№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков по теме | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Речевой материал, предъявляемый на слух | Дата |
1. | Техника безопасности при работе за компьютером. Растровая и векторная графика. | 1 | Структура курса. Правила поведения и инструкции по технике безопасности на рабочем месте, в компьютерном классе | Знать инструкцию по технике безопасности на рабочем месте. Уметь выполнять правила поведения в компьютерном классе | Зачёт, подпись в журнале по ТБ | Рабочее место, правила поведения, компьютер | |
Глава 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (17 часов) |
2.-3. | Кодирование графической информации. Форматы файлов растровой графики. ОБЖ: «Правила дорожного движения» | 2 | Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов. | Знать: формы представления графической информации; характеристики растрового изображения. | Фронтальный опрос | Пиксель, растр, разрешающая способность, графический редактор, видеопамять, глубина цвета. | |
4.-5. | Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 2 | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений. | Знать: в чём состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками. Знать: характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов. Уметь: редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. Знать: способы получения и редактирования цифровых фотографий. | Фронтальный опрос | Область рисования, прямая линия, кривая линия, прямоугольник, многоугольник, окружность, палитра цветов, пипетка, распылитель, заливка, лупа, надпись, | |
6. | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений. | Фронтальный опрос | Слои объектов, прозрачность объектов, группировка объектов, выравнивание объектов. | |
7. | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука. | Фронтальный опрос | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука. | |
8 | Контрольная работа №1 Редактирование текста | | | | | | |
9 | Кодирование текстовой информации. ОБЖ: «Правила поведения на каникулах» | 1 | Количество информации, двоичное кодирование информации в компьютере. Кодировки знаков, кодовые таблицы. | Знать: как кодировать информацию в компьютере, формулу определения количества информации. | ПР | Количество информации, кодирование, двоичное кодирование. | |
10-11. | Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документов. Сохранение и печать документов. | 2 | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания документов в текстовых редакторах. Способы создания документов. Параметры страницы. Ввод текста. Вставка изображений, формул и других объектов в текстовый документ. Сохранение и печать документа. | Знать: различные кодировки знаков, чем они отличаются друг от друга. Знать: интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора. Уметь: создавать, сохранять, печатать документы. Знать: способы создания документов. Уметь: изменять параметры страницы. | ПР | Текстовый редактор, формат, ориентация (книжная, альбомная), размер полей, колонтитулы, номер страницы. | |
12. 13.14.15. | Форматирование символов. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков». ОБЖ: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» | 4 | Форматирование символов, основные параметры, определяющие внешний вид символов. Форматирование абзацев, основные параметры, определяющие внешний вид абзацев. Списки. | Уметь: форматировать символы и абзацы в документе. Уметь: создавать списки. | ПР | Форматирование, шрифт, размер, цвет, начертание, растровые и векторные шрифты, моноширинные шрифты, полужирное начертание, курсивное начертание, полужирное курсивное. Нумерованные, многоуровневые, маркированные списки. | |
16.-17. | Таблицы. Работа с таблицей. | 2 | Таблицы, строки, столбцы, ячейки таблицы. Создание и изменение таблицы. Границы и заливка. Вычисления в таблице | Уметь: создавать таблицы, удалять строки, столбы, объединять ячейки. | Текущий фронтальный опрос, работа за компьютером | Таблицы, строки, столбцы, ячейки таблицы. | |
Глава 2 «Кодирование и обработка числовой информации» (11 часов) |
18.-19. | Кодирование числовой информации. Практическая работа 2.5: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». | 2 | Система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, встроенные функции, относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Знать: виды систем счисления. Уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую. Знать: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных. Уметь: использовать встроенные функции, все виды ссылок. | Текущий фронтальный опрос,ПР | Система счисления, позиционная, непозиционная, свёрнутая форма и развёрнутая форма | |
20. | Основные параметры электронных таблиц. | 1 | Текущий фронтальный опрос | Электронная таблица, строка, столбцы, ячейка, диапазон ячейки. | |
21. | Основные типы и форматы данных. ОБЖ: «Осторожно ледоход» | 1 | Текущий фронтальный опрос | Числа, текст, формула. | |
22.-23. | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 2 | Текущий фронтальный опрос, ПР | Относительные, абсолютные, смешанные ссылки. | |
24. | Встроенные функции. ОБЖ: «Правила поведения во время пожара» | 1 | Текущий фронтальный опрос | Суммирование, степенная функция, квадратный корень. | |
25.-26. | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа 3.3: «Построение диаграмм различных типов». | 2 | Диаграмма, типы диаграмм. Ряды данных и категории. | Знать: типы диаграмм. Основные параметры диаграмм. Уметь: строить диаграммы различного типа. | | Диаграмма, тип диаграммы, линейчатая диаграмма, круговая диаграмма, график, ряд данных. | |
27 | Контрольная работа № 2: «Создание списка и диаграмм» | 1 | | | Проверка ЗУН | | |
28 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | Знать: понятие базы данных, табличную форму представления базы данных и представление с помощью формы. | | База данных, система управления базами данных, сортировка, поиск данных. | |
Глава 3 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» (6 часов) |
29. | Алгоритм, его формальное исполнение ОБЖ: «Безопасность на водоёмах» | 1 | Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. | Знать: понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов. Знать: понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа. | Текущий фронтальный опрос | Алгоритм, дискретность, результативность, массовость, исполнитель алгоритма, детерминированность, выполняемость, понятность. | |
30 | Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм. | 1 | Блок-схема алгоритма Линейный алгоритм | Знать: основные элементы блок-схем и их назначение. Знать: как выполняются команды в линейном алгоритме. | Текущий фронтальный опрос, работа по карточкам | Блок-схема Линейный алгоритм | |
31. | Алгоритмическая структура «ветвление». | 1 | Алгоритмическая структура «ветвление» | Знать: блок-схему алгоритмической структуры «ветвление». | Текущий фронтальный опрос, работа по карточкам | Ветвление | |
32. | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Алгоритмическая структура «выбор» | Знать: блок-схему алгоритмической структуры «выбор». | Текущий фронтальный опрос, работа по карточкам | Выбор | |
33. | Алгоритмическая структура «цикл». ОБЖ: «Осторожно солнечный удар» | 1 | Алгоритмическая структура «цикл» | Знать: блок-схему алгоритмической структуры «цикл». | Текущий фронтальный опрос, работа по карточкам | Цикл | |
34. | Контрольная работа № 3: «Алгоритм» | 1 | | | Проверка ЗУН | | |
Календарно-тематический план для 9 классов ориентирован на использование учебника Н. А. Угринович «Информатика – 9» (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.) и методического пособия для учителя «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.)
• освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Согласно плану изучение курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе основной школы предусматривается в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
Перед курсом информатика в школе глухих и слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе информационного материала.
На уроках информатики реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок). Развивается разговорная и связная речь глухих и слабослышащих учащихся и воспитывается речевое поведение, что заключается в:
-желании и умении вступать в контракт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи.
Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение организовать собственное индивидуальное информационное пространство, создание личных коллекций информационных объектов.
При выполнении творческих работ формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа 3.3: «Построение диаграмм различных типов».
Контрольная работа №1: «Редактирование текста».
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий в конце каждой четверти.
Характер заданий для проверки навыков и умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.
Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения информатики.