Конспект урока по внеклассному занятию во 2 классе
Тема: Этикет за столом
Цель: познакомить детей с понятием «этикет», выработать практические навыки поведения за столом.
Задачи: 1. Включить детей в работу по усвоению правил этикета.
2. Потренировать младших школьников в применении полученных знаний в ситуациях повседневной жизни.
3. Развивать правила поведения за столом.
4. Выработать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд.
1
2
3
4
5
6
4
Начинает он копать –
Заменяет сто лопат. (экскаватор)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам .
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, Другая чернеет. (смородина)
Я красная, я кислая, на болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
Круглая, а не луна,
Желтая, а не солнце,
Сладкая, а не сахар,
С хвостиком, а не мышь. (репа)
Заклеили клеем прочно,
Ко мне послали срочно,
Я его не пожалею:
Получу и в миг расклею. (конверт)
- Какое слово получилось по вертикали? (этикет)
- Сегодня мы с вами начинаем наше занятие по этикету. Давайте вспомним, что такое этикет? (ответы)
- Все верно. Этикет – это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми. Нужны ли нам эти общие правила? Почему? (Правила помогают разумно и красиво вести себя, чтобы другие почувствовали уважение к ним, чтобы было приятно общаться и т.д.)
- Какие правила этикета вы знаете?( человек должен быть опрятным, аккуратным, тактичным и т.д.)
- Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)
- А в 16 веке такого человека называли вежа – знаток правил поведения. Сегодня мы поговорим о том, как надо себя вести за столом. Отправимся в сказку, которая называется «Сказка об этикете».
Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться., чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на других. Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог. И тогда он пошел к доброму волшебнику:
-Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей.
-Хорошо, - сказал волшебник. – А как ты хочешь прославиться: добром или злом?
-Добром.
-Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще ни кто не слышал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так красиво делает?» И услышав в ответ «Этикет», запомнят твое имя и тебя.
-Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том, или ином случае? Я ведь не умею.
-А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, накрытый красивой скатертью.
-Садись, -пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу и попробовал сесть на стул. Но никак не мог приспособиться к нему, и чтобы было удобнее, облокотился на стол.
- Правильно ли он поступил? (Нет. Нельзя ложиться грудью на стол. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям)
- За чем еще должен следить Этикет, сидя за столом? (За своей осанкой. Плечи расправить, сесть прямо, но не напряженно)
И этикету волшебник рассказал и показал, как надо сидеть за столом.
- Ребята, а какие приборы должны лежать на столе? (Тарелки, ложки, вилки, нож, стакан, салфетки)
-А вы знаете, как надо правильно держать ложку, вилку, нож? (ответы)
- Все приборы надо держать тремя пальцами – большим, указательным, средним. Разница состоит лишь в том, как они располагаются на ручке прибора. Нож держат его так, чтобы кончик ручки всегда упирался в середину ладони правой руки. Сгиб второй и третьей фаланги среднего пальца должен прилегать к ручке ножа. Большой палец вытяните вдоль нее, а указательный положите на ручку сверху и следите за тем, чтобы он не оказался на лезвии, мизинец и безымянный палец прижмите к центру ладони. Ложку также держат при помощи 3 пальцев: подушечки большого и указательного сжимают края ручки ближе к кончику упором снизу служить согнутый средний палец. «Свободные» мизинец и безымянный прижаты к центру ладони. Вилку можно держать двумя способами: зубчиками вниз и зубчиками вверх. В первом случае вилку держат так же, как и нож, но в левой руке. Давайте потренируемся держать эти приборы. (дети выходят к доске и демонстрируют)
- А какие правила сервировки стола вы знаете? Кто выйдет и расставит приборы на свои места? (работа с приборами на столе у доски)
- Вся посуда ставится по прямой линии. Все должно быть по рукой. То, что потребуется раньше, стоит дальше от тарелки, так удобнее брать. Нож кладется справа от основной тарелки, лезвием к ней. Слева от тарелки - вилка, зубчиками вверх. Ложка, выпуклостью вниз, может лежать за тарелкой, ручкой вправо, или правее ножа. Проверим, как у вас получилось. Молодцы!
- Все запомнили правила этикета за столом? А как вы думаете, прославился Этикет? (да, потому что мы знаем о нем)
-Молодцы! Всем спасибо за урок! Я надеюсь, вы не забудете об этих правилах.