Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ярашъюская основная общеобразовательная школа
Сценарий внеклассного мероприятия по географии
«Путешествие вокруг света за 45 минут»
Составитель – учитель биологии, географии, химии
МОУ Ярашъюская основная общеобразовательная школа
Белякова Ольга Николаевна
пст. Ярашъю
2023 год
Внеклассное мероприятие по географии «Вокруг света за 45 минут» Игра предусмотрена для учащихся 7 классов
Цели: развитие познавательного интереса к предмету, обобщение и закрепление знаний по курсу географии материков и океанов. Задачи: образовательные: повторение, обобщение и закрепление знаний учащихся о материках и океанах развивающие: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, умения работать в группе воспитательные: прививать любовь к географии. Оборудование: настенная географическая карта мира, атласы географические, портреты великих путешественников, географов, контурные карты мира, карта острова сокровищ, маркеры, рисунки животных и растений Африки, картинки с ребусом, иглу, вигвамом. Время: 45 минут. Класс (или сборная группа учащихся) разбивается предварительно на две команды, каждая из которых придумывает себе название, девиз, эмблему. В жюри – старшеклассники, учителя.
1. Представление команд (название, девиз, флаг, экипировка). Ведущий: Здравствуйте. Позвольте представить вам команды отважных путешественников во главе с неустрашимыми капитанами. (Выступления команд). 2.Основной этап игры. Появляется ведущий – капитан Врунгель. В: Здравствуйте. Я – капитан Врунгель. Вы уже познакомились с командами отважных путешественников во главе с неустрашимыми капитанами. Сегодня мы отправляемся в далекое путешествие. Каждая команда получила карты, на которых штурманы должны отмечать маршрут путешествия. Времени нам выделили очень мало – всего 45 минут. Итак, отдать швартовы! Право руля! Выходим из пункта отправки, огибаем Скандинавский полуостров. Стоп! Что-то мешает нашему движению. Первый вопрос: почему легкие суда из Европы в Америку плыли 7 дней, а груженые из Америки в Европу – 5 дней? (Ответ команды оценивается баллом). (Северо-Атлантическое течение) В: На нашем пути мы встречаем духи великих путешественников прошлого. Это были великие люди, которых жажда приключений влекла в далекие края. И вот первый из них. Появляется дух путешественника (ученик в соответствующей экипировке) П: Летом 981 года, будучи выдворен с родины, я с ватагой норманов-храбрецов отправился в плавание. Мы увидели остров с густым зеленым ковром изо мха и трав на свободных ото льда землях и назвали остров «зеленой страной», хотя надо было назвать этот остров страной снегов и льдов. Мой сын, Лейв удачливый, за 5 веков до Колумба достиг Северной Америки, назвав ее «виноградной страной». Кто я, и какой остров мы открыли с друзьями ? (Эйрик Рыжий, Гренландия). В: Подписали на карте Гренландию. Плывем дальше. Огибаем берега Северной Америки. На берегу мы видим странные сооружения из снега. Неужели это баловались дети? Как вы думаете, что это? (Иглу – дом из снега). Плывем дальше. Опять странные сооружения из шкур, сверху увенчанные рогами. (Вигвам – постройки индейцев). Какую игру подарили миру индейцы? (футбол). В: Право руля. Плывем дальше. Мы попали в Флибустьерское море. Ни на одной из карт вы не найдете это название. Но это море существует, хотя его название звучит по-другому. Флибустьеры – корсары, пираты. Они были персонажами книг, кинофильмов и реальными личностями. Какое море считается пиратским? (Карибское). В: На острове Куба пираты спрятали клад. Сейчас вы получите карты-планы , и под моим чутким руководством попытаетесь обнаружить этот клад. Вооружитесь волшебной палочкой - красным фломастером. Итак, начали! Движемся на восток, огибаем озеро, движемся на северо-восток, доходим до края болота, переходим реку вброд, огибаем болото, движемся на север. В поселок не заходим, он остается по правую руку, проходим через фруктовый сад, лиственный лес, затем через вырубку. Напиваемся воды из колодца. Движемся на запад, спускаемся в овраг, переходим реку вброд, поднимаемся на холм. Дойдя до вершины холма, движемся на юг. Доходим до одиноко стоящего дерева. Под ним – клад. (Карты сдаются на проверку жюри). В: И опять мы встречаем дух великого путешественника. П: Я искал путь в богатую страну Индию. Испанская королева Изабелла предложила мне три каравеллы. В 1492 году после трех месяцев плавания нам встретились неизвестные земли. Я совершил четыре плавания к этим далеким берегам. За мои заслуги мне были пожалованы титул и богатства, но конец своей жизни я провел в кандалах. И после смерти мне не было покоя. Меня перезахоранивали четыре раза. За право считаться моей родиной спорят 15 городов и 12 наций. Кто я и что за новые земли открыл? (Х. Колумб, Америка). В: Доплыли до южной оконечности Южной Америки. Море выкинуло нам бутылки. Откройте их. Внутри вы найдете записки. Терпящие бедствие люди отправили бутылки с записками в море с просьбой о помощи. Найдите место бедствия по географическим координатам.
В: Двигаясь все дальше на юг, мы видим очертания неведомого материка. Вы угадаете его название, отгадав ребус.
В: Да, это Антарктида. Много сил было положено на освоение этого материка, много человеческих жизней. И одному из этих исследователей посвящены эти строки. Квадратный айсберг. Черная вода. И в черных фраках белые пингвины. Угрюмый бастион сверкающего льда. И к смерти уводящие равнины. И чудятся мне мачты кораблей, Охваченных преддерзостной надеждой - Пробиться сквозь тиски сверкающих полей К земле, сокрытой панцирной одеждой. Мерещится костлявая рука, Застывшая над стойким и суровым, Последним, ею не рожденным словом Последней записи скупого дневника. О ком это стихотворение? (Памяти Роберта Скотта). В: Бр-р-р-р… Тут очень холодно. Лево руля. Движемся на север. На нашем пути встречается очень интересный материк. Меня попросили отобрать для зоопарка в России африканских животных и парочку африканских растений. Но я запутался, и прошу вашей помощи. (баобаб, страус, слон, окапи, носорог, кистеухие свиньи, нектарница, антилопа гну, пальма, зебра и др.). В: И вот в глубине экваториального леса мы видим странные шалаши из листьев и веток. Сооружения невысокие. Может, их строили лесные гномы? ( Хижины пигмеев). В: В давние времена купцы, приезжавшие в Александрию (в Египет), рассказывали, что в один из дней солнце так высоко поднимается над горизонтом, что лучи его освещают дно самых глубоких колодцев. Назовите число, месяц, точное время. (Северный тропик, 22 июня, полдень). Право руля. Движемся на северо-восток. Встречаем землю, о которой Жак Паганель, герой романа «Дети капитана Гранта», мог бы сказать: Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле, лето, Там протекают реки без воды, (они в пустыне протекают где-то), Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненья. (Что это за земля, и о каких явлениях ее природы идет речь?) (Австралия; в южном полушарии; реки – крики; птицы – киви; яйцекладущие; собаки динго; бутылочные деревья; кролики подрывают мосты и дороги). В: И опять мы встречаем дух великого путешественника. П: Я участвовал в открытии и исследовании почти всех материков земного шара. Руководил тремя кругосветными экспедициями. Исследовал берега Австралии, открыл Большой Барьерный риф, Новую Зеландию, ряд других островов. Убит местными жителями на о. Гавайи. Про меня сложена песня Владимиром Высоцким. Как меня зовут? (Джеймс Кук) В: Плывем далее на север. Пересекаем очень интересную параллель. Финикийские мореплаватели, оказавшись на этой параллели, боялись странно ведущего себя светила. Оно находилось на небосводе не в той стороне и вело себя не так, как на их родине. Что это за параллель, как себя ведет солнце? (Экватор. Солнце над головой наблюдателя). В: Вот мы с вами и доплыли до материка Евразия. На нашем пути встречается дух вымышленного героя-путешественника. П: Я – индийский принц, получил отличное образование в Европе. Я – сын раджи, богатый человек, поэтому меня охотно принимали во всех европейских домах. Но я – патриот Индии. Я построил лодку «Наутилус» и на ней преодолел расстояние в 20.000 лье. Кто я ?(Капитан Немо) В: Мы решили немного погостить в Индии. Подзаправиться, отдохнуть. И опять встречаем дух путешественника. П: Я был решительным и смелым ходоком, тверским купцом. Осенью 1466 года я присоединился к каравану посла Ширванского ханства и, снарядив два корабля, отправился со своим товаром по Волге за Каспийское море. Много приключений было в пути. На караван напали разбойники и разграбили товар. Потом один из кораблей выбросило на берег, и купцы попали в плен. Но мне повезло: на корабле посла я добрался до Ширвана. Почти год я пробыл там, пока не выручил товарищей. По древнему караванному пути дошел до города Ормуза. Купил хорошего коня. И на большом судне поплыл через Аравийское море в Индию. Через 6 недель высадился в городе Чауле и 3 года путешествовал по Индии. Как меня зовут; по каким 3 морям я путешествовал? ( Афанасий Никитин; Черное, Аравийское, Каспийское) В: Плывем прямо на север. Проплываем пролив между Азией и Америкой. Он назван в честь командора Витуса Беринга, но на самом деле его открыл и первым проплыл с товарищем другой русский путешественник. Как звали отважного первопроходца и его товарища? (Семен Дежнев и Федот Попов) В: Проплываем суровые моря Северного Ледовитого океана. Одно из них названо в честь братьев - участников Великой северной экспедиции. Как их звали ? (Дмитрий и Харитон Лаптевы) В: Вот мы и вернулись в пункт отправки, откуда начинали свое путешествие. На радостях мы отправились подкрепиться в ближайшую харчевню. Два моряка – старый и молодой – пытались переврать друг друга. Послушайте их разговор и укажите, о чем они приврали. М. старый: В стране, где струится извилистый Нил, Я с верной собакой по джунглям ходил. Мы шли осторожно по следу сайги, По следу трехпалой бизоньей ноги. Я в книге природы свободно читал: Вот здесь аллигатор в траве проползал, Здесь эму топтался у самой воды. ( На берегах Нила нет джунглей; сайга водится в Азии; бизон – животное парнокопытное; аллигатор обитает в Южной Америке, эму – в Австралии). М. молодой: Карамба! (В: младший отвечал) Рассказ твой всем хорош, Но от начала до конца он весь сплошная ложь! Вот я видал на ветках рыб, А под водой зверей, Я видел разноцветных птиц не больше ос лесных. Паук величиною с мышь охотился на них. Ловил я белых медвежат вдали от всех морей, Шестиголовых лягушат держал в руке своей. В: Теперь скажите, кто из них неправду рассказал? Определите, кто и где и сколько раз солгал? (рыба-прыгун, влезающая на деревья; животное, дышащее под водой; колибри меньше ос; паук-птицеед; сухопутные белые медведи в Гималаях; шестиголовых лягушат вывели в лабораториях зоологи).
Дополнительные задания (на случай ничьей или при избытке времени) 1. Кто впервые совершил кругосветное путешествие (Фернан Магеллан) 2. Его прозвали вторым Колумбом за достижения в исследовании Ю. и Ц. Америки. В его честь названы хребет в Центральной Азии, Сев. Америке, горы, реки, озера, ледник в Гренландии, несколько городов (А. Гумбольдт) 3. Прообразом этого героя послужил английский моряк, который после кораблекрушения прожил на острове 4 года, забыл человеческую речь. Когда его привезли в Англию, он не смог жить в доме, носить одежду. Вырыл грот у дома и жил там. Наш герой прожил на необитаемом острове 28 лет, 4 месяца и 2 дня. В конце жизни на острове у него появился друг. Как звали героя и его друга? (Робинзон Крузо и Пятница) 4. Назовите корабль, на котором было совершено несколько экспедиций. (Это «Фрам» - корабль Фритьофа Нансена. Первая экспедиция – под руководством Нансена; затем О.Свердрупа – 1893-1896 гг; в 1898-1902 – О. Свердруп (2 эксп.); в 1910-1912гг Руаль Амундсен плавал в Антарктику. «Фрам» установлен в Осло в музее).
Аннотация
к работе Данная разработка включает методический материал, направленный: развитие познавательного интереса к географии, обобщение и закрепление знаний по курсу географии материков и океанов. Материал изложен в доступной форме с вариативным использованием большого количества наглядного материала – карт, фотографий, рисунков, иллюстраций. Чередование различных форм деятельности, включение игровых моментов способствует поддержанию активности детей на всем протяжении игры, развитию интереса детей к географии. Автор использовал в работе опыт проведения предметных недель по естествознанию, опыт преподавания предметов «биология, «география»», ведения различных кружков. Основным видом деятельности, методом познания окружающего мира детьми является игра. Поэтому именно выбор игровых форм деятельности является самым оптимальным при вовлечении детей во внеурочную работу по предмету.