СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия "Уроки Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в региональном конкурсе

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Уроки Победы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №22»

Смоленска








Нюрнбергский процесс


Внеклассное мероприятие, посвященное 75 – летию Нюрнбергского процесса, в 9 классе (с использованием проектной и игровой технологии).





Выполнила: Лескова Алла Владимировна,

учитель истории














Смоленск

Нюрнбергский процесс


ЦЕЛЬ: социализация личности через воспитание общекультурны ценностей и ознакомление с уроками прошлого.

Задачи:

формирование ценностно-смысловой компетенции, связанной с ценностными ориентирами ученика (неприятие насилия как единственного метода решения споров), его мировоззрением, оценивать поступки исторических деятелей с позиции добра и зла (при анализе фашизма и итогов Второй мировой войны);

развитие личных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям;

формирование учебно-познавательной и информационной компетенции, т.е. способность ученика ставить цель, умение находить нужный материал, его систематизировать;

формирование коммуникативной компетенции, которая включает знание языков, умение грамотно общаться с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

проанализировать итоги и уроки;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоиндефикации личности.



Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь.





План мероприятия.

  1. Нюрнбергский процесс: историческая справка.

  2. Обвинения, предъявленные в Нюрнберге.

  3. Зачем это надо знать и помнить?













Ход мероприятия

    1. Организация начала занятия (цель – подготовка учащихся к работе). Учащиеся рассаживаются на свои места – члены трибунала, представители обвинения, ведущий .

    2. Подготовка к основному этапу занятия (цель – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализация опорных знаний).

Учитель: (слайд 1) На протяжении нескольких уроков вы изучали историю Второй мировой войны. В ней благодаря огромным усилиям победили страны антигитлеровской коалиции. Бесспорным выводом историков является особая роль СССР в этой победе.

(слайд 2) Наша победа кажется многим ненужной и ужасной по своей цене. Люди удивляются: «Зачем вы выиграли ту войну?» Указывают на Германию: мол, «она-то проиграла, а чтоб и мы так жили». Кто придерживается этой точки зрения? Как аргументируют свою точку зрения те, кто так считает?

Немецкий поэт Э.Кестнер после Первой мировой войны писал:

Когда б мы только победили,

Все страны разгромив подряд,

В стране настало б изобилье

Кретинов, холуев, солдат.

Когда б мы только победили,

Мы б стали выше прочих рас,

От мира бы отгородили

Колючей проволкою нас.

Страна бы укрепила нервы,

Народ свой загоняя в гроб.

Потомство для нее — консервы,

А кровь — малиновый сироп.

Тогда б всех мыслящих судили,

И тюрьмы были бы полны,

И войны чаще водевилей

Разыгрывались в изобилье.

Когда б мы только победили...

Но, к счастью, мы побеждены.

(текст стихотворения лежит перед каждым учеником).

В чем главная мысль поэта?

Во Второй мировой войне победил СССР и его союзники. Так ли произошло после войны, как описывает в своем стихотворении поэт? Всегда ли верны слова А.И.Солженицына: «победы нужны правительствам, а поражения — народу»?


3.Основной этап мероприятия (обобщение и систематизация знаний, цель которого выделение мировоззренческих идей, формирование целостной системы знаний об итогах и уроках Второй мировой войны).

1. Нюрнбергский процесс: историческая справка.

Сегодня вашей главной задачей станет выяснить итоги, уроки и значение Второй мировой войны.

Инсценировка фрагмента Нюрнбергского процесса.

Перед зрителями ведущий представляет членов Международного военного трибунала.

Ведущий: Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырех великих держав в соответствии с Лондонскими соглашениями. От США: бывший прокурор страны Ф.Биддл., от СССР: заместитель председателя Верховного Суда СССР генерал — майор юстиции И.Т.Никитченко, от Великобритании: главный судья лорд Джеффри Лоуренс, от Франции: профессор уголовного права Анри Доннедье де Вабр. Каждая из 4-х стран направила на процесс своих главных обвинителей, их заместителей и помощников: от США: судья Верховного суда США Роберт Джексон., от СССР: прокурор УССР Р. А. Руденко, от Великобритании: Хартли Шоукросс , от Франции: Франсуа де Ментон.

Ведущий обращает внимание на историческую справку на экране.(слайд 3)

Никитченко И.Т.: Уважаемый суд, уважаемые присутствующие, перед вами первоначальный список обвиняемых, но за 403 проведенных судебных слушаний их количество увеличилось. (На экране файлы ложе обвиняемых) (слайд 4)

(слайд 5,6,7) Развязывание Германией агрессивной войны, применяемый как государственная идеология геноцид, разработанная и поставленная на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство, стали широко известными мировой общественности и требовали соответствующей юридической квалификации и осуждения.


Всё это определило беспрецедентный по масштабам и процедуре характер суда. Этим же могут быть объяснены специфические особенности, неизвестные ранее практике судопроизводства. Так, в параграфах 6 и 9 устава трибунала было установлено, что субъектами обвинения могут также стать определённые группы и организации. В статье 13 суд признавался полномочным самостоятельно определять ход процесса.


2. Обвинения, предъявленные в Нюрнберге.

Одним из пунктов обвинения, предъявленного в Нюрнберге, было рассмотрение вопроса о военных преступлениях («Kriegsverbrecher»).

На скамье подсудимых оказались лидеры фашистской партии Германии, развязавшие Вторую мировую войну. (Обращает внимание на слайды с обвиняемыми). (слайд 8,9)

По очереди обвинители читают предъявленные обвинения (текст проецируется на экран вместе со снимками жерт).

Обвинения. (слайд 10)

Планы нацистской партии: Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств; агрессивные действия против Австрии и Чехословакии; нападение на Польшу; агрессивная война против всего мира (1939—1945); вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года; сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года — декабрь 1941 года).

Преступления против мира: (слайд 11)

Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.

Военные преступления: (слайд 12) Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море; увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей; убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море; бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью; германизация оккупированных территорий.

Преступления против человечности: (слайд 13,14)

Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

Из обвинительной речи Роберта Джексона:(Текст произносится на английском языке. Затем ведущий переводит.) (слайд 15 - 22)

«Гитлер не унес всю ответственность с собой в могилу. Вся вина не завернута в саван Гиммлера. Эти живые избрали этих мертвых себе в сообщники в этом грандиозном братстве заговорщиков, и за преступление, которые они совершили вместе, должен заплатить каждый из них. Можно сказать, что Гитлер совершил свое последнее преступление против страны, которой он правил. Он был безумным мессией, который начал войну без причины и бессмысленно продолжал её. Если он не мог больше править, то ему было все равно, что будет с Германией…Они стоят перед этим судом, как запятнанный кровью Глостер стоял перед телом своего убитого короля. Он умолял вдову, как они умоляют вас: «Скажи, что я их не убивал». И королева ответила: «Тогда скажи, что они не убиты. Но они мертвы». Если вы скажете, что эти люди невиновны, это все равно, что сказать, что не было войны, нет убитых, не было преступления.»

Лоуренс Д. Ж., председатель суда: (слайд 23 -24) Международный военный трибунал приговорил: к смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрайхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля.

К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.

К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.

К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.

К 10 годам тюремного заключения: Дёница.

Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.

Трибунал признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии. Нацистский кабинет министров, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта (OKW) преступными организациями признаны не были.

Советский судья И. Т. Никитченко: Я имею особое мнение, я возражаю против оправдания Фриче, Папена и Шахта, непризнания германского кабинета министров, Генштаба и ОКВ преступными организациями, а также пожизненного заключения (а не смертной казни) для Рудольфа Гесса.

Судьи минуту посовещались и решили не удовлетворять предложение советского судьи.

Лоуренс Д. Ж., председатель суда: Суд предлагает использовать свое право на последнее слово.

(слайд 25 -26) Альберта Шпеера, осужденный на 20 лет (речь на немецком языке): «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной. В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Возникает также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я жил, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах. Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

Меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.»

Инсценированный суд садится на свои места в классе.

Ведущий: (слайд 27) Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в спортзале Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни (существует предположение, что капсулу с ядом ему передала жена во время последнего свидания при поцелуе). Приговор в исполнение приводили американские солдаты - профессиональный палач Джон Вудз и доброволец Джозеф Малта

После казни последнего осуждённого (Зейса-Инкварта) в зал внесли носилки с телом Геринга, (слайд 28) чтобы он занял символическое место под виселицей, а также чтобы журналисты убедились в его смерти (фото на экране).




3. Зачем это надо знать и помнить ?

Учитель : (слайд 29) Никто не забыт и ничто не забыто. Люди должны помнить тех, кто стали жертвами геноцида, кто подвергся издевательствам на «фабриках смерти». Зажигаются свечи и учитель просит встать, чтобы почтить минутой молчания всех погибших. (слайд 30)

Учитель: Как вы думаете зачем это знать и помнить ? (ответы учеников: чтобы проявит человеческое отношение к мертвым и живым, чтобы не повторялось подобное , чтобы в сознании людей укоренилась мысль о том, что все спорные вопросы надо решать цивилизованным путем, а не с позиции «кто сильнее – тот и прав».)

На экране показ докум. Фильма о Бислане. (слайд 31 - 35) Затем фото жерт в Домодедово янв.2011 г.

Учитель:Эти кадры из нашего недалекого прошлого еще раз подтверждают важность и актуальность темы сегодняшнего урока.


4.Контроль и самопроверка знаний ( цель – выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий).

(слайд 36) В средние века существовал такой общественный принцип "Короли подсудны только Богу". Проанализируйте это высказывание в контексте нашей темы урока, опровергните или аргументировано согласитесь с ним.

На эту письменную работу ученикам дается 5 мин. Затем некоторые эссе можно заслушать.

Вопрос классу: Какое значение имел Нюрнбергский процесс ?

(Ответы учащихся): Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма. В приговоре трибунала красной нитью прослеживается идея признания демократии как единственно гуманного политического режима.

(слайд 37) Учитель обращает внимание на слова на экране. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди» Б.Шоу. Эти слова являются главным гуманным выводом нашего мероприятия.

5.Подведение итогов мероприятия: (дать оценку успешности учащихся в подготовке к данному занятию и их работы на уроке).

Используемая литература:

        1. « Ни давности, ни забвения. По материалам Нюрнбергского процесса», М, 1983 г.

        2. «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками», Сб. материалов, т. 1-7, М.. 1957 г.

        3. Полторак А.И. «Нюрнбергский эпилог», 3 изд, М., 1983 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!