Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Волошская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 7 классе
«Быть ребенком не должно быть больно»
Классный руководитель 7 класса: Ильина Г.А.
Цель:
Знакомство с обучающимися о нравственных важнейших ценностях; добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия.
Задачи:
- научить распознавать насилие
- информировать обучающихся о видах и формах насилия
- сформулировать понятия «насилие» и «уважение»
- познакомить обучающихся со способами предотвращения насилия
- воспитывать у обучающихся такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость;
? Беседа - размышление с элементами игры.
Форма: работа в группах.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя: (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, удивились такому необычному названию нашего классного часа? Как вы думаете, почему мы будем обсуждать эту тему? (ответы детей)
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей.
Может ли быть счастливым человек, приносящий сострадания другим? В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка.
- А как выглядит обиженный человек? Нарисуйте лицо такого человека. (дети рисуют на и оформляют на доске )
- Легко ли живётся такому человеку? Вызывает ли у вас обиду жестокое обращение с вами?
- Ребята, объясните, пожалуйста, почему в семье могут происходить конфликты, в результате которых у обеих сторон остается обида? (мнения детей)
2. Теоретическая часть. (слайд 2)
В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению».
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Различают следующие формы насилия:
Физическое насилие - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей. (слайд 3)
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. (слайд 4)
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. (слайд 5)
За применение форм насилия виновные могут быть привлечены к ответственности.
3. Игра.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы хором должны говорить это запрещается или разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
4. Работа в группах.
Задание для 1 группы
Что такое насилие?
Приведите примеры разных видов насилия?
Физическое | Психологическое | Сексуальное |
| | |
Слова для справок: угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; любовь; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка; доброта; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; счастье; вовлечение ребенка в проституцию; порнобизнес; забота; подзатыльники; порча личного имущества; отзывчивость; порка ремнем.
Задание для 2 группы
Почему возникает насилие? Укажите причины.
Задание для 3 группы
Создание правил безопасного поведения.
Выступление и защита своих задач по группам
обучающиеся 1 группы дают определение насилия и приводят примеры разных видов насилия. (слайд 6)
Учитель: Словарь С.Ожегова дает такое определение: «Насилие – это применение физической силы к кому-то, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие». Я думаю, что эти определения очень схожи с тем, которое мы с вами сформулировали.
обучающиеся 2 группы приводят примеры причин насилия. (слайд 7)
Учитель: К сожалению, единичных случаев насилия не бывает. Каждый факт насилия влечет за собой очередное насилие. Это же подтверждают слова Л.Н.Толстого, который говорил: «Как только дело решается насилием, насилие не может прекратиться…». Жестокость – порождает жестокость.
обучающиеся 3 группы зачитывают правила, соблюдение которые помогут нам предотвратить насилие среди нас. (слайд 8)
Учитель: Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны бережно, уважительно и любя относиться друг к другу. Вот тогда в нашем обществе будет царить мир и покой. Есть одно золотое правило, выполняя которое человек будет счастлив: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом.
5. Просмотр фрагмента мультфильма «Кот Леопольд».
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Кот Леопольд» и попробуем понять, как главный герой справлялся с трудностями.
Вывод: Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать! А прощать умеет человек с добрым сердцем. (слайд 9)
6. Работа в группах.
Учитель: А я дарю вам маленькие сердца с пожеланиями. ( дети выбирают сердца и зачитывают пожелания. ( Приятно тебя видеть, у тебя красивая улыбка, добрый день, приветствую, сегодня у тебя все получится ...)
Задание для 1 группы
Нужно завершить мнение ( обучающиеся пишут на лучиках, зачитывают и крепят к солнцу на доску)
- Добро - это ... (способность поступаться собственными интересами ради блага других ...)
- Добро ассоциируется с ... (жизнью, доброжелательностью, состраданием и заботливостью к слабым, больным)
- Добрый человек похож на ... (на ясное солнышко, мамочку, весенний цветок ...)
- Добро творится без ... (расчета, и т.д...)
Задание для 2 группы (обучающиеся пишут на тучках темного и светлого цвета и крепят на доску)
Определить «помощников» и «врагов» человеческой черты «доброта»
«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание ...
«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие ...
Задание для 3 группы
Предлагает создать правила к книге «Добрые советы».
- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду.
- Не завидовать, и т.д.
Выступление и защита своих задач по группам
7. Заключение.
Закончить наш разговор я хочу просьбой: (слайд 9)
1. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
2. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
8. Рефлексия.
Какой важный вывод вы смогли сделать для себя в ходе нашего классного часа? Нарисуйте лицо доброго человека и прикрепите рядом с обиженным человеком.
9. Обучающиеся читают стихи
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра,
Иди без колебанья в стан прощающих,
Пока горит Голгофова заря.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
Умей прощать. Прощенье-это сила.
А месть бессилья признак роковой.
И камни непрощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой!
Учись прощать, естественно, как дышишь,
Как воду пьешь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Умей прощать. Прощать не только словом
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью,
В борениях молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех была пролита,
Умей прощать, чтоб ты прощен был сам.
Борис Пастернак
Твори добро. Не отвечай на козни
Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока еще не поздно,
Не отвечай потоком бранных слов.
Не оскорби несчастного калеку,
Стоящего с протянутой рукой.
Он остается тем же Человеком,
Но лишь с иной, изломанной судьбой.
Не откажи бродяге во спасенье,
С ним поделись деньгами и едой.
Пусть грешный он. А кто без прегрешений?
Не прогоняй, хоть трижды он чужой.
И поделись, коль есть чем поделиться,
С тем, кто сегодня ничего не ел.
С любым такое может приключиться:
Вчера – богат, сегодня – не у дел.
Не обращай вниманья на злословья
Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.
Дари любовь. Тебе вернут любовью.
Ведь хлеб дает взращенный колос ржи.
Ц. Вайнер
Приведите примеры разных видов насилия?
Физическое | Психологическое | Сексуальное |
| | |
Слова для справок: угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; любовь; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка; доброта; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; счастье; вовлечение ребенка в проституцию; порнобизнес; забота; подзатыльники; порча личного имущества; отзывчивость; порка ремнем.
Задание для 2 группы
Почему возникает насилие? Укажите причины.
Задание для 3 группы
Создание правил безопасного поведения.
Приятно тебя
видеть У тебя красивая
улыбка Добрый день
Сегодня у тебя
все получится Ты молодец Желаю удачи Ты хорошо
выглядишь
Ты очень добрый (ая) Желаю хорошего
настроения Ты настоящий друг
Ты классный
парень (девушка) Будь счастлив (а) С тобой приятно
общаться
Задание для 1 группы
- Добро - это ...
- Добро ассоциируется с ...
- Добрый человек похож на ...
- Добро творится без ...
Задание для 2 группы (обучающиеся пишут на тучках темного и светлого цвета и крепят на доску)
Определить «помощников» и «врагов» человеческой черты «доброта»
Задание для 3 группы
Предлагает создать правила к книге «Добрые советы».