Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 182-летию со дня рождения
П. И. Чайковского
Выполнила:
Романова Елена Владимировна
Учитель музыки
Название мероприятия: Эстет-шоу «Музыкант – сказочник»
Форма проведения мероприятия: квиз
Цель: создание условия для развития у детей эстетических чувств и привития уважения к Отечественным композиторам.
Задачи:
Воспитывать чувство прекрасного к классической музыке;
Познакомиться с фактами из биографии русского композитора;
Развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к достижениям своей Родины - России; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Предметные: характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. (1)
Место проведения: учебный кабинет.
Возраст (класс): 13-14 лет (8 класс)
Участники: 2 ведущих, жюри, 3 игрока, зрители.
Продолжительность: 40 мин.
Оборудование: проектор, компьютер, аудиотехника, дидактический материал, фортепиано.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас, дорогие участники нашего «Эстет-шоу». Наше мероприятие мы посвятим великому и широко известному композитору П.И. Чайковскому.
Ведущий 2: Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году, на Урале. Прожил он очень мало, всего 53 года. С детства его звали «Стеклянный мальчик», потому что он плакал, когда звучали красивые звуки. Он близко к сердцу принимал такие случаи, как несправедливость, войну, споры крестьян и т.д. Хотя сам П.И.Чайковский был из богатой дворянской семьи. Первая учительница у него была простая крестьянская девушка, Мария Пальчикова. Вам будет сейчас смешно, но гамму До-мажор она учила играть Петю двумя пальчиками (1,2,1,2,1,2…), остальные пальчики не входили в систему ее образования. Она была малообразованная женщина. (Ведущий 2 показывает на фортепиано гаммы).
Ведущий 1: Позже нашли для Петра Ильича прекрасного преподавателя из консерватории, который учил уже юного Чайковского. У Пети была блестящая техника. Родители не хотели, чтобы их сын связал свою профессию с музыкой, поэтому его отдали обучаться юриспруденции.
Кто такой юрист? Кто мне ответит? (ответы детей: человек связанный с законами)
Ведущий 2: Петр Ильич получил красный диплом с профессией «юрист». Разрешал различные тяжбы крестьян. Ему не нравилась эта профессия. Не нравилось писать «скучные бумаги», все это было не по его творческой натуре. Чайковский забросил это дело, закончил консерваторию с золотой медалью и стал прекрасным музыкантом. Позже, после окончания консерватории, он стал профессором (преподавал в консерватории).
Ведущий 1: Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.
Ведущий 2: Поскольку Петр Ильич Чайковский был гениальным, талантливым музыкантом, ему не нравилось преподавать. Отсутствие терпения и желания обучать детей, Чайковский вернулся в мир творчества и сочинений. Он был уникальным композитором. Его боготворили и «рукоплескали» во всем мире. Он был профессором Оксфордского университета, Вена дала Чайковскому большие привилегии. Его везде чествовали, его везде принимали и он был в большом почете!
Ведущий 1: П.И. Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.2
Сегодня мы посоревнуемся в знаниях об этом замечательном композиторе и его произведениях.
Ведущий 2: Квиз включит в себя три этапа. Первый этап называется «Пойми меня», второй – «Назови произведение», третий «Музыкальный кроссворд». (названия этапов вывешиваются на доску).
Правила нашего интеллектуального турнира:
Задача игроков - давать правильные ответы на вопросы, задаваемые ведущим, ранее своих соперников. Для ответа нужно будет нажать на кнопку.
В каждом этапе по 5 вопросов, стоимость вопросов во всех этапах одинакова и составляет 10, 20, 30, 40 и 50 очков.
За верный ответ на счет игрока добавляется количество очков, равное стоимости вопроса. За неверный (или недостаточно точный) - то же количество очков вычитается из его счета.
Если игрок дал неверный ответ, то Ведущий произносит слово "неверно" и, после чего еще не отвечавшие на вопрос игроки могут нажимать на кнопку.
Если никто из игроков не нажал на кнопку, ведущий оглашает правильный ответ и переходит к следующему вопросу.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем! Приступаем к 1 этапу нашего интеллектуального турнира «Пойми меня».
На экране Вам будет предлагаться зашифрованное название музыкальных работ П.И.Чайковского, но зашифровано оно будет с помощью иллюстраций, время на расшифровку 10 сек., всего названий будет 5.
Внимание, первое зашифрованное название… (на слайде высвечиваются картинки–ответ ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО)
(выставление баллов)
Внимание, второе зашифрованное название… (на слайде высвечиваются картинки -ответ ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ)
(выставление баллов)
Внимание, третье зашифрованное название… (на слайде высвечиваются картинки – ответ ПИКОВАЯ ДАМА)
(выставление баллов)
Внимание, четвертое зашифрованное название… (на слайде высвечиваются картинки – ответ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА)
(выставление баллов)
Внимание, пятое зашифрованное название… (на слайде высвечиваются картинки – ответ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ РОКОКО)
(выставление баллов)
Ведущий 1: подведем итоги 1 этапа нашего интеллектуального турнира… (подсчитываются баллы у участников).
Ведущий 2: Переходим ко второму этапу квиза «Назови произведение».
Вам будет предложено для прослушивания 5 музыкальных произведений, ваша задача как можно скорее сказать название прозвучавшего произведения.
Участники вы готовы? (отвечают да\нет)
Внимание! Первое произведение! (звучит «Марш деревянных солдатиков»)3
(участки отвечают, выставляются баллы)
Итак, идем дальше! (звучит «Танец маленьких лебедей»)3
(участки отвечают, выставляются баллы)
Отлично! Следующее произведение! (звучит «Марш из балета Щелкунчик»)(3)
(участки отвечают, выставляются баллы)
Итак, четвертое произведение! (Звучит «Баба Яга»)3
(участки отвечают, выставляются баллы)
И последнее произведение! (звучит «Камаринская»)3
(участки отвечают, выставляются баллы)
Ведущий 1: Итак, после двух этапов участники показали следующий результат… (ведущий оглашает баллы)
Ведущий 2: И вот мы дошли до финала, последний этап называется «Музыкальный кроссворд» (Приложение №2). На ваших столах лежат конверты, в данных конвертах находятся кроссворды. Ваша задача - решить, как можно больше вопросов по кроссворду за 3 мин. 4
(участники решают кроссворд, засекается время 3мин.)
Итак, время закончилось! Отложите в сторону ручки, кладите кроссворды в конверты, жюри подведет итоги.
(жюри подводит итоги)
Творчество Петра Ильича Чайковского актуально и сегодня. Его произведения являются частью духовной культуры общества, они высоконравственны и c высоким эстетическим вкусом.
Музыкальное наследие Чайковского способствует развитию творческой личности. Произведения Чайковского прививают любовь к классической музыке.
Ведущий 1: Жюри подвели итоги, итак 1 место - у Дмитрия К., 2 место занимает Анастасия С., 3 место получает Марина Л. Поздравляем! Примите пожалуйста ваши награды!
(участникам выдается награждения: грамоты и призы)
Подводя итог нашему эстет-шоу, хочется пожелать всем: слушать классическую музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение. Спасибо за участие, до новых встреч!
Приложение №1
Список использованных источников
https://fgosreestr.ru/
https://www.culture.ru/music/persons
http://www.openculture.ru
https://music-education.ru/
Приложение №2
По горизонтали:
1.Как называется пьеса из цикла «Времена года» (месяц Ноябрь)?
2.Какое название имеет оркестровая сюита Чайковского, посвящённая Моцарту?
3.Персонаж оперы «Пиковая дама», из уст которого мы слышим знаменитую фразу: «Что наша жизнь? Игра!».
4.Для какого инструмента написан цикл «Времена года»?
5. Какое заглавие имеет Шестая симфония Чайковского?
6.Название последней оперы композитора.
7.В каком городе родился Чайковский?
8.Что за гостья, по мнению Петра Ильича, не любит посещать ленивых?
9.В какой части Четвёртой симфонии мы слышим русскую народную песню «Во поле берёза стояла»?
По вертикали:
1.Название быстрого и задорного русского танца в балете «Щелкунчик».
2.Как зовут того француза из «Евгения Онегина», который в день рождения Татьяны поёт ей куплеты?
3.Какой мужской голос исполняет партию Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин»?
4.Композитор и друг Чайковского, которому он посвятил фортепианное трио «Памяти великого художника».
5.В каком балете есть эти танцы: «Вальс цветов», «Танец феи Драже», танцы шоколада (испанский), чая (китайский) и кофе (арабский)?
6.Как называется программная симфония Чайковского (без номера – на букву «м»)?
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1. Тройка 2. Моцартиана 3. Герман 4. Фортепиано 5. Патетическая 6. Иоланта 7. Воткинск 8. Вдохновенье 9. Финал. По вертикали: 1. Трепак 2. Трике 3. Тенор 4. Рубинштейн 5. Щелкунчик 6. Манфред.