ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для школы - интерната составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Коррекционная направленность курса.
Перед курсом информатика в школе глухих и слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе информационного материала.
На уроках информатики реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок). Развивается разговорная и связная речь глухих и слабослышащих учащихся и воспитывается речевое поведение, что заключается в:
-формировании речевой активности;
-желании и умении вступать в контракт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи.
Cодержание учебного предмета
Программа «Информатика и ИКТ» для 6 класса на базовом уровне рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
В результате освоения курса информатики в 6 классе учащиеся получат представление:
По теме 1: Объекты окружающего мира.
Аналитическая деятельность:
- анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
- выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов н классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
- изменять свойства панели задач;
- узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
- упорядочивать информацию в личной папке;
По теме 2: Компьютерные объекты.
Аналитическая деятельность:
- выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
- анализировать устройства компьютера, с токи зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
- определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютере;
Практическая деятельность:
- открывать и закрывать папки – файлы и вложенные папки;
- упорядочивать содержимое папки;
- определять свойства объектов файловой системы;
Тема 3: Отношения объектов и их множеств.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: отношение, отношение “является элементом множества”, отношение “входит в состав”,
схема отношения, схема состава, круги Эйлера
Практическая деятельность:
- использовать возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов
Тема 4: Разновидности объектов и их классификация.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями:
“отношение является разновидностью”, схема разновидностей, классификация.
Практическая деятельность:
- повторять возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов.
Тема 5: Системы объектов.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: системный подход, система, структура,
системный эффект, входы и выходы системы, “черный ящик”.
Практическая деятельность:
- использовать графические возможности текстового процессора.
Тема 6: Персональный компьютер как система.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: текст, текстовый документ, текстовый редактор.
Практическая деятельность:
- использовать графические возможности текстового процессора.
Тема 7: Как мы познаём окружающий мир.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: знания, чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.
Мышление: понятие, суждение, умозаключение.
Практическая деятельность:
Тема 8: Понятие как форма мышления.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, определение понятия.
Практическая деятельность:
- уметь конструировать и исследовать графические объекты.
Тема 9: Информационное моделирование.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: объект оригинал, модель, моделирование, натурная модель, информационная модель.
Практическая деятельность:
- уметь создавать графические модели.
Тема 10: Знаковые информационные модели.
Аналитическая деятельность:
Овладеть основными понятиями: словесное описание, художественное описание, научное описание.
Практическая деятельность:
- уметь создавать словесные модели, многоуровневые списки.
Тема 11: Табличные информационные модели.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: таблица типа «объекты-свойства».
Практическая деятельность:
- уметь создавать табличные модели
- создавать вычислительные таблицы в текстовом процессоре.
Тема 12: Графики и диаграммы.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: график, диаграмма, круговая диаграмма. Лепестковая диаграмма.
Практическая деятельность:
- уметь создавать информационные модели – диаграммы и графики.
Тема 13: Схемы.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: схема, граф, дерево.
Практическая деятельность:
- уметь создавать информационные модели – схемы, графы, деревья.
Тема 14: Что такое алгоритм.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: задача, последовательность действий, алгоритм.
Практическая деятельность:
- уметь приводить примеры алгоритмов.
Тема 15: Исполнители вокруг нас.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: исполнитель, формальный исполнитель, система команд исполнителя, автоматизация.
Практическая деятельность:
- уметь приводить примеры исполнителей
Тема 16: Формы и записи алгоритмов.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: блок-схема, программа.
Практическая деятельность:
- знать какие геометрические фигуры используются в блок-схеме, каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок-схеме.
Тема 17: Типы алгоритмов.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями.
Практическая деятельность:
- уметь создавать линейную программу, создавать презентацию с гиперссылками, создавать циклическую презентацию.
Тема 18: Управление исполнителем Чертежник.
Аналитическая деятельность:
- Овладеть основными понятиями: исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм. Практическая деятельность: - составлять алгоритмы рисования изображенных фигур, разрабатывать вспомогательные алгоритмы рисования.
Компьютерный практикум
Практическая работа: «Работаем с основными объектами операционной системы»
Практическая работа: «Работаем с объектами файловой системы»
Практическая работа: «Повторяем возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов».
Практическая работа: «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов”.
Практическая работа: “Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора”.
Контрольная работа №1: «Текстовый процессор – инструмент создания текстовых объектов»
Практическая работа: «Создаём компьютерные документы»
Практическая работа «Редактируем текст»
Практическая работа: «Конструируем и исследуем графические объекты»
Практическая работа: «Конструируем и исследуем графические объекты»
Практическая работа: «Создаём графические модели»
Практическая работа: «Создаём словесные модели»
Практическая работа: «Создаем многоуровневые списки»
Контрольная работа№2: «Создание списка»
Практическая работа: «Строим диаграммы»
Практическая работа: «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа: «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»
Практическая работа: «Создаём информационные модели – схемы»
Практическая работа: «Создаём информационные модели – графы»
Практическая работа: «Создаём информационные модели – графы и деревья»
Практическая работа: «Создаём линейную презентацию».
Практическая работа: «Создаём циклическую презентацию».
Практическая работа: «Выполняем итоговый проект»
Контрольная работа №3: «Управление исполнителем Чертёжник»
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 6 класса
Литература
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
№ | Тема урока | К/ч | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Речевой материал, предъявляемый на слух | Дата проведения |
1-2 | Инструктаж по ТБ. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов. Компьютер – универсальная машина для обработки с информации. | 1 | Ознакомиться с учебником. Овладеть основными понятиями: объект, множество, общее имя, единичное имя, собственное имя, свойства объектов, действия объекта, поведение объекта, состояние объекта. | Уметь анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять | Текущий контроль, опрос, работа с РТ. | Информатика, информация, объект, имя и свойства объект | |
3 | Компьютерные объекты. Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа: «Работаем с основными объектами операционной системы» | 2 | Овладеть основными понятиями: файл, имя файла, папка, размер файла. | Знать правила составления имени файла Уметь определять тип файла по расширению, узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; упорядочивать информацию в личной папке | Текущий контроль, опрос, работа с РТ | файл, имя файла, папка, размер файла. | |
4 | Объекты операционной системы. Практическая работа: «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | Овладеть основными понятиями: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | Уметь узнавать объекты операционной системы работать с основными объектами операционной системы Знать соотношение между различными единицами измерения информации Уметь вычислять информационный объем текстового сообщения | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Единицы измерения информации бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Информационный объем, | |
5 | Объекты операционной системы. ОБЖ: «Правила дорожного движения» | 1 | Овладеть основными понятиями: бит, байт, килобайт, мегабайт. | Текущий контроль. Опрос. Работа с рабочей тетрадью | |
6 | Отношение объектов и их множеств. Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Практическая работа: «Повторяем возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов». | 1 | Овладеть основными понятиями: отношение, отношение “является элементом множества”, отношение “входит в состав”, схема отношения, схема состава. | Уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; Уметь использовать графический редактор для создания графических объектов | Текущий контроль. Тестирование, работа на компьютере | Отношение объектов, отношение множеств | |
7 | Отношение объектов и их множеств. Разнообразие отношений. Отношения между множествами. ОБЖ: «Правила оказания первой помощи при ранениях» | 1 | Овладеть основными понятиями: отношение, отношение “является элементом множества”, отношение “входит в состав”, схема отношения, схема состава, круги Эйлера | Уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; Уметь использовать графический редактор для создания графических объектов | Текущий контроль, работа с РТ | круги Эйлера | |
8 | Разновидности объектов и их классификация. Отношение является разновидностью. Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа: «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов”. | 1 | Овладеть основными понятиями: “отношение является разновидностью”, схема разновидностей, классификация. | Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации Уметь проводить классификацию компьютерных объектов Создавать текстовые объекты в текстовом редакторе | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Классификация, компьютерные объекты | |
9 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Практическая работа: “Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора”. ОБЖ: «Правила поведения на каникулах» | 1 | Овладеть основными понятиями: системный подход, система, структура, системный эффект, входы и выходы системы | Уметь делить на состав и структуру Системы, приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем, Уметь использовать текстового процессор для создания документов Уметь рассматривать окружающую среду – как систему умение использовать текстового процессор для создания графических объектов | Текущий контроль, работа с РТ | Структура системы, системный эффект | |
10. | Контрольная работа №1: «Текстовый процессор – инструмент создания текстовых объектов» | 1 | | | Проверка ЗУН, работа по карточкам | | |
11. | Персональный компьютер как система. Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс. | 1 | Овладеть основными понятиями: интерфейс, пользовательский интерфейс. | Уметь рассматривать персональный компьютер – как систему умение использовать текстового процессор для создания графических объектов | Текущий контроль. Работа с РТ. | Компьютер, интерфейс, операционная система, папки, значки, ярлыки | |
12. | Как мы познаем окружающий мир. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление Практическая работа: «Создаём компьютерные документы» | 1 | Овладеть основными понятиями: знания, чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Мышление: понятие, суждение, умозаключение. | Понимать какое сообщение является информационным. Приводить примеры информационных и неинформационных сообщений. Приводить примеры фактов и правил из различных областей знаний. Знать способы чувственного познания окружающего мира. Перечислять органы, принимающие сигналы из внешнего мира. | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Информация, Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление | |
13. | Компьютер -основной инструмент подготовки. Практическая работа «Редактируем текст» ОБЖ: «Пожарная безопасность» | 1 | Овладеть основными понятиями: текст, текстовый документ, текстовый редактор. | Уметь создавать, форматировать, редактировать документ, изменять шрифт, размер | Текущий контроль, работа с РТ | Форматирование Редактирование Шрифт, размер, курсивный, полужирный, подчеркнутый | |
14. | Понятие как форма мышления. Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия. Практическая работа: «Конструируем и исследуем графические объекты» | 1 | Овладеть основными понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, определение понятия. | Знать основные логические приемы формирования понятий. Интуитивно применять приёмы при решении логических задач | Тестовый контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Форма мышления, определения понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении | |
15. | Понятие как форма мышления. Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия. Практическая работа: «Конструируем и исследуем графические объекты» | 1 | Овладеть основными понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, определение понятия. | Иметь представление о понятии и форме мышления. Уметь описывать объект через его признаки. Знать различие реального объекта и понятия. Приводить примеры понятий из повседневной жизни | Текущий контроль, работа с РТ , работа на компьютере | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение Понятие- это форма мышления | |
16. | Информационное моделирование. Модели объектов и их назначение. Разработка информационных моделей. Практическая работа: «Cоздаём графические модели» | 1 | Овладеть основными понятиями: объект оригинал, модель, моделирование, натурная модель, информационная модель. | Иметь представление о модели объектов и их назначении. Иметь представление о информационных моделях. Уметь различать натурные и информационные | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | Модель, оригинал, моделирование. Натурная модель, информационная модель Понятие- это форма мышления | |
17. | Знаковые информационные модели. Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Практическая работа: «Создаём словесные модели» | 1 | Овладеть основными понятиями: словесное описание, художественное описание, научное описание. | Иметь представление о знаковых и словесных информационных моделях. Уметь создавать словесные модели | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | Описание, словесное, художественное, научное | |
18. | Математические модели. Практическая работа: «Создаем многоуровневые списки» ОБЖ: «По тонкому льду» | 1 | Повторить и закрепить знания по основным понятиям: словесное описание, художественное описание, научное описание, математическая модель. | Иметь представление о простейших Математических моделях Уметь создавать многоуровневые списки | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Математические модели | |
19. | Контрольная работа№2: «Создание списка» | 1 | - | - | Проверка ЗУН | - | |
20. | Табличные информационные модели. Правила оформления таблицы. Таблица типа “объекты - свойства” (ОС) Практическая работа: «Строим диаграммы» | 1 | Овладеть основными понятиями: таблица типа «объекты-свойства”. | Иметь представление: о табличных информационных моделях; о структуре и правилах оформления таблиц. | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Таблица, строки, столбцы, ячейка, адрес ячейки | |
21. | Таблица типа “объекты-объекты-один” (ООО). Практическая работа: «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре». | 1 | Выполнить предложенные задания. | Уметь решать логические задачи используя таблицы. Уметь создавать вычислительные таблицы. | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Таблица, строки, столбцы, ячейка, адрес ячейки, диапазон | |
22. | Графики и диаграммы. Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа: «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» | 1 | Овладеть основными понятиями: график, диаграмма, круговая диаграмма. Лепестковая диаграмма. | Уметь создавать графики и диаграммы. Иметь представление о наглядном представлении о соотношения величин. | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | График, диаграмма, круговая, лепестковая, гистограмма, столбчатая | |
23. | Схемы. Многообразие схем. Практическая работа: «Cоздаем информационные модели – схемы» ОБЖ: «Огонь – ошибок не прощает» | 1 | Овладеть основными понятиями: схема. | Иметь представление о многообразии схем и сферах их применения. Уметь создавать информационные модели – схемы, графы, деревья. | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | Схема | |
24. | Информационные модели на графах. Практическая работа: «Cоздаем информационные модели – графы» | 1 | Овладеть основными понятиями: граф. | Иметь представление о информационных моделях на графах. Уметь создавать информационные модели – схемы, графы, деревья | Тестовый контроль, работа с РТ, на компьютере | Граф, информационные модели | |
25. | Использование графов при решении задач. Практическая работа: «Cоздаем информационные модели – графы и деревья» | 1 | Овладеть основными понятиями: граф. | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере Решение задач по теме: Использование графов при решении задач. | Граф, информационные модели | |
26. | Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм. | 1 | Овладеть основными понятиями: задача, последовательность действий, алгоритм. | Уметь приводить примеры алгоритмов, применяемых в учебной деятельности и в быту | Текущий контроль, работа с РТ | Алгоритм, последовательность действий, шаг алгоритма | |
27. | Исполнители вокруг нас. Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. | 1 | Овладеть основными понятиями: исполнитель, формальный исполнитель, система команд исполнителя, автоматизация. | Понимать роль человека и компьютера при составлении и исполнении алгоритма | Текущий контроль, Работа с РТ | Исполнитель, СКИ- система команд исполнителя, автоматизация, Алгоритм, последовательность действий, шаг алгоритма | |
28. | Формы записи алгоритмов. ОБЖ: «Правила поведения на каникулах» | 1 | Овладеть основными понятиями: блок-схема, программа. | Уметь записывать алгоритм используя различные его формы записи | Текущий контроль, работа с РТ | Формы записи алгоритма, блок-схема, программа | |
29. | Типы алгоритмов. Линейный алгоритм. Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа: «Создаём линейную презентацию». | 1 | Овладеть основными понятиями: линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями. | Управлять исполнителем. Уметь оценивать эффективность линейного алгоритма Уметь составлять алгоритм с ветвлением Уметь приводить примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов Уметь создавать линейную презентацию | Текущий контроль, работа с РТ | Алгоритм с ветвлением, линейный алгоритм | |
30. | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа: «Cоздаём циклическую презентацию». | 1 | Овладеть основными понятиями: алгоритмы с повторениями. | Уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме. Уметь составлять алгоритм с повторением Уметь приводить примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Уметь создавать циклическую презентацию | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | Алгоритм, алгоритм с повторением, цикл | |
31. | Управление исполнителем Чертёжник. Знакомимся с Чертёжником. Пример алгоритма управления Чертёжником. Практическая работа: «Выполняем итоговый проект». | 1 | Овладеть основными понятиями: исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм. | Уметь составлять алгоритмов для управления исполнителем Чертёжник | Текущий контроль, работа с РТ, на компьютере | Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм. | |
32. | Чертёжник учится, или использование вспомогательных алгоритмов. Цикл, повторить n раз. | 1 | Овладеть основными понятиями: исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, основной алгоритм, цикл n раз. | Уметь использовать вспомогательные алгоритмы для управления исполнителем Чертёжник Уметь составлять алгоритмы с повторениями для управления исполнителем | Текущий контроль, работа с РТ, работа на компьютере | Цикл, повтори n раз | |
33. | Контрольная работа №3: «Управление исполнителем Чертёжник» | 1 | Показать требуемые знания: исполнитель Чертёжник, абсолютное смещение, основной алгоритм, цикл n раз. | | Контрольная работа: РТ | | |
34. | Повторение | 1 | Показать требуемые знания при выполнении проекта: по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем. | Уметь: анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем | Работаем над выполнением проекта: «Объект окружающего мира». | | |
35. | Итоговый урок. | 1 | - | - | Проверка ЗУН | | |