Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект внеклассного мероприятия
"Физики и лирики».
Класс: 7 а
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2018 г.
Цель:
Образовательная: Вовлечение обучающихся в поиск информации по наукам.
Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства.
Воспитательная: Воспитание уважения к истории и культуре народов мира.
Форма проведения: устный журнал.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка литературы, физических приборов.
План.
Устный журнал.
Страница 1. Эврика
Страница 2. Физики смеются.
Страница 3. Лирики о физике.
Страница 4. Напряги извилины
Страница 5. Музыкальная страница
Эпиграф:
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…
Алексей Сисакин:
Поздравление с Днем матери.
Учитель:
-Добрый день, уважаемые гости! Разрешите поздравить вас с прошедшим праздником- Днем матери! День матери – праздник, который живет не на Календаре. В душе он, у сердца, что бьется благодаря маме. Спасибо Вам, милые мамы. За то, что позволили жить. Растили, кормили, любили. И продолжаете быть рядом. Ждать тихо, когда не до Вас. Спасибо Вам, наши любимые. Будьте счастливы.
В честь такого замечательного праздника мы подготовили для вас стихотворение.
Ученик:
Эбел, мун дие т1егь, рагьулел т1амчал,
Рицунел къисаби, кьолел г1акълаби.
Эбел – мун дие к1ул дунял рич1ч1улеб,
Рогьелги, рук1инги дие бит1изе.
Эбел, зобалазда кенч1олеб ц1ва мун,
Канлъиги, рохелги дихъе бегьулеб.
Рорхатал муг1рузул т1огьалаби мун,
Т1асан гъоркье дие нухлул бицуней.
Эбел –мун лъадал ицц, чвахулеб г1ищкъу,
Г1емерлъун рек1елъан къват1ибе унеб.
Къалъ-къалъараб бакъул ч1оразуги нуг1,
Къваридаб бахчулей, разияб кьолей.
Ц1уне, гьудулзаби, г1агарай эбел,
Г1емераб жо лъалеб сасунареб рак1.
Ц1уне гьелъул гьими дунялго ц1олеб,
Дуе гуронани жиндица кьеч1еб.
(Презентация ПОД МУЗЫКУ ИДУТ СЛОВА)
1)Миллионы лет назад образовалась наша Солнечная система
2)В этой СС нашлось место для жизни, возникла планета – земля
3)Природа создала великолепные растения и животных
4)И подарила разум лишь одному созданию – ЧЕЛОВЕКУ
5)Человек научился мыслить, наблюдать
6)Возникает наука о природе – ФИЗИКА
7)Знания, не рожденные опытом,
Бесплодны и полны ошибок
Ход мероприятия
Ученица:
Опять ноябрь на белом свете,
На нашей радостной планете.
И осень тихо наступает
Природа снова засыпает:
Сегодня чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас.
Учитель:
- Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики и лирики”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.
- Мы поговорим о физике и поэзии. Вам кажется, что это несовместимые понятия, но вы ошибаетесь, и сами убедитесь в этом.
Эпиграф:
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…
Алексей Сисакин:
Ученик:
Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.
Любят слушать звёздные хоры
Физики — смешные человеки.
Микро- , макро- и т. д. миры
Поселились в душах их навеки
В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.
Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.

Ученик:
Физика — какая емкость слова!
Физика — для нас не просто звук,
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук!
Ученик:
Прекрасный мир литературы,
Где классика еще жива –
Все это – часть родной культуры,
А не простые лишь слова.
Учитель:
Перед нами пять страниц, которые вам предстоит открыть.
Желаю вам удачи, правильных решений, верных ответов.
Открываем 1-ю страницу нашего журнала.
Страница 1. Эврика
Ученик 1:
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, Древней Греции, Индии. Физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В четвертом веке до нашей эры Аристотель ввел понятие «физика» ( от греческого слово «фюзис» - природа). В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.
Ученик 2:
Ему принадлежит высказывание: “Плутон мне друг, но истина дороже”
Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный.
По Аристотелю, в центре Вселенной расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 хрустальных сфер с планетами, Луной, Солнцем, звёздами. Девятая сфера является двигателем Вселенной.
Ученик 3:
Автор эпиграфа к одному из произведений “Я знаю, что я смертен и создан ненадолго…”
Птолемей Клавдий (II в. н.э.) – древнегреческий учёный, разработал геоцентрическую систему мира, в центр которой поместил шарообразную Землю, вокруг которой движется Луна, Солнце, пять известных в то время планет и звёзды.
Ученик 4:
Про него говорили: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю”.
Коперник Николай (19.02.1473–24.05.1543) - выдающийся польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
По его убеждению, центром мира является Солнце, вокруг которого обращается Земля, движутся все планеты, вращающиеся одновременно вокруг своей оси.
Ученик 5:
Задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: “Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках”
Бруно Джордано (1548–17.02.1600) – итальянский учёный, который считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – центр Солнечной системы, одно из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты.
“Отсюда ввысь стремлюсь я, -
полон веры,
Кристалл небес мне не
преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь
в бесконечность.
Ученик 6:
Учёный, который под угрозой суда инквизиции вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: “А всё-таки она вертится!”
Галилей Галилео (15.02.1564–8.01.1642) – выдающийся итальянский физик, механик и астроном, поэт, филолог и критик.
В 1609 г. Галилей построил свой первый телескоп, при помощи которого он открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутник Юпитера, пятна на поверхности Солнца и его собственное вращение.
Ученик 7:
На склоне своих дней Исаак Ньютон рассказал, как с ним произошел один курьезный случай: он гулял по яблоневому саду в поместье своих родителей и вдруг увидел луну в дневном небе. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко. Поскольку Ньютон в это самое время работал над законами движения, он уже знал, что яблоко упало под воздействием гравитационного поля Земли. Знал он и о том, что Луна не просто висит в небе, а вращается по орбите вокруг Земли, и, следовательно, на нее воздействует какая-то сила, которая удерживает ее от того, чтобы сорваться с орбиты и улететь по прямой прочь, в открытый космос. Тут ему и пришло в голову, что, возможно, это одна и та же сила заставляет и яблоко падать на землю, и Луну оставаться на околоземной орбите.
Ученик 8:
У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах ВОЛЬФРАМОВЫЕ нити
(в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали.
Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.
Ученик 9:
Несмотря на то, что Вильгельм Рёнтген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни — икс-излучение, он совершил когда ему было уже 50 лет, которое получило название — рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения
Ученик 10:
«Человек начинает жить лишь тогда,
когда ему удается превзойти самого себя»
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн — известный физик, создатель теории относительности, автор многочисленных работ по квантовой физике, один из творцов современного этапа развития данной науки.
В 1921-м году Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия по физике. Двенадцать лет спустя он уехал из нацистской Германии в США, где до конца своих дней преподавал в Принстонском университете.
Найден личный блокнот Эйнштейна с его вычислениями, которые он вел в попытке объединить все законы физики в рамках единой теории до самой своей смерти в 1955 году.
Страница 2. Физики шутят
Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.
Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте истории из жизни физиков и изобретателей.
Ученик 1:
Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х - лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.
Ученик 2:
“Тепло всё расширяет, а холод сокращает. Поэтому летом дни длиннее, а зимой они короче”. (Профессор В. Вернадский)
Ученик 3:
“Звучащие тела, вроде камертона, хорошо “откликаются” только на тот звук, который могут издавать сами, а не звучащие “отзываются” почти на каждый тон, но очень слабо. Так и у людей – кто может сам задавать тон, тот мало заботится о том, что говорят другие. Человек бесхарактерный ко всему присоединяется и всему сочувствует”. (Австрийский физик Э. Мах)
Ученик 4:
Епископ воскликнул, обращаясь к Люссаку, крупнейшему французскому физику и химику, ослепшему во время опытов на один глаз: “Не понимаю, какой вы теперь учёный! Что можно увидеть одним глазом?!” – “Побольше вашего, - ответил Люссак, - вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня – один!”
Чтение стихов.
Учитель:
Луна, звезды – вечный источник вдохновения для поэтов. В этом мы убедимся послушай стихи, которые подготовили учащиеся 7 а класса.
Ученик:
Константин Бальмонт
"Смотри, как звезды в вышине..."
Смотри, как звезды в вышине
Светло горят тебе и мне.
Они не думают о нас,
Но светят нам в полночный час.
Прекрасен ими небосклон,
В них вечен свет и вечен сон.
И кто их видит — жизни рад,
Чужою жизнию богат.
Моя любовь, моя звезда,
Такой, как звезды, будь всегда.
Горя, не думай обо мне,
Но дай побыть мне в звездном сне.
Ученик:
Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. И. Тютчев
Ученик:
Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встает,
Ярчей горит она?
Нет! утешает свет ее
Расставшихся друзей:
Их взоры, в синей вышине,
Встречаются на ней.
Е. Баратынский
Страница 3. Лирики о физике
Вы слышали давний спор о том, кто важнее – физики или лирики:
А. Франс писал: Наука без литературы бездушна…
- Вы встречали в различных произведениях описание физических явлений, а попробуйте объяснить, с точки зрения физики, явления, которые описаны в стихах.
Ученик 1:
1. А.А.Блок “Всё чаще по городу брожу…”
“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”
Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.
(Лошадь двигалась вперёд, ногами запнулась, и корпус пошёл вперёд по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции.)
2. Вопрос: О каком открытии И. Ньютона идёт речь в строках Байрона “Дон Жуан”?
Ученик 2:
“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины”.
(Закон притяжения)
Ученик 3:
3. А. С. Пушкин.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи твою мне быль…
Вопрос: Почему вода, падая с высоты, разбивается на капельки, а не на отдельные молекулы?
(Между молекулами жидкости достаточно велики силы притяжения, которые не позволяют молекулам разлетаться по одиночке)
Ученик 4:
4. Ф.И. Тютчев.
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.
Вопрос: Почему вечером облака “гаснут”?
(Облака видны благодаря солнечному свету, который отражается от них, вечером света становится меньше)
Страница 4. Напряги извилины
Вы посмотрите сценку и ответите на вопрос “Что и почему не понравилось редактору?”
(На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик.
За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка)
“Редактор”: Принес репортаж?
Журналист: Принес (подает рукопись. Редактор читает ее).
Редактор: Ты что написал?!
“Машинист резко
Нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный”.
Журналист: А почему бы и нет?
Редактор: А это?!
“Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода”.
Журналист: А разве так не бывает?
Редактор: Слушай:
“Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился”.
На уроках физики спал, наверное? А это что?
“Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть”.
Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас! Ты совсем не знаешь физику, да и литературу!
У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!
(Журналист хватает учебник физики и садится его читать)
Ответы:
1. Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.
2. Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.
3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом.
4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.
Страница 5. Лирическая
Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!
Учитель:
Давайте представим, что человек создал себе подобную мыслящую машину и ей дали задание найти формулу Вселенной: пусть эта формула объединит все науки, всю Вселенную и Человека в том числе. Я думаю, что машина начала бы выдавать стихи Пушкина, Байрона, Гете.
Гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться.
Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.
– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.
– Работаю, – последовал ответ.
– А что вы делаете днем?
– Работаю, разумеется, – отвечал ученик.
– И рано утром тоже работаете?
– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
– Послушайте, а когда же вы думаете?
Хочется пожелать всем вам мыслить и думать в меру. Ведь даже самые великие открытия были открыты случайно. УДАЧИ В ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ!!!
Рефлексия.
Уважаемые участники, зрители, гости, каждый из вас в начале мероприятия получил набор смайликов, которыми вы можете определить значимость и успех нашего занятия.
Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после мероприятия и покажите мне.
Спасибо за внимание !
16