Внеклассное занятие «Знатоки природы»
Класс: 1- 4
Цель занятия: выявление знаний от природе, воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания обучающихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.
3. Воспитание заботливого отношения к природе.
Тип занятия: игра - путешествие
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, жетоны, звуки животных, пазлы, игра «рыбаки», волшебный мешочек, насекомые (резиновые игрушки), цветная бумага.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Слайд № 1
-Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля. Слайд № 2
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. (Высказывание заранее записывается на доске).
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг…? (Природа)
-Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить…о чём? Правильно, о природе. На уроках по окружающему миру, вы, наверное, уже многое изучили о природе, знаете её тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Знатоки природы».
Отправляемся в путешествие и первая станция…(звук паровоза) Слайд № 3
II. Станция «Звери» Слайд № 4
1й конкурс: «Загадочные животные» Слайд № 5
Расшифруйте названия животных.
л ь д о ш а (лошадь)
с о л ь (лось)
в а й р у е м (муравей)
з о к а (коза)
б а к о с а (собака)
к а б е л (белка)
- Какое название лишнее? Почему? (муравей)
- На какие две группы животных можно их разделить?
Игра «Собери животное» (на доске) детям не умеющим читать)
Лось, сова, белка, ёжик, мышка – какое животное лишнее?
2й конкурс: «Узнай животное по голосу» Слайд № 6
Кто первый узнает, быстро поднимает руку. Внимание! Приготовились!
Звучит фонограмма голосов:
1. баран - звук №1
2. тигр - звук №2
3. корова - звук №3
4.слон - звук №4
5.свинья - звук №5
6. волк - звук №6
7. лошадь - звук №7
8. медведь - звук №8
9. коза - звук №9
10. обезьяна - звук №10
«Интересно о животных» Слайд № 7
– Ребята, кто-нибудь из вас знает, какое животное живёт дольше всех?
(Ответы детей)
Среди млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.
Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.
– А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия.
Бегемоты живут от 40 до 50 лет.
Носорог – 40 лет, медведь – 34 года, обезьяны – более 20 лет.
Кошки могут дожить до 23 лет, а собаки до 22.
-Вам, наверное, известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее. Следующий конкурс
Игра « Характер наш и братьев наших меньших» Слайд № 8
(Закончи фразу)
Пример: Коварная, как ... (змея).
Тихий, как ... (мышь).
Командам раздаются карточки с заданием.
1. Хитрый, как……(лиса).
2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (баран, осёл).
6. Смелый, как…….(лев).
Игра «Накорми животных» - собрать половинки пазлов, назвать животное и что он ест.
Бегемот – трава, белка – орехи, заяц – морковка, коза – капуста, кошка – молоко, ежик – грибы, мышка – сыр, зерно, собака – кость.
Отправляемся дальше, следующая станция… (звук паровоза)
III. Станция «Птицы» Слайд № 9
Викторина «Узнай по описанию»: Слайд № 10
Описание первое:
У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/
Описание второе:
Она немного больше галки. В народе её называют – белобока. Яркая чёрно – белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же она стрекочет /сорока/
Описание третье:
Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/
Описание четвёртое:
В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской – хвост вилочкой с длинными перьями – косицами. На горле и лбу – красное пятно. У городской на горле – белое пятно, а у береговушки – коричневое /ласточка/
Описание пятое:
Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? /поползень/
Ученик-помощник: «Интересно о птицах». Слайд № 11
- Какая птица самая большая? (Ответы детей)
- Самая большая из живущих на земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа – поднять в воздух такую птицу.
Справочное бюро:
Справка об экологической роли птиц:
Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.
Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
Почему птицы так называются? Слайд № 12
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
3. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
4. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
Игра со зрителями 2: «Прилетели птицы»
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать (топать).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…/Дети хлопают/
Вед. Что неправильно?
Дети. Мухи.
Вед. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! /Хлопают/
Вед. Начинаем снова!
Прилетели птицы:
Голуби, куницы! /Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Розовые хрюшки. /Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. /Хлопают/
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Отправляемся дальше, следующая станция… (звук паровоза)
IV. Станция «Насекомые» Слайд № 13
Игра «Знатоки сказок» Слайд № 14 - 15
- Какое насекомое прозвали Цокотухой? (муху)
- Кто унёс Дюймовочку на дерево? (майский жук)
- Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый… (таракан)
- Кто сидел в траве в одной детской песенке? (кузнечик)
- Какое насекомое любило вареньице в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха»? (бабочка)
- О каких насекомых И. Крылов написал басню? (стрекоза и муравей)
- Кого назвали пискуном в сказке «Теремок»? (комар)
- Кому пел песенку Винни – Пух? «Я тучка, тучка, тучка. Я вовсе не медведь….» (пчела)
Блиц – опрос
1. Где живут пчелы? (в улье)
2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)
3. Что насекомые делают зимой? (спят)
5. Самое назойливое насекомое? (муха)
6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
7. Есть ли дом у бабочки? (нет)
8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)
9. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)
11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)
12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
13. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)
14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
15. Где живут муравьи? (в муравейнике)
16. Чем питаются бабочки? (нектаром)
17. Какое насекомое самое сильное на земле?(жук – скарабей «навозный жук»)
20. Сколько глаз у мухи? (5-3 простых глаза в верхней части головы и 2 фасеточных по бокам)
Пальчиковая игра: Насекомые Слайд № 16
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Игра «Отгадай, что в мешочке» (завязать глаза детям)
(кузнечик, пчела, божья коровка, муравей, жук – носорог, жук- дровосек, стрекоза)
Жук – дровосек ( усач)– самый большой жук на земле, достигает 16 см в длину. Обитает в основном в лесах Центральной и Южной Америки, в некоторых районах Дальнего Востока. Вредитель древесины. Личинки жука вгрызаются в твёрдую древесину вяза и липы, чем разрушают дерево.
Жук – олень (рогач) – второй по величине среди жуков, достигает 8 см, питается соком лиственных деревьев. Назван оленем из – за больших челюстей, похожих на рога. Личинка развивается в гниющей древесине на протяжении 4 – 6 лет.
Пчела – единственное насекомое, которое даёт людям полезный продукт, имеет два желудка: один для собственного питания, другой для хранения нектара. Чтобы наполнить желудок пчела должна облететь 1000 – 1500 цветков.
Муравей – полезны лесные муравьи, они улучшают почву, истребляют вредных насекомых, расселяют семена, в муравейнике может быть до 1 млн жителей, как и у людей муравьи имеют профессии: разведчики, военные, солдаты, врачи, строители, инженеры, сиделки, добытчики, животноводы, пастухи, фермеры, листорезы, жнецы, древоточцы, могильщики.
Кузнечик – «слушает» ногами, т.к. на передних ногах есть длинные щели, там находятся барабанные перепонки, а стрекочет крылышками, причём звуки издают только самцы.
Божья коровка – защищает сады от гусениц и тлей, чем больше возраст, тем меньше пятнышек, при опасности выделяют жёлтую жидкость. Это «молочко» делает божью коровку несъедобной для птиц. Название «божья» произошло от того, что там, где были эти насекомые всегда собирали очень хороший урожай.
Стрекоза – благодаря огромным глазам видят всё вокруг, самое быстрокрылое насекомое, развивают скорость в полёте до 57 км в ч, летать могут в любом направлении: прямо, в том числе вбок и назад, могут зависать на месте; личинки развиваются в воде 3 года.
Отправляемся дальше, следующая станция… (звук паровоза)
V. Станция «Растения» Слайд № 17
Игра «Четвертый лишний» Слайд № 18
- Нужно найти лишнее растение, кто первый поднимет руку, тот и отвечает.
клён, рябина, ель, тюльпан
берёза, дуб, шиповник, тополь
яблоня, смородина, малина, ежевика
липа, осина, клён, яблоня
груша, слива, тополь, вишня
клубника, роза, ландыш, фиалка
Задание 1. Викторина «В мире растений»
Блиц – опрос.
В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)
Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)
У чего нет корней, стеблей, листьев, цветов, а растет? (У грибов.)
Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)
Почему шиповник имеет такое название? (Шиповником называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны острыми шипами. Именно из-за них он и получил свое название.)
Какой цветок называют водяной красавицей? (Белую кувшинку.)
Растёт ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)
Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника.)
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет.)
Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (Листья подорожника.)
Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых. Вырубили деревья — улетели птицы, появилось много насекомых: жуков, гусениц — погиб лес.)
Деревья: это интересно. Слайд № 19
1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю на 5 метров. Первые плоды появляются только через 20 лет, из его крепкой древесины строят корабли, живёт от 400- до 500 лет, а иногда до 2000 лет / дуб/.
2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. Древесину используют для изготовления лыж, символ России /берёза/.
3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд /липа/.
4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. Ценный камень янтарь – это застывшая смола этого дерева. Самые длинные иголки до 45 см у болотной …/сосна/.
5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней /ива/.
6. Этим деревом в старину убивали всю нечисть, вампиров, ведьм. Листья этого дерева очень питательны и являются лакомством для лосей и оленей. Спички в России делают именно из этого дерева /осина/.
ИГРА «Собери букет».
Выбирается «садовник». Остальные дети становятся в круг, спинами в середину. В центре ставится ваза или корзинка. Детям в руки даются карточки с цветами. Выходит «садовник» и говорит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он их поливает. «Садовник» называет по выбору любые три названия цветов: мак, ромашка, василёк…. Дети хором произносят слова: «Раз, два, три, букет собери!». Игроки, услышавшие названия своих цветов должны развернуться в круг и положить свою карточку в вазу. Игрок, положивший цветок первым становится «садовником».
Отправляемся дальше, следующая станция… (звук паровоза)
VI. Станция «Рыбы» Слайд № 20
Игра « Узнавалки» Слайд № 21
- Рыбка, интересуется, знаете ли вы среду обитания рыб? (море, речки, пруды, озера)
- По моему описанию нужно назвать рыбу и определить где она обитает в реках или морях. У вас на партах есть кружочки. Если вы считаете, что рыба обитает в морях, то поднимаете синий кружок. Если в реках, то зеленый.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом).
- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
2. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает (щука).
- Щука - одна из крупных речных рыб.
3. В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно -
с ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты её не трожь! (акула ).
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти от 3 до 20 рядов острых зубов для захвата добычи, которые растут всю жизнь.
4. На дне один
Лежит плоский блин (камбала).
- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками
5. Рыбка та невелика,
С нею варится уха.
Хоть колюч, но так хорош!
Я тебя поймаю… (ёрш).
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.
Игра «Рыболовы» Слайд № 22
Кто быстрее поймает рыбку на удочку с магнитами.
- А среди речных рыб, назовите тех, кто живёт в наших водоёмах.
Заселим аквариум (Техника оригами)
- У нас ребята есть аквариум, но он пуст. Сейчас мы с вами попробуем его заселить. У вас на столе лежит лист бумаги, мы сейчас сделаем красивую рыбку.

- Ребята, помните, что золотая рыбка может исполнять желания. Наши рыбки тоже могут. Запуская рыбку в аквариум, загадайте желание, можно вслух. Оно обязательно исполнится.
- Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
VII. Игра со зрителями. “Это делают любители природы?” Слайд № 23
Разоряют птичьи гнезда.
Уничтожают несъедобные грибы.
Вывешивают скворечники и кормушки.
Рвут цветы охапками.
Сажают деревья.
Оберегают родники.
Ставят капканы.
Собирают березовый сок.
Ломают ветки деревьев.
Разоряют муравейники.
Высаживают цветы на клумбах и балконах.
Мусорят в лесу.
Участвуют в очистке водоемов от мусора.
Ученик читает стихотворение: « Берегите землю» М. Дудина.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
- Всем Спасибо! До скорых встреч! Слайд № 24