СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия по литературе для 8 класса по творчеству И.С.Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок по литературе в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия по литературе для 8 класса по творчеству И.С.Тургенева»

"Два типа певцов народных песен"

(по рассказу И.С. Тургенева "Певцы", урок внеклассного чтения)

Цель:

  • Раскрыть гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;

  • закрепить умение обучающихся в анализе текста;

  • обогатить словарный запас учащихся;

  • развивать культуру устной и письменной речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины “Певцы”.



Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока

II. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание, слово о писателе?)

Рассказ “Певцы” написан И.С.Тургеневым в 1850 г. Он входит в сборник «Записки охотника». Занимает одно из первых мест среди других рассказ по яркости данных в нем картин, по глубине психологической характеристики действующих лиц, по мастерству композиции и выразительности языка, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги русского читателя.

III.Словарная работа:

По словарю Ожегова:

Песня - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни, хоровые, плясовые …

Певцы – исполнители песен.

Талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Талантливый - обладающий талантом.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.



IV. Беседа по содержанию произведения.

  1. Почему рассказ называется «Певцы»? (речь идет об исполнителях народных песен Якове и рядчике)

  2. Определите центральную сцену рассказа.

Ответ: Соревнование между лучшими певцами в околотке: Якове Турке и рядчике перед завсегдатаями деревенского кабачка, слушателями и судьями.

  1. Описание рядчика из Жиздры (работа с текстом).

Рядчик из Жиздры выделяется среди завсегдатаев кабачка по своему социальному и материальному положению.

- Какую песню поет рядчик? (веселую, плясовую.)

- Какова его манера исполнения песни? Ответ: Искусный, уверенный в своем мастерстве человек.

“Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый”, – передает автор свои впечатления от песни рядчика.

Рядчик не сумел сохранить чувство меры, в его голосе было много искусственного, излишней игры.

«Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. “Играл и вилял этим голосом, как юлой”. “Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с уверенной улыбочкой промолвил рядчик, – я готов”.

  1. Описание Якова (работа с текстом).

Яков – рабочий – черпальщик с бумажной фабрики.

- Какую песню поет Яков? (грустную, заунывную)

- Какой характер носит исполнение песни Яковом?

(Чувство грусти и печали, медленный темп пения, отсутствия резких переходов, ясная и четкая фразировка текста.)

Вывод.

Перед нами, несомненно, два выдающихся талантливых представителя русского народа, исполнители народных песен, искренне и глубоко любящих это искусство и способных беспристрастно отнестись к оценке мастерства друг друга.

  1. Сравнительная таблица.


Рядчик

Яков Турка

Социальное положение

Материально обеспеченный человек.

Рабочий – черпальщик из бумажной фабрики.

Песня


Веселая плясовая

Грустная, заунывная

Манера исполнения

- Высокая техника исполнения

- Умение владеть голосом:

«играл и вилял голосом, как юлой»

- Медленный темп пения

- отсутствие резких переходов

- ясная четкая фразировка текста

- неподдельная глубинная страсть

- глубинная скорбь

Голос

- рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger»

- Высочайший фальцет

- Приятный, сладкий, немного сиплый голос.

- сладость – суть голоса

- многогранный, сильный, молодой,

- от голоса веяло родным, необозримо широким.

- сладость – один из оттенков голоса

- «русская, правдивая, горячая душа». - вызывает в памяти повествователя образ чайки на морском берегу.

Отношение к своему пению

- мастерски, объективно, без чувств и эмоций, со знанием дела - стремясь понравиться, «просто лез из кожи»;

- знал, перед какой публикой ему придется выступать

- старался показать все свое мастерство

- использовал сложные приемы, пел на очень высоких нотах, то резко падал вниз.

- Чувственно, эмоционально, вдохновенно,

- «лицо было бледно, как у мертвого» .

- сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью».

- Пение – счастье для Якова,

- он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.

Отношение слушателей

Посетители пели вместе с ним

- некоторое время хранят взволнованное молчание, их поразило пение

- «жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

- «странно подействовал этот звук на всех нас».

Вывод

Слушатели пели вместе с ним.



Он искусный певец.

Песня Якова объединяет всех посетителей кабака.

Истинный, вдохновенный артист своего дела.

Он талантливый певец.



  1. Зачитывается последний момент пения (отрывок из текста)



  • Что обеспечило победу Якова?

(Высокая талантливость певца, вкладывающего всю свою душу в любимое искусство.)

Вывод:

Искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа.

Искусность рядчика – поверхностное развлекательное пение, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.

Какое действие произвела песня Якова на его противника – рядчика из Жиздры?

Ответ: Рядчик сам признает себя побежденным.

“Ты… твоя… ты… выиграл”, – произнес он, наконец, с трудом и бросился вон из комнаты…”

- Что чувствуется в интонации побежденного?

(Уважение к своему более талантливому сотоварищу.)

В свете этих чувств умолкают мелкие чувства: горечь поражения в соревновании, оскорбленное самолюбие.

VII.Вывод:

Искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа.

Искусство рядчика – поверхностное развлекательное искусство, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.

Слушая Якова, рассказчик вспомнил когда-то виденную им картину: большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали”. Есть что-то, по-видимому, общее между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием той песни, которую пел Яков, если автор вспомнил эту картину. Состояние поющего Якова, ободряемого молчаливым и страстным участием слушателей, вызывает у автора сравнение певца с пловцом, поднимаемым волнами. “…От каждого звука его голоса, – пишет автор, – веяло чем-то родным и необозримо широким. Словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались в глазах слезы…”

1. Что показал И.С.Тургенев в образах соревнующихся певцов?

Высокую музыкальную одаренность русского народа, способность к истинному вдохновенному искусству. Впервые она заявляет о себе в "Хоре и Калиныче" - поэтическом "зерне" "Записок охотника": поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале очерка "Малиновая вода" песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в "Певцах" "Не одна во поле дороженька пролегала" собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену - детишек из "Бежина луга". Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где "живет человек в довольстве и справедливости", зовет героев протяжная русская песня Якова: "Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным н необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль"

«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.

VШ. Домашнее задание.

Опишите слушателей, используя словесное рисование.

Назовите выразительные средства, которые вы использовали.