СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятие «Телемост село Введенское – село Константиново родина Сергея Есенина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятие «Телемост село Введенское – село Константиново родина Сергея Есенина»»

«Телемост село Введенское – село Константиново родина Сергея Есенина»

тема методической разработки





Лобанова Татьяна Михайловна

учитель русского языка и чтения

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Введенская специальная (коррекционная) школа»



  1. Пояснительная записка.

    1. Тематическое направление. Приобщение к культурному наследию.

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность). «Телемост село Введенское – село Константиново родина Сергея Есенина».

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой – это возрождение духовных традиций России, с очень чёткой фиксацией в сознании обучающимся таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Патриот, Гражданин и др. ФГОС требует от учителя целенаправленной работы по формированию чувства гордости за свою страну, любви к родной природе и родному языку, уважения к своему народу, его культурным и духовным традициям.

Наследие, оставленное потомкам С.А. Есениным, является богатейшим материалом для воспитания подрастающего поколения.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые воспеты в поэзии С. Есенина.

Немаловажное значение имеет совместная работа с родителями, которая позволяет воспитывать в учениках гордость за свою семью, чувствовать её поддержку, сопереживать со всеми участниками мероприятия.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Обучающиеся 16 лет (9 кл. специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ).

    2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Данное мероприятие входит в систему работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся. Тематика на примере судеб и творчества русских и советских писателей и поэтов. Ранее были проведены мероприятия, посвящённые жизни и творчеству А. М. Горького, И.С. Тургенева.


    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: воспитание любви к Родине и родной культуре через поэзию Сергея Есенина.

Задачи:

1.Воспитывать гордость за свою Родину, любовь к родному краю, природе, родителям, дому, окружающим на примере поэзии С. Есенина.

2.Учить обучающихся чувствовать и слышать красоту родного слова и понимать образный язык поэтических произведений.

3.Формировать осознанное отношение к Отечеству, познавательный интерес, интерес к поэзии.

4.Организовать эффективное взаимодействие учеников, родителей, сотрудников музея-заповедника, членов литературного кружка села Введенское; демонстрировать современные средства коммуникации людей, удалённых друг от друга.

5.Совершенствовать практические навыки поисковой и творческой работы, навыки коммуникативного общения.

Планируемые результаты.

1.Обогащение социального опыта учащихся путём активного включения в реальную деятельность, продуктивное взаимодействие всех участников мероприятия.

2.Усвоение фактического материала на более высоком уровне в единстве знаний, чувств, практической деятельности.

3.Расширение кругозора и формирование познавательных интересов и способностей учащихся, овладение ими практическими навыками поисковой и творческой работы.

3.Развитие способности ответственного отношения к коллективно-творческой деятельности.

4.Совершенствование навыков коммуникативного общения в ходе подготовки и проведения мероприятия.

5.Формирование навыков выразительного чтения и чувственного восприятия литературного произведения.

6.Пополнение словарного запаса обучающихся.

7. Привитие желания изучать наследие деятелей литературы, искусства.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Телемост. Выбранная форма позволит ученикам вплотную соприкоснуться с местом, где родился и рос поэт. Появится возможность увидеть подлинные экспонаты, принадлежащие семье С. Есенина. Это позволит почувствовать дух автора. Предполагается, что нетрадиционная форма вызовет интерес учеников, повысит их ответственность за порученное дело, а также позволит обмениваться имеющейся информацией, между людьми, находящимися на большом расстоянии, продемонстрирует современные средства коммуникации людей, удалённых друг от друга.

1.7. Педагогические технологии / методы / приёмы. ИКТ, обучение в сотрудничестве, поисковый метод, этическая беседа, наблюдение за отношениями учитель – родитель, ученик – ученик, родитель – ребёнок, заочная экскурсия, интервьюирование, поощрение, одобрение.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Специальное оборудование для проведения видеоконференций.

Источник стихотворений: https://poemata.ru/poets/esenin-sergey/

Портрет Сергея Есенина в обрамлении осенних кленовых листьев и ягод рябины.

Выставка сборников стихов поэта под названием «С. Есенин – поэт воспевающий Родину».

Галерея детских рисунков (иллюстраций к стихам поэта о России и природе) под названием «Ой, ты, Русь моя, милая Родина» с цитатами из стихотворений С. А. Есенина.

Презентация «Осенняя композиция к стихотворению С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Презентация на тему «Здесь до сих пор жив дух Есенина».

Пригласительные билеты участникам мероприятия.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя.

Материал представленного мероприятия может быть использован в работе учителей русского языка и чтения специальных (коррекционных) школ, классных руководителей, воспитателей и родителей с целью формирования нравственных качеств детей на примере поэтического наследия, оставленного С.А. Есениным.

Данная информация может быть полезной ученикам при изучении творчества поэта.

  1. Основная часть.

    1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Этапы подготовки.

1.Выбор актуальной темы.

2.Изучение литературы по теме.

3.Определение целей, задач мероприятия, прогнозирование результата работы.

4.Отбор содержания.

5.Выработка механизмов обратной связи.

6.Моделирование мероприятия, выбор стихотворений, распределение ролей и обязанностей.

7.Подготовка индивидуальных заданий (карта мест, в которых сооружены памятники поэту; разработка проекта по теме«Любимые стихотворения жителей села Введенское о родине, написанные Сергеем Есениным»).

8.Оформление приглашений для родителей.

9.Подготовка презентации по иллюстрациям учеников к стихам С. Есенина.

10.Подготовка родителей и членов литературного кружка к активному участию в мероприятии.

11.Договорённость с сотрудниками музея с. Константиново.

12.Оформление зала (выставка книг со стихами, галерея рисунков к произведениям).

13.Проверка видео аппаратуры.

14.Разбор лексического значения некоторых, возможно незнакомых ученикам слов.

15.Заучивание стихов.

16.Курирование проекта «Любимые стихотворения жителей села Введенское о родине, написанные Сергеем Есениным»

2.2. Описание проведение воспитательного мероприятия.

(мероприятие проводится совместно с обучающимися, их родителями, сотрудниками Государственного музея-заповедника С.А. Есенина)


«Душа поэта тонкая струна,

Дотронешься, и зазвенит она.

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть».

А.Альтек

Учитель. Сегодня здесь собрались вместе взрослые и дети. Те, кому не безразлично, такое прекрасное слово-Родина.

Наверное, творчество никакого другого из великих поэтов, кроме С. Есенина, не было проникнуто таким острым, глубоким беззаветным чувством любви к родине.

«Страна берёзового ситца» породила поэта, воспевшего в своих удивительных стихах Россию, Родину, Русь. Её «глубокие» озёра, «малиновые» поля, «ухабистые» дороги, «седые» вербы. Есенин создал поэтические образы заросшего пруда, бескрайнего поля, белого сада.

Сколько добра, красоты, любви к Родине, заветным родным местам слышится в стихах поэта!

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», - говорил сам поэт.

Чтец 1.Читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

Учитель. Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к старому клёну «на одной ноге», стерегущему «Голубую Русь», «серебристой реке», берёзе под окном, живой красоте его родных рязанских раздолий.

Включается телемост.

Сотрудник Государственного музея-заповедника С.А. Есенина проводит онлайн-экскурсию по селу Константиново с использованием видеофильма.

Демонстрация презентации.

Учитель. Старинное русское село Константиново…

«Несказанное, синее, нежное», «край любимый» – как душевно и проникновенно отзывался Сергей Есенин о своей Родине, рязанском селе Константиново! Здесь можно своими глазами увидеть с высокого берега приокские просторы, войти в дом, где жили когда-то родители поэта, побывать в древней церкви, в которой бывал и поэт.

Ученик 1. Сразу за часовней – Земская школа, в которой учился Есенин. В эту школу ходил ещё отец поэта, а затем и он сам, закончив её с отличием.

Старое здание школы не сохранилось, на её месте новая постройка. Сейчас в классах располагаются экспозиции. На стендах старые фотографии, детские книги, учебные пособия. Многие экспонаты, которые здесь представлены, являются ровесниками С. Есенина.

Ученик 2. Напротив церкви Казанской иконы Божией Матери, в самом центре с. Константиново расположена усадьба Есениных. Здесь в 1871 году дед поэта Никита Осипович Есенин построил дом, где 21 сентября(3 октября по новому стилю) 1895 года родился С. А. Есенин.

А за забором, перед самым окном растёт белая берёза, про которую С. Есенин писал своё известное стихотворение.

Ученик 3. Внутри дома очень старательно воссоздан интерьер, который был здесь при жизни Есенина. Стоит войти в жилую часть дома – нельзя не обратить внимания на небольшую кухню. С белоснежной русской печью и предметами домашнего обихода. На столе красуется вёдерный дедовский самовар – свидетель многих чаепитий в семье Есениных.

Та самая кровать под лоскутным одеялом, на которой спал поэт, приезжая домой.

В углу горницы висят иконы Татьяны Фёдоровны – матери поэта и её нательный крестик. Здесь же лампа под зелёным абажуром, как будто ждущая поэта, чтобы помочь его творчеству своим зелёным светом.

Ученик 4. Рядом с домом сохранены хозяйственные постройки, например, совсем маленький сенной сарайчик, где Есенин любил оставаться один, где никто не мешал творческому вдохновению юноши.

Включается телемост.

Один из учеников демонстрирует своё индивидуальное задание: карту, на которой изображены памятники и музеи, посвящённые С. Есенину.

Вопросы обучающихся к сотруднику музея-заповедника:

1.Какие стихотворения С. А. Есенина посвящены селу Константиново? (Ответ и чтение сотрудником стих. «Закружилась листва золотая»).

2.Известно ли, как сам поэт читал свои стихи?

(Сотрудник цитирует слова В.И.Качалова (известного русского актёра, мастера художественного слова): «Каждый раз, когда я слышал его чтение, я всегда испытывал радость...У него было настоящее мастерство и заразительная искренность. И всегда - сколько я его ни слышал - всегда становилось прекрасным лицо: спокойное (без гримас, без напряжения, без мёртвой монотонности поэтов), но в то же время живое, отражающее все чувства, какие льются из стихов...»

Демонстрируются кадры кинохроники и аудиозапись голоса С. Есенина «Я покинул родимый дом».)

Учитель. Наверное, творчество никакого другого из великих поэтов, кроме С. Есенина, не было проникнуто таким острым, глубоким беззаветным чувством любви к Родине. Глубокая внутренняя сила его поэзии позволила Есенину стать по-настоящему народным поэтом. Тема любви к родной стороне является важнейшей для всего поэтического творчества Есенина. Он писал:

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!»

Россия для поэта – это бескрайние просторы родных лугов, лесов, рек, со своими звуками, цветами, запахами. Его стихи позволяют почувствовать визг колёс, свист метели, шелест листьев, «костёр рябины красной».

Учитель. Творчество С. Есенина неповторимо яркое и глубокое. Стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности. Во многих из них природа запечатлена, как вечная красота и вечная гармония мира. Поэт как бы говорит нам: остановитесь на мгновение, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо… Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения.

Попробуем и мы с вами погрузиться в удивительный мир природы Есенина.

Чтец 2. Читает стихотворение«Край любимый! Сердцу снятся…»

Чтец 3. Читает стихотворение«С добрым утром!»

Далее звучит песня Г. Пономаренко на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении одного из родителей под аккомпанемент гитары.

Одновременно демонстрируется презентация «Осенняя композиция к стихотворению С.Есенина «Отговорила роща золотая».

Учитель: В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков.

Далее ученики читают стихи:

Чтец 4. Читает стихотворение«Пороша».

Чтец 5. Читает стихотворение«Сыплет черёмуха снегом».

Учитель: Н. Браун писал «В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет…». Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу России.

Чтец (родитель) 6. Читает стихотворение «Край любимый».

Учитель. Природа в стихах Есенина – всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет. Есенинская Русь - голубая, синяя, "блестящая", «просветленная».

Чтец 7. Читает стихотворение «Воздух прозрачный и синий».

Чтец 8. Читает стихотворение «Восход солнца».

Презентация совместного проекта (члены литературного кружка и группа обучающихся) на тему «Любимые стихотворения жителей села Введенское о родине, написанные Сергеем Есениным».

Вопросы к разработчикам проекта.

1) Какие стихи автора наиболее любимы жителями села?

2) Какие эмоции переживают читатели стихотворений С. Есенина?

3) Какую роль, возможно, сыграли стихи автора в судьбе кого-то из участников проекта.

Включается телемост.

Сотрудник музея обращается к участникам мероприятия:

Уважаемые участники,

1) Любите ли вы свою малую родину?

2) Какие чувства вызывают у вас воспоминания о вашей малой родине?

3) Можете ли вы вспомнить, какие стихи о родине писал Сергей Есенин?

4) Какие чувства вызывают у вас эти стихи?

5) Как вы считаете, современен ли Есенин сегодня?

(Ответы участников)

Сотрудник музея. Проходят годы и десятилетия. Цветут и зеленеют ветви великого дерева русской поэзии. Вслушайтесь в стихи современных поэтов, и вы убедитесь, что есенинская традиция продолжается, живы его заветы, жива его душа.

Учитель. Мы думаем, что сегодня каждый из вас открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество. Возможно, кто-то из вас прямо сейчас возьмет томик стихов поэта (наша книжная выставка готова к этому) и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…Я благодарю всех участников телемоста.

Желаю всем как можно чаще обращаться к великой поэзии С. А. Есенина. Она научит нас любить свою Родину, наслаждаться красотой родной природы. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства.

Мы должны сохранить культурное наследие нашей страны и передать его следующему поколению, поэтому стоит уделить больше внимания отечественным писателям, поэтам, художникам, ученым. Изучать культуру и историю своей страны.

Учитель. На фоне презентации, составленной на основе иллюстраций учеников к стихам поэта, читает стихотворение Д. Морозова «Сергею Есенину. Нам дорога есенинская Русь».