СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "Гражданином быть обязан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие способствовует формированию представления о социальном статусе гражданина, формированию  уважения к государству, гражданского самосознания, создаёт условия для определения конституционных прав и обязанностей гражданина РФ,  содействует формированию навыков работы с текстами различного типа (учебный текст, Конституция РФ), навыков решения правовых задач.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Гражданином быть обязан"»

Конспект внеклассного мероприятия

«Гражданином быть обязан»

Предмет: обществознание

Класс: 6-8

Тема занятия: «Гражданином быть обязан»

Педагогические цели урока:

  • способствовать формированию представления о социальном статусе гражданина

  • создать условия для определения конституционных прав и обязанностей гражданина РФ

  • способствовать формированию уважения к государству, гражданского самосознания

  • содействовать формированию навыков работы с текстами различного типа (учебный текст, Конституция РФ), навыков решения правовых задач

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование российской гражданской идентичности

  • выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.

Предметные:

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»;

• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;

  • владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

Основное содержание темы урока:

«Гражданин», конституционные права и обязанности гражданина РФ

Межпредметные связи:

«История», «География», «Литература»

Образовательные ресурсы и оборудование:

  • Конституция РФ

  • презентация «Гражданином быть обязан»

  • раздаточный материал (правовые задачи, таблицы для заполнения, карточки с названиями государств, карточки с афоризмами)

  • мультимедийное оборудование



I Организационное начало

(Презентация слайд 2)

  1. Приветствие учащихся. Деление участников на команды с использованием приёма «разрезанная картинка/открытка, пазл». Учитель предлагает каждому участнику взять кусочек открытки и сложить целое изображение. Дети берут фрагменты открыток и складывают их. Участники, сложившие картинку, попадают в одну команду.

  2. Команды, выберите капитана. Капитан решает, кто отвечает за команду и распределяет задания в команде.

  3. Напоминаю правила поведения во время игры.

- пользоваться электронными гаджетами запрещено;

- каждый имеет право высказаться;

- уметь слушать: не перебивать говорящего;

- обязательно надо заявить о желании высказаться (правило поднятой руки). Капитан решает, кто отвечает за команду и распределяет задания в команде.

- помнить, что любая точка зрения имеет место быть;

- согласовать мнения и принять единую точку зрения;

- соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.д.);

- понимать то, что каждый имеет право на ошибку.

За нарушения правил поведения во время игры, за неэтичное отношение к соперникам и организаторам, использование мобильных телефонов и электронных гаджетов для поиска ответов возможен штраф до 10 баллов.

II. Введение в проблему урока; постановка учебной задачи.

1) Проблемное задание: 378 дней провели в плену у талибов (представителей эстремистского направления в исламе) лётчики казанской компании «Аэростан» В. Шарпатов, Г. Хайруллин, А. Здор, А.Аббязов, Ю. Вшивцев, С. Бутузов и В. Рязанов. Всё это время они жили надеждой, что Россия их не оставит. Государство предпринимало усилия к их освобождению.

Почему государство стремилось освободить лётчиков?
Почему именно Россия, а не какое-нибудь другое государство, предпринимала усилия для их освобождения из плена?

(Презентация слайд 3)

2) Постановка проблемы занятия (Презентация – слайд 4)

Сегодня мы узнаем:

- каковы взаимоотношения государства и гражданина

-каковы права и обязанности гражданина РФ

-что значит быть настоящим гражданином своей страны

3) Знакомство с маршрутом урока. (Презентация слайд 6)

III. Усвоение новых знаний и способов действий

1) Историческая справка учителя о происхождении слова «гражданин»

с опорой на слайды 7 – 10 презентации

Слово «гражданин» в древнерусском языке имело значение «житель города», «член городской общины» и было синонимично слову «горожанин». Различались они тем, что слово «гражданин», старославянское по своему происхождению, было книжным словом, а исконно русское слово «горожанин» употреблялось преимущественно в разговорной и деловой речи.

Если город, горожанин и гражданин – родственные слова, то что же ещё общего между горожанином и гражданином? И горожанин и гражданин - это человек, чем-то защищённый. Но чем? Откроем «Толковый словарь русского языка», который составил… Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой». Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надёжно огораживать гражданина от опасностей…

Если город, горожанин и гражданин – родственные слова, то что же ещё общего между горожанином и гражданином? И горожанин и гражданин - это человек, чем-то защищённый. Но чем? Откроем «Толковый словарь русского языка», который составил… Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой». Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надёжно огораживать гражданина от опасностей…

Организация беседы:

- Какое происхождение имеет слово «гражданин»?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Что общего и в чём разница между понятиями подданный и гражданин?

2) Конкурс «Наша Родина» (слайды 11-15)

IV. Контроль и коррекция знаний и способов действий

А сейчас проведём интеллектуальную зарядку. Конкурс «Наша Родина»

1задание Выберите официальное название нашего государства:

Команды получают карточки с названиями: Россия, Российская Республика, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ). (За правильный ответ – 1 балл)

2 задание Из отдельных элементов соберите флаг Липецкой области и Становлянского муниципального округа (За правильный ответ – 2 балла)

3 задание Соотнесите названия государственных праздников с их датами

(За правильный ответ –4 балла. За каждое правильное соотнесение 0,5 балла)

4 задание Какие народы имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики)?

Татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, марийцы, калмыки, турки.

Ответ (татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки)

(За правильный ответ – 6 баллов)

Прошу жюри огласить промежуточный результат.

3) Физкультминутка

Организация физкультминутки. (Презентация слайд 16)

На магнитной доске прикреплён контур границ РФ. Каждая группа получает карточки с названиями стран: Япония, Китай, Финляндия, Казахстан, Монголия, Беларусь.

Задача: прикрепить карточки с названиями стран магнитом на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной.

(За правильный ответ – 6 баллов)

Организация сопоставления работы с эталоном для взаимопроверки

(Презентация слайд 17)

4) Организация исследовательской работы в командах. Работа с Конституцией РФ

Повторение понятия «гражданин» (Презентация слайд 19)

Основные права и свободы граждан РФ можно разделить на 5 групп. (Презентация слайд 20)

1. Личные или гражданские – обеспечивают само существование человека

2. Политические –обеспечивают участие граждан в политической жизни страны, связаны с возможностью участвовать в управлении делами государства. (Подсказка: вспомните, что входит в политическую сферу общества)

3. Социальные - обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни. (Подсказка: вспомните, что входит в социальную сферу общества)

4. Экономические – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности. (Подсказка: вспомните, что входит в экономическую сферу общества)

5. Культурные- обеспечивают духовное развитие и самореализацию. (Подсказка: вспомните, что входит в духовную сферу общества)

1 задание Основные права и свободы граждан РФ (5 баллов): Перед вами на разноцветных листах перечни прав и свобод гражданина Российской Федерации. Определите, к какой группе (личные, политические, экономические, социальные или культурные) относится каждый из перечней. (Презентация слайд 21)

Ответ (Салатовый – личные. Красный – политические. Зелёный – социальные. Розовый – экономические. Голубой – культурные)

(За правильный ответ – 5 баллов) (Презентация слайд 22)

2 задание Обязанности гражданина РФ (8 баллов)(5 минут)

Изучите статьи 15, 17, 38, 43, 44, 57, 58, 59 Конституции РФ и сформулируйте обязанности гражданина Российской Федерации.(слайд 23)

Ответ: 1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (ст. 15 Конституции РФ)

2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ )

3. Забота о детях о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ)

4. Получение основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ);

5. Забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятниках истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);

6. Уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ)

7. Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

8. Защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ)

3 задание Решаем задачи. (2 балла)

Каждая команда получает конверт с задачей.

Задача 1. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма, он заниматься не станет. Тогда П. подал на него жалобу в суд. Имеются ли основания для обращения в суд? Что говорят об этом положения Конституции РФ? Для ответа обратитесь к ст. 23 Конституции РФ.

Задача 2. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения? Для ответа обратитесь к ст. 29 Конституции РФ. (Презентация слайд 25)

4 задание. Цитата (2 балла)

Каждая команда получает конверт с цитатой.

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.

Виссарион Белинский

Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.

Василий Сухомлинский



5 задание. (2 балла) Подумайте и назовите имя человека, которого можно назвать настоящим гражданином нашего государства.
Объясните, почему вы так считаете. (слайд 28)


V. Подведение итогов. Организация обсуждения проблемного вопроса урока:

Что делает государство для гражданина?

Что значит «быть гражданином»?

Дети представляют обобщённый ответ, полученный в результате решения учебной задачи занятия. (Государство защищает гражданина, обеспечивает соблюдение прав и свобод гражданина, создаёт условия для саморазвития гражданина. Быть настоящим гражданином- это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны, совершать благородные поступки во имя Родины,..)

VI. Рефлексия (слайд 29-30)

Задание (3 балла)

К каждой букве слова «гражданин» подберите качество человека, которое необходимо, по вашему мнению, настоящему гражданину.
Г ____________________

Р_____________________

А____________________

Ж____________________

Д____________________

А____________________

Н____________________

И____________________

Н____________________

Прошу жюри подвести итоги.


Заключительное слово учителя: В заключение нашего турнира мне хотелось бы вспомнить слова Жана Жака Руссо: «Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло.»

Все мы - граждане России, и от нас зависит ее судьба. Главное, важно ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто “я” и как мое “я” связано с окружающим миром. Но самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом опыта прошлого и настоящего.

Я благодарю всех за работу. Каждый участник турнира показал себя с наилучшей стороны и получает заслуженную награду.

Церемония награждения!