усвоение новых знаний
- Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Прежде всего, ритм – это всеобщее природное свойство. Он присутствует во многих явлениях окружающего нас мира.
- Попробуйте привести примеры явлений природы, которые так или иначе связаны с ритмом, то есть повторением, чередованием. (Вращение планет. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Движения животных. Рост и развитие животных и растений. Жизнь человека.)
www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/83965-ritm-i-ornament-v-prirode-i-iskusstve-3-klass
- В отличие от природного ритма, ритм в технике математически точен.
-
Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, его неравномерность. Элементы ритма могут не точно повторять друг другу, а быть лишь похожими. Вот как выглядит ритм в архитектуре.
- По своему характеру ритм бывает разным. Можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
-
Итак, мы с вами убедились, что ритм окружает нас. Подробнее остановимся на ритме в изобразительном искусстве.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Особая роль отводится ритму в произведениях декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
2 часть
5. Работа по теме урока.
Давайте посмотрим на окружающие нас объекты. Можете назвать те, в которых наблюдается ритмичность? (дом, забор, узор на коре березы)
- Сегодня мы с вами попробуем изобразить природные ритмы на листе.
- Рассмотрите внимательно природные краски в осенний период. Скажите, а какими красками мы бы изображали этот же пейзаж весной? Зимой?
- Какими цветами раскрашен день? Это холодные или теплые цвета?
-Давайте вспомним, что такое спектр.
- Как вы думает лист удобнее расположить вертикально или горизонтально?
6. Самостоятельная работа – рисование с натуры.
3 часть
7. Итог урока. Рефлексия. Выставка.
- Почему меняется день и ночь? Почему происходит смена времен года? А какими художественными средствами мы это можем выразить? Что такое ритм?
- Вам понравилась работа на уроке?
ФОТО с урока