Внеклассное занятие по русскому языку, 3класс «Тайны русского языка»
Тема занятия: «Тайны русского языка»
Вид занятия: урок-игра.
Цели занятия:
- углублять знания обучающихся по русскому языку, развивать творческие способности детей.
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету «русский язык», воспитание любви к родному языку.
- формирование УУД:
Личностные УУД:
• развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общий результат команды.
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действия;
• взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности, адекватно воспринимать предложения учащихся и учителя.
Познавательные УУД:
• обобщать полученные знания,
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
• овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
• устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями ; медали и дипломы для поощрения. Паустовского: «Каждый русский должен знать и любить свой язык.»
Ход мероприятия:
Слайд 1.
«Каждый русский должен знать
и любить свой язык.»
К.Д.Паустовский.
Ведущий:
- Ребята, русский язык настолько красив и богат и вы в самом начале его изучения. Вам предстоит многому научиться, узнать и открыть тайны нашего родного русского языка.
Красив язык мой русский
И в радости и в грусти
Он каждый раз со мной.
Красив язык мой русский,
Как Родина родной!
- Сегодня «Тайны русского языка» будут открывать две команды: «Вопросительный знак», «Восклицательный знак». Слайд 2.
Представление команд:
1.Я — фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберётесь,
Без меня не обойдётесь.
(Вопросительный знак)
2.Узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный,
Веселый, добрый знак!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество(Восклицательный знак).
Доскажи словечко: Угадать слово, правильно записать на доске.
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я ….(тетрадь)
2. Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья
Кто же я?....(линейка)
3. Я с собой её ношу,
Не играю, а пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая ….(ручка)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ….(карандаш)
5. В узенькой коробке
Ручки, ластик, скрепки, кнопки.
Всё один в себя вобрал
Школьный маленький …(пенал)
6. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
Как тетрадка, невелик
Называюсь я …(дневник)
Учитель: Слайд 3. На широкую ногу (жить)
Знаете ли вы, что в 15 столетии в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута. Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.
-Чем в русском языке является выражение «Жить на широкую ногу»?
3. Объясни фразеологизмы. За каждый правильный ответ одно очко.
Слайд 4.
Во весь дух | близко |
Рукой подать | замолчать |
Прикусить язык | притворные сожаления, фальшивые |
Остаться у разбитого корыта | быстро |
Сломя голову | остаться ни с чем |
Крокодиловы слезы | |
4.Конкурс капитанов: Слайд 5. Доскажи словечко:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив. Как…
надут, как.
здоров, как…
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)
5. Конкурс болельщиков. «Весёлая переменка»:
Сценка – шутка
Учитель: Антонимы - это слова, противоположные по своему значению. Например, толстый - тонкий, плакать - смеяться, день - ночь. Петушков, приведи ты теперь свой пример.
Ученик Петушков: Кошка - собака.
Учитель: Причём тут «кошка - собака»?
Ученик Петушков: Ну как же? Они противоположные и часто дерутся между собой.
- Что такое антонимы?
Игра «Наоборот» для болельщиков.
Учитель:
- Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …(низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь…(близко)
- Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу
- Ну отвечай …(конец)
Физминутка:
В норку прячется енот
закрывает глаз и рот.
Он пугается мальчонки
и глядит во все сторонки,
осмотревшись вверх и вниз,
убежал он на карниз.
Посмотрев на все вокруг
он увидел – рядом друг!
6. Юмористическая викторина.
– В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп.)
– Сколько горошин может войти в стакан? (Сами войти не могут.)
– Может ли страус называть себя птицей? (Не может, т.к. не умеет разговаривать.)
– Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)
7. Напишите диктант
(Ребёнок пишет по одной строчке и передаёт листок следующему участнику).
Побеждает команда допустившая меньше всего ошибок.
Мы гурьбой бежим из класса,
впечатлений нынче масса:
кросс сегодня мы бежали,
в теннис мы потом играли,
изучали килограмм
и его частичку - грамм.
День рожденья был у Аллы -
съели мы конфет немало.
8. Ребусы: (ранец, пластилин)
Итог:
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в викторине отличился?
( определяется команда – победитель, награды)
Рефлексия.
- Что нового узнали на нашем занятии?
- Какие конкурсы были самыми трудными?
- А какие самыми занимательными?
- Вам было интересно?
- Что понравилось?
Ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед.