"Два типа певцов народных песен"
(по рассказу И.С. Тургенева "Певцы", урок внеклассного чтения)
Цель:
Раскрыть гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;
закрепить умение обучающихся в анализе текста;
обогатить словарный запас учащихся;
развивать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины “Певцы”.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели урока
II. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание, слово о писателе?)
Рассказ “Певцы” написан И.С.Тургеневым в 1850 г. Он входит в сборник «Записки охотника». Занимает одно из первых мест среди других рассказ по яркости данных в нем картин, по глубине психологической характеристики действующих лиц, по мастерству композиции и выразительности языка, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги русского читателя.
III.Словарная работа:
По словарю Ожегова:
Песня - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни, хоровые, плясовые … Певцы – исполнители песен. Талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. |
Талантливый - обладающий талантом. Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело. |
IV. Беседа по содержанию произведения.
Почему рассказ называется «Певцы»? (речь идет об исполнителях народных песен Якове и рядчике)
Определите центральную сцену рассказа.
Ответ: Соревнование между лучшими певцами в околотке: Якове Турке и рядчике перед завсегдатаями деревенского кабачка, слушателями и судьями.
Описание рядчика из Жиздры (работа с текстом).
Рядчик из Жиздры выделяется среди завсегдатаев кабачка по своему социальному и материальному положению.
- Какую песню поет рядчик? (веселую, плясовую.)
- Какова его манера исполнения песни? Ответ: Искусный, уверенный в своем мастерстве человек.
“Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый”, – передает автор свои впечатления от песни рядчика.
Рядчик не сумел сохранить чувство меры, в его голосе было много искусственного, излишней игры.
«Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. “Играл и вилял этим голосом, как юлой”. “Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с уверенной улыбочкой промолвил рядчик, – я готов”.
Описание Якова (работа с текстом).
Яков – рабочий – черпальщик с бумажной фабрики.
- Какую песню поет Яков? (грустную, заунывную)
- Какой характер носит исполнение песни Яковом?
(Чувство грусти и печали, медленный темп пения, отсутствия резких переходов, ясная и четкая фразировка текста.)
Вывод.
Перед нами, несомненно, два выдающихся талантливых представителя русского народа, исполнители народных песен, искренне и глубоко любящих это искусство и способных беспристрастно отнестись к оценке мастерства друг друга.
Сравнительная таблица.
| Рядчик | Яков Турка |
Социальное положение | Материально обеспеченный человек. | Рабочий – черпальщик из бумажной фабрики. |
Песня | Веселая плясовая | Грустная, заунывная |
Манера исполнения | - Высокая техника исполнения - Умение владеть голосом: «играл и вилял голосом, как юлой» | - Медленный темп пения - отсутствие резких переходов - ясная четкая фразировка текста - неподдельная глубинная страсть - глубинная скорбь |
Голос | - рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger» - Высочайший фальцет - Приятный, сладкий, немного сиплый голос. - сладость – суть голоса | - многогранный, сильный, молодой, - от голоса веяло родным, необозримо широким. - сладость – один из оттенков голоса - «русская, правдивая, горячая душа». - вызывает в памяти повествователя образ чайки на морском берегу. |
Отношение к своему пению | - мастерски, объективно, без чувств и эмоций, со знанием дела - стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; - знал, перед какой публикой ему придется выступать - старался показать все свое мастерство - использовал сложные приемы, пел на очень высоких нотах, то резко падал вниз. | - Чувственно, эмоционально, вдохновенно, - «лицо было бледно, как у мертвого» . - сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». - Пение – счастье для Якова, - он не стремится кому-то понравиться, он просто поет. |
Отношение слушателей | Посетители пели вместе с ним | - некоторое время хранят взволнованное молчание, их поразило пение - «жена целовальника плакала, припав грудью к окну». - «странно подействовал этот звук на всех нас». |
Вывод | Слушатели пели вместе с ним.
Он искусный певец. | Песня Якова объединяет всех посетителей кабака. Истинный, вдохновенный артист своего дела. Он талантливый певец. |
Зачитывается последний момент пения (отрывок из текста)
(Высокая талантливость певца, вкладывающего всю свою душу в любимое искусство.)
Вывод:
Искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа.
Искусность рядчика – поверхностное развлекательное пение, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.
Какое действие произвела песня Якова на его противника – рядчика из Жиздры?
Ответ: Рядчик сам признает себя побежденным.
“Ты… твоя… ты… выиграл”, – произнес он, наконец, с трудом и бросился вон из комнаты…”
- Что чувствуется в интонации побежденного?
(Уважение к своему более талантливому сотоварищу.)
В свете этих чувств умолкают мелкие чувства: горечь поражения в соревновании, оскорбленное самолюбие.
VII.Вывод:
Искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа.
Искусство рядчика – поверхностное развлекательное искусство, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.
Слушая Якова, рассказчик вспомнил когда-то виденную им картину: большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали”. Есть что-то, по-видимому, общее между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием той песни, которую пел Яков, если автор вспомнил эту картину. Состояние поющего Якова, ободряемого молчаливым и страстным участием слушателей, вызывает у автора сравнение певца с пловцом, поднимаемым волнами. “…От каждого звука его голоса, – пишет автор, – веяло чем-то родным и необозримо широким. Словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались в глазах слезы…”
1. Что показал И.С.Тургенев в образах соревнующихся певцов?
Высокую музыкальную одаренность русского народа, способность к истинному вдохновенному искусству. Впервые она заявляет о себе в "Хоре и Калиныче" - поэтическом "зерне" "Записок охотника": поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале очерка "Малиновая вода" песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в "Певцах" "Не одна во поле дороженька пролегала" собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену - детишек из "Бежина луга". Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где "живет человек в довольстве и справедливости", зовет героев протяжная русская песня Якова: "Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным н необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль"
«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.
VШ. Домашнее задание.
Опишите слушателей, используя словесное рисование.
Назовите выразительные средства, которые вы использовали.