Конспект внеклассного мероприятия
«Гражданином быть обязан»
Предмет: обществознание
Класс: 6-8
Тема занятия: «Гражданином быть обязан»
Педагогические цели урока:
способствовать формированию представления о социальном статусе гражданина
создать условия для определения конституционных прав и обязанностей гражданина РФ
способствовать формированию уважения к государству, гражданского самосознания
содействовать формированию навыков работы с текстами различного типа (учебный текст, Конституция РФ), навыков решения правовых задач
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование российской гражданской идентичности
выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.
Предметные:
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);
готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.
Основное содержание темы урока:
«Гражданин», конституционные права и обязанности гражданина РФ
Межпредметные связи:
«История», «География», «Литература»
Образовательные ресурсы и оборудование:
Конституция РФ
презентация «Гражданином быть обязан»
раздаточный материал (правовые задачи, таблицы для заполнения, карточки с названиями государств, карточки с афоризмами)
мультимедийное оборудование
I Организационное начало
(Презентация слайд 2)
Приветствие учащихся. Деление участников на команды с использованием приёма «разрезанная картинка/открытка, пазл». Учитель предлагает каждому участнику взять кусочек открытки и сложить целое изображение. Дети берут фрагменты открыток и складывают их. Участники, сложившие картинку, попадают в одну команду.
Команды, выберите капитана. Капитан решает, кто отвечает за команду и распределяет задания в команде.
Напоминаю правила поведения во время игры.
- пользоваться электронными гаджетами запрещено;
- каждый имеет право высказаться;
- уметь слушать: не перебивать говорящего;
- обязательно надо заявить о желании высказаться (правило поднятой руки). Капитан решает, кто отвечает за команду и распределяет задания в команде.
- помнить, что любая точка зрения имеет место быть;
- согласовать мнения и принять единую точку зрения;
- соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.д.);
- понимать то, что каждый имеет право на ошибку.
За нарушения правил поведения во время игры, за неэтичное отношение к соперникам и организаторам, использование мобильных телефонов и электронных гаджетов для поиска ответов возможен штраф до 10 баллов.
II. Введение в проблему урока; постановка учебной задачи.
1) Проблемное задание: 378 дней провели в плену у талибов (представителей эстремистского направления в исламе) лётчики казанской компании «Аэростан» В. Шарпатов, Г. Хайруллин, А. Здор, А.Аббязов, Ю. Вшивцев, С. Бутузов и В. Рязанов. Всё это время они жили надеждой, что Россия их не оставит. Государство предпринимало усилия к их освобождению.
Почему государство стремилось освободить лётчиков?
Почему именно Россия, а не какое-нибудь другое государство, предпринимала усилия для их освобождения из плена?
(Презентация слайд 3)
2) Постановка проблемы занятия (Презентация – слайд 4)
Сегодня мы узнаем:
- каковы взаимоотношения государства и гражданина
-каковы права и обязанности гражданина РФ
-что значит быть настоящим гражданином своей страны
3) Знакомство с маршрутом урока. (Презентация слайд 6)
III. Усвоение новых знаний и способов действий
1) Историческая справка учителя о происхождении слова «гражданин»
с опорой на слайды 7 – 10 презентации
Слово «гражданин» в древнерусском языке имело значение «житель города», «член городской общины» и было синонимично слову «горожанин». Различались они тем, что слово «гражданин», старославянское по своему происхождению, было книжным словом, а исконно русское слово «горожанин» употреблялось преимущественно в разговорной и деловой речи.
Если город, горожанин и гражданин – родственные слова, то что же ещё общего между горожанином и гражданином? И горожанин и гражданин - это человек, чем-то защищённый. Но чем? Откроем «Толковый словарь русского языка», который составил… Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой». Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надёжно огораживать гражданина от опасностей…
Если город, горожанин и гражданин – родственные слова, то что же ещё общего между горожанином и гражданином? И горожанин и гражданин - это человек, чем-то защищённый. Но чем? Откроем «Толковый словарь русского языка», который составил… Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой». Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надёжно огораживать гражданина от опасностей…
Организация беседы:
- Какое происхождение имеет слово «гражданин»?
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Что общего и в чём разница между понятиями подданный и гражданин?
2) Конкурс «Наша Родина» (слайды 11-15)
IV. Контроль и коррекция знаний и способов действий
А сейчас проведём интеллектуальную зарядку. Конкурс «Наша Родина»
1задание Выберите официальное название нашего государства:
Команды получают карточки с названиями: Россия, Российская Республика, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ). (За правильный ответ – 1 балл)
2 задание Из отдельных элементов соберите флаг Липецкой области и Становлянского муниципального округа (За правильный ответ – 2 балла)
3 задание Соотнесите названия государственных праздников с их датами
(За правильный ответ –4 балла. За каждое правильное соотнесение 0,5 балла)
4 задание Какие народы имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики)?
Татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, марийцы, калмыки, турки.
Ответ (татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки)
(За правильный ответ – 6 баллов)
Прошу жюри огласить промежуточный результат.
3) Физкультминутка
Организация физкультминутки. (Презентация слайд 16)
На магнитной доске прикреплён контур границ РФ. Каждая группа получает карточки с названиями стран: Япония, Китай, Финляндия, Казахстан, Монголия, Беларусь.
Задача: прикрепить карточки с названиями стран магнитом на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной.
(За правильный ответ – 6 баллов)
Организация сопоставления работы с эталоном для взаимопроверки
(Презентация слайд 17)
4) Организация исследовательской работы в командах. Работа с Конституцией РФ
Повторение понятия «гражданин» (Презентация слайд 19)
Основные права и свободы граждан РФ можно разделить на 5 групп. (Презентация слайд 20)
1. Личные или гражданские – обеспечивают само существование человека
2. Политические –обеспечивают участие граждан в политической жизни страны, связаны с возможностью участвовать в управлении делами государства. (Подсказка: вспомните, что входит в политическую сферу общества)
3. Социальные - обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни. (Подсказка: вспомните, что входит в социальную сферу общества)
4. Экономические – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности. (Подсказка: вспомните, что входит в экономическую сферу общества)
5. Культурные- обеспечивают духовное развитие и самореализацию. (Подсказка: вспомните, что входит в духовную сферу общества)
1 задание Основные права и свободы граждан РФ (5 баллов): Перед вами на разноцветных листах перечни прав и свобод гражданина Российской Федерации. Определите, к какой группе (личные, политические, экономические, социальные или культурные) относится каждый из перечней. (Презентация слайд 21)
Ответ (Салатовый – личные. Красный – политические. Зелёный – социальные. Розовый – экономические. Голубой – культурные)
(За правильный ответ – 5 баллов) (Презентация слайд 22)
2 задание Обязанности гражданина РФ (8 баллов)(5 минут)
Изучите статьи 15, 17, 38, 43, 44, 57, 58, 59 Конституции РФ и сформулируйте обязанности гражданина Российской Федерации.(слайд 23)
Ответ: 1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (ст. 15 Конституции РФ)
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ )
3. Забота о детях о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ)
4. Получение основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ);
5. Забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятниках истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
6. Уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ)
7. Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)
8. Защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ)
3 задание Решаем задачи. (2 балла)
Каждая команда получает конверт с задачей.
Задача 1. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма, он заниматься не станет. Тогда П. подал на него жалобу в суд. Имеются ли основания для обращения в суд? Что говорят об этом положения Конституции РФ? Для ответа обратитесь к ст. 23 Конституции РФ.
Задача 2. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения? Для ответа обратитесь к ст. 29 Конституции РФ. (Презентация слайд 25)
4 задание. Цитата (2 балла)
Каждая команда получает конверт с цитатой.
Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
Виссарион Белинский
Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.
Василий Сухомлинский
5 задание. (2 балла) Подумайте и назовите имя человека, которого можно назвать настоящим гражданином нашего государства.
Объясните, почему вы так считаете. (слайд 28)
V. Подведение итогов. Организация обсуждения проблемного вопроса урока:
Что делает государство для гражданина?
Что значит «быть гражданином»?
Дети представляют обобщённый ответ, полученный в результате решения учебной задачи занятия. (Государство защищает гражданина, обеспечивает соблюдение прав и свобод гражданина, создаёт условия для саморазвития гражданина. Быть настоящим гражданином- это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны, совершать благородные поступки во имя Родины,..)
VI. Рефлексия (слайд 29-30)
Задание (3 балла)
К каждой букве слова «гражданин» подберите качество человека, которое необходимо, по вашему мнению, настоящему гражданину.
Г ____________________
Р_____________________
А____________________
Ж____________________
Д____________________
А____________________
Н____________________
И____________________
Н____________________
Прошу жюри подвести итоги.
Заключительное слово учителя: В заключение нашего турнира мне хотелось бы вспомнить слова Жана Жака Руссо: «Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло.»
Все мы - граждане России, и от нас зависит ее судьба. Главное, важно ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто “я” и как мое “я” связано с окружающим миром. Но самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом опыта прошлого и настоящего.
Я благодарю всех за работу. Каждый участник турнира показал себя с наилучшей стороны и получает заслуженную награду.
Церемония награждения!