Внеклассное мероприятие, посвященное прощанию с азбукой 1 класс.
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
1-й ученик:
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2-й ученик:
Ровно в восемь тридцать
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
3-й ученик:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
4-й ученик:
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
5-й ученик:
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6-й ученик:
Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
7-й ученик:
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»
Мы были малышами,
Теперь читаем сами,
Мы все читаем сами
И знаем алфавит.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
И знаем алфавит.
Примеры мы решаем,
Из букв слова слагаем,
И всем мы предлагаем
С азбукой дружить.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
С азбукой дружить.
1-й ученик:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет …
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2-й ученик:
Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник – школьный праздник
Для всех читающих ребят!
3-й ученик:
Апрель месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
4-й ученик:
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Азбуке мы скажем: «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
5-й ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
6-й ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ведущая: Ребята! А как же мы забыли про Азбуку?! Давайте её дружно позовем!
Дети хором: Аз-Бу-Ка!
Азбука:Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли вы нового узнали. Но сначала вспомним с чего все начиналось.
33 родных сестрицы –
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А по всюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят с
С ними подружиться.
Азбука: В «Азбуке» живет семья:
Буквы все от «А» до «Я».
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
Выбегают гласные:
Гласные хором:
Все мы вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные.
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят
.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Азбука: Вот еще одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем-совсем глухие.
Встаньте парами, друзья,
Посмотрю на всех вас я.
Выбегают согласные:
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
Ш Шмель присел на шоколадку:
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Азбука: Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Р Рыба раку говорит:
- В небе радуга горит.
Азбука: Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят, они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам всем привет.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Азбука: Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки
Твердый знак и мягкий знак
Нам без вас нельзя никак.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Азбука: Вот такие наши буквы-
Славный русский алфавит!
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Сценка 1
Раздается стук в дверь.
Учитель: Кто это? Кто там? Входите, пожалуйста. Ребята, давайте поздороваемся.
Все: Здравствуй.
Учитель: А ты кто?
Ваня: Я Ваня Лентяйкин.
Учитель: Ваня, поздоровайся и ты. Видишь, публика!
Ваня:Не вижу я никакого бублика!
Учитель: Да не бублика! Поздоровайся с публикой!
Ваня:А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, дорогие зрители! А подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Ну как тебе,Ваня,не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведешь себя не очень красиво. У нас ведь никто не дерется!
Ваня:Ребята, ну извините меня, пожалуйста. А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель: А что ты можешь предложить?
Ваня:Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель: А в чем состязаться?
Ваня:Ну, например, кто громче заорет, или шире раскроет рот, разбросает пальто в раздевалке. Есть ли у вас такие ребятки?
Учитель: скажу тебе заранее, не нужны нам такие соревнования. Ребята такими делами не занимаются.
Ваня:Да я пошутил! Я тоже знаю все буквы, слова и даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Учитель: Ну, как, ребята, послушаем? Слушайте внимательно, и если Ваня ошибется, поправьте его.
Ваня:Слушайте, ребята.
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Учитель: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть?
Все: Грачей.
Ваня:Ну, подумаешь один разочек ошибся, слушайте дальше.
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами.
Ваня:Ну, что, опять ошибка? Не может быть! Тогда другое прочитаю, вчера выучил.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом.
Ваня:Почему вы смеетесь и не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?
Врач напомнил дяде Мите:
-Не забудьте об одном:
«Обязательно примите 10 цапель перед сном.
Ваня:Слушайте еще.
В моем портфеле все в порядке -
Есть ручки, книжки и котятки.
У нашей новогодней елки
Пушистые, зеленые заколки.
Учитель: Эх,Ваня:, стихи заучивать не так просто. Оставайся с нами на празднике. Ребята все буквы выучили, научились читать. И сейчас покажут тебе и всем нам как они умеют складывать из букв слова и читают их.
(Учитель с «живыми» буквами отходит в сторону)
Ваня:Я – Лентяй. Учиться лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
«Почитай-ка, Ваня, вслух!»
Покраснею, побледнею,
Ведь читать я не умею!
Лучше спрячу Азбуку!
Берет Азбуку за руку и прячет ее.
Учитель: Мы с буквами подготовились и сейчас покажем Азбуке и всем, как научились складывать из букв слова. А где же Азбука?
Выбегают 3 мышки.
Мышка 1: Мы – серенькие мышки,
Играли мы в игру,
Мы знаем, где мальчишка
Запрятал Азбуку.
Учитель: Где? Скажите нам, милые мышки, где наша Азбука?
Мышка 2: Дайте мышкам кашки сладкой,
Разгадайте три загадки!
Тогда скажем!
Учитель приносит тарелку с кашей и три ложки. Мышки едят кашу.
Мышки (хором) Спасибо! Вкусная каша!
Мышка 1: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Все: Книга.
Мышка 2: Поле белое, овцы черные.
Все: Бумага, буквы.
Мышка 3: Языка нет, а рассказывает.
Все: Книга.
Мышка 1: Молодцы, ребята. И кашей угостили, и загадки отгадали. Мы поможем вам отыскать Азбуку.
Мышки уходят и приводят Азбуку. Все аплодируют.
Азбука: Дорогие ребята. Покажите, пожалуйста, как вы будете складывать из букв слова.
Дети складывают из «живых» букв (школа, урок) и читают их.
Азбука: Молодцы, ребята, порадовали меня.
Ваня:Подумаешь, прочитали 2 слова и рады.
Азбука: Нет, я убедилась, эти ребята знают все буквы.
Ваня:Я тоже больше не хочу лениться. Хочу читать, писать, узнавать новое. Пожалуйста, дайте мне Азбуку. Я хочу выучить все буквы.
Учитель: Дадим, ребята?
Все: Да.
Учитель: Но только чуть позже. Погости у нас на празднике. Ребята сейчас споют частушки.
ИЛИ
Сценка 2.
Сценка «Неграмотный Андрей»
Ведущий 1: Вот, что, ребята, порою бывает,
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадешь, как Андрей.
Ведущий 2: Хлеба купить попросили Андрея,
Вот и пошел он, читать не умея.
Вывесок много, а мальчик один.
(мальчик заглядывается на вывески, которые держат дети: «Хлеб», «Молоко»,
«Обувь», «Одежда» и т. д.)
Ведущий 1: Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате молвит Андрею.
Парикмахер: Сядьте, я бороду вашу побрею.
(Андрей садиться на стул, парикмахер с расческой и ножницами в руках пытается его подстричь)
Ведущий 2: Только тогда, покраснев от стыда, он закричал:
Андрей: Я попал не туда. (Убегает.)
Ведущий 1: Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Ведущий 2: Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Все: Не обойтись без Азбуки, друзья!
Андрей:Я тоже больше не хочу лениться. Хочу читать, писать, узнавать новое. Пожалуйста, дайте мне Азбуку. Я хочу выучить все буквы.
Учитель: Дадим, ребята?
Все: Да.
Учитель: Но только чуть позже. Погости у нас на празднике. Наши ребята не попадут в парикмахерскую вместо магазина. Таких ребят, кто не умеет читать, у нас нет. Продолжаем наш праздник. А какой же праздник без частушек?
Дети поют частушки
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня наконец-то
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Топни ножка – нога,
Топни правенькая.
Азбуку всю изучила,
Хоть и маленькая.
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
С азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Литературные игры. (при помощи презентации проводятся игры «Угадай сказку, героя, предмет, автора и др.»)
Учитель: Ребята, теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику: «Спасибо».
Все: За все, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, спасибо!
Ученик 19: Учебник закрывается
Пора с ним распроститься…
Ученик 20: Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Ученик 21: Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Ученик 22: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет!
Азбука:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
обещайте не лениться,
старших слушаться всегда,
а шалить лишь иногда.
4-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
5-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
6-й ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
7-й ученик:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
Песня «Прощание с букварем»