МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОЛАСПИНСКАЯ ШКОЛА»
Внеклассное мероприятие по математике:
«Час занимательной математики»
КОССЕ Н.А
учитель математики
2021 год
Цели:
-способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся;
-воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Задачи:
-создать условия для проявления каждым учеником своих творческих способностей, интеллектуальных умений;
-развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;
-подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;
-подготовка музыкального сопровождения конкурса.
Оснащение: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Ведущий:
Сегодня по расписанию у вас следующие уроки:
Литература
Иностранный язык
Русский язык
История
Информатика
Музыка
Но у меня для вас новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики! Мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, встречайте учителей.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
УЧИТЕЛЬ: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.
Сегодня я проведу урок литературы.
СЛАЙД . Послушайте стихотворение.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Служение математике она представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
СЛАЙД . Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.
Великий русский писательН. В. Гогольтоже имел отношение к математике. Он берег книги, как драгоценность, и особенно любил миниатюрные издания. Страсть к ним до того развилась в нем, что, не любя и не зная математики, он выписал «Математическую Энциклопедию» на собственные свои деньги, за то только, что она издана была в шестнадцатую долю листа.
А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
СЛАЙД. Викторина:
1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный прими,Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?(А.С. Грибоедов)
3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
ПЕРЕМЕНА
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЬ: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
СЛАЙД.Викторина.
1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
4.У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)
5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
СЛАЙД . Задача. Лучший попугай капитана Флинта изучил 52 слова на разных языках. Он знал 35 слов на английском, а 23 на французском. 16 слов он знал и на французском и на английском. Остальные слова он почерпнул из могучего русского языка. Сколько слов попугай произносил из русского языка?
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
ПЕРЕМЕНА
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЬ: Виктор Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
Мне однажды уже пришлось мне вести урок русского языка. Я объясняла падежи:
Именительный кто ? что ?
Родительный кого ? чего ?
Дательный кому ?
А второй вопрос я забыла. Но не растерялась и предложила обозначить его через x и составить пропорцию:
Итак, второй вопрос дательного падежа: чему ?
А тема сегодняшнего урока "Числительные".
Задание 1. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел.
Задание 2.Два человека вызываются к доске. Заполнить таблицу:
Задание 3. Викторина.
1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная,секущая, наклонная)
3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ? ( три!)
4.С буквой "и" -это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)
Задание 4. Продолжите последовательность: н , о , д , т , … .
Р е ш е н и е. Так как н = нуль, о = один, д = два, то продолженнаяпоследовательность :
н , о , д , т , ч , п , ш , с , в , д , …
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
ПЕРЕМЕНА
УРОК ИСТОРИИ
Послушайте притчу «Самые короткие телеграммы в истории»
Немецкий математик Дирихле был очень немногословен. Когда у него родился сын, он отправил своему тестю следующую телеграмму: “ 2 + 1 = 3 ”. Возможно, это одна из cамых коротких телеграмм в истории. Но все же самая короткая телеграмма была при переписке Оскара Уайльда со своим издателем, готовившим к публикации его новую книгу. Уайльд телеграфировал ему: “?” и получил ответ: “!”.
Задание 1. Викторина:
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - · /)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"
5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
Задание 2. Решить задачу:
В XV в. суммарная площадь Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода была 940 га, из которых 11/47 составляла площадь Пскова. Вычислите площадь каждого из этих трех городов, если известно, что Нижний Новгород имел площадь на 100 га меньше, чем Новгород Великий.
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
ПЕРЕМЕНА
УРОК ИНФОРМАТИКИ
Вопрос: «Какая разница между физиком и программистом ?»
Ответ: Физик считает, что 1 килобайт = 1000 байтов, а программист уверен, что 1 километр = 1024 метров.
Объясните.
Викторина:
У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех 0 , а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной системы?
Как назывался прибор , используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме?
Что больше - сумма арабских цифр или их произведение?
Какая дробь находится между каникулами?
Где находится ноль в любом городе?
Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная?
Если бы осьминог умел считать, какую систему счисления он выбрал бы?
Почему кошки очень любят лизать руки программистам?
Что нужно сделать, если при загрузке компьютер не видит мышь?
Что такое «подмышка» на компьютерном языке?
Излюбленное мясное блюдо всех программистов - это ...
Ребусы.
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
ПЕРЕМЕНА
УРОК МУЗЫКИ
УЧИТЕЛЬ:Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили «пифагоров строй».
Вопросы музыкальные
1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)
А теперь предлагаю вам спеть частушки, посвященные математике.
Математические частушки
В математике задачи
Словно в жизни неудачи
И скажу я вам, девчата,
Как решать их непонятно.
Биссектриса это крыса,
Только я не поняла
Для чего же эта крыса
Делит угол пополам.
Пифагоровы штаны
Во все стороны равны,
Их не пробуй надевать
Ноги не куда девать.
Мы с решебника списали,
Думали все правильно,
А на алгебру пришли-
Двойку нам поставили.
Теоремы, теоремы
До чего вы довели
Иксы, минусы, задачи
Вы с ума меня свели.
Уравненья я люблю
В классе отвечаю
А когда домой приду
Тут же забываю.
Мне казался всегда,
Геометрия сложна
Только пару получила
Весь учебник изучила.
Уравнения я знаю
И решаю их на 5.
Только я не понимаю,
Где прибавить, где отнять.
Математика наука
Всех наук- нам говорят,
А ведь в жизни нам науки
Никогда не повредят
УЧИТЕЛЬ: Подведем итоги урока. Ваша оценка…
Ведущий:Итоги урока. Оценка работы учителей.
ПЕРЕМЕНА
ПРИЛОЖЕНИЕ
М а т е м а т и ч е с к и е ш у т к и
Почему слышен стук колёс поезда ?
Ответ: Колесо имеет форму круга. Площадь круга равна R 2 ("пи эр квадрат"), вот этот квадрат и стучит.
Кратчайшее расстояние между двумя точками
На уроке геометрии учитель просит изобразить кратчайшее расстояние между двумя точками A и B на доске:
Один из учеников рисует:
Учитель спрашивает:
- Коля, кто тебя этому научил ?
- Мой папа, он водитель такси.
Доказательство
Урок геометрии в грузинской школе. Учитель просит нарисовать равнобедренный треугольник. Один из учеников рисует его. Учитель:
- Гоги, теперь докажи, что этот треугольник действительно равнобедренный.
- Учитель, мамой клянусь, что это так.
Отличная работа
Учитель возвращает ученику его работу:
- Не сделано ни одной ошибки! Петя, скажи мне честно, кто-нибудь помогал твоему папе ?
Деловой разговор
- Дядя Билл, мне нужно тебе кое-что сказать.
- Хорошо, только коротко и ясно.
- 100 долларов, пожалуйста.
Чудеса технического прогресса
Прапорщик купил электронные часы. К нему подходит мальчик и спрашивает:
- Дяденька, который час ?
- Двенадцать, делённое на тридцать один.
- Что это значит ?
- Отстань, мальчик. Я сам уже полдня делю.
Англичанин и верблюд
Один англичанин купил верблюда. Продавец сказал, что верблюд знает три команды: “Фу!” – иди, “Фу-фу!” – беги, “Аминь!” – стой. Англичанин сказал: “Фу!” – верблюд пошёл, затем сказал: “Фу-фу!” – верблюд побежал. Вдруг ездок увидел, что верблюд несётся к пропасти, а как его остановить, он забыл. Поняв, что гибель неизбежна, он начал молиться и в конце молитвы произнёс: “Аминь!”. Верблюд остановился на самом краю пропасти. Англичанин оттёр пот со лба и произнёс: “Фу!”.