СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия по теме: "Наши имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся отгадывали ребусы про свои имена, рассказывали о происхождении и значении своего имени, узнали у своих родителей, почему им дали такое имя. Узнали о ритуалах наречения на Руси, отгадывали загадки про имена, и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия»

Конспект внеклассного занятия по теме: "Наши имена"


Цель:

Создать условия для знакомства учащихся с происхождением имен; с начальными сведениями об именах.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с историей появления имен на земле, со значением их имен, с ритуалом имя наречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, коммуникативные навыки.

3) Воспитывать интерес к истории своего имени, позитивного отношения к своему имени и имени окружающих.

Форма проведения: классный час.

Подготовительная работа:

Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, сообщения учащихся


  1. Вступительное слово учителя.

Отгадайте загадку.

« И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у всех есть,

Чтобы его узнать -

Надо вслух назвать» (имя)

(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор?

Ну конечно же это - имя.


- У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

- Попробуем ответить на вопрос, что такое имя? (выбрать со слайда)

Имя это – личное название человека, даваемое при рождении.

Имя – собственное название каждого человека.

Имя – это слово, которым зовут, означают особь, личность. (В.Даль)

Действительно, подходят все высказывания. От кого мы получаем имя? (от родителей). Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие.

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

-Какой документ утверждает это право?

(Конвенция о правах ребёнка)

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

- Да, это так. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

-А где вашим родителям выдали ваши свидетельства о рождении?

(ЗАГС)


Для чего же люди стали давать друг другу имена? - Какую же роль играют имена в жизни людей?

(отличать друг друга, общение, связь с семьёй, с Родиной,).

-Нужны ли нам имена?

- Давайте представим, как бы вы обращались к другим людям, если бы не было имен?

(эй, ты, жестами, т. е. бестактно, грубо, некрасиво).


Ребята, давайте расскажем, как вас зовут. Но сделаем это не в обычной форме, а с помощью ребусов и загадок. Угадайте имя на слайде. Те, кого так зовут, встаньте и поздоровайтесь.


  1. Из истории имен

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку обладает определенной таинственной силой, которая может помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Как вы думаете, сколько имён на земле?(много)

И это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Древние русские имена были своеобразной характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода.


1.Наши предки носили имена- клички, взятые из названий животных, растений, вещей. Часто встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.


2. Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын- первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк, если долго ждали ребёнка - Ждан. Родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.


3.Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Пасечник, Ткач.


4. Имена давали по черте характера: Добр, Храбр, Молчан, Несмеяна.


5. Называли человека по его внешности: Мал, Рябой, Бел, Черныш.


6.Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена не значили, что ребенок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

НЕКРАС, НЕНАШ, НЕМИЛ, ДУРАК.


7.После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.


- Ребята, что вы знаете про имена?

(пришли к нам из разных языков, имеют значение)

- Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали?

(выбрать несколько человек, кто расскажет про свое имя)

(на доске сообщения учащихся про свое имя)



  1. Игровой момент

А теперь давайте поиграем и посоревнуемся. Команда девочек против команды мальчиков. Кто назовет больше имен. Мальчики называют женские имена, девочки - мужские.

Много интересных красивых имён существует на свете. У цветов тоже есть имена такие же как у людей. Например: Роза, Лилия, Вероника, Иван-да-Марья

Иван – да – Марья.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду: пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья

Вот легенда ещё об одном цветке Анютины глазки.

Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными». Вот такие пословицы и поговорки мы нашли с именами наших одноклассников.

Каждая Аленка хвалит свою буренку.

Наш Андрей никому не злодей.

Наговорил Егор с гору, да все не в пору.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Дмитрий да Борис за огород подрались

В людях Илья, а дома - порося.

Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках.

Каков Савва, такова ему и слава.


  1. Подведение итогов, рефлексия.

- Узнали вы что-нибудь новое про имена?

- А как надо относиться к своему имени?

(бережно, гордиться).

Имя- это мир человека, каждому приятно, когда его называют по имени. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережет его, старается сделать так, чтобы его имя произносилось с любовью, гордостью и достоинством.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.



В. Агапов

Дорожите именем своим


Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком , спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Сколько знает каждый сосчитайте!

Никого друзья не обижайте…

Дорожите именем своим!


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Что в имени тебе моём? Внеурочное занятие Разработала и провела: Классный руководитель 5 класса «Б» Ермошкина Лариса Юрьевна

Что в имени тебе моём?

Внеурочное занятие

Разработала и провела:

Классный руководитель 5 класса «Б»

Ермошкина Лариса Юрьевна

Что такое имя?

Что такое имя?

  • Имя это – личное название человека, даваемое при рождении.
  • Имя – собственное название каждого человека.
  • Имя – это слово, которым зовут, означают особь, личность. (В.Даль)
Угадай имя Алина

Угадай имя

Алина

Угадай имя Егор

Угадай имя

Егор

Угадай имя Валерия

Угадай имя

Валерия

Угадай имя Он не знает слово

Угадай имя

Он не знает слово "скука", Он игрушкам строит дом, Это мастер на все руки, Как зовут его? - 

Артём

Угадай имя Матвей

Угадай имя

Матвей

Угадай имя 1 = Л Милена

Угадай имя

1 = Л

Милена

Угадай имя Спела песню и частушку               Нам весёлая девчушка.                  На уроке пения             Отличилась... Ксения

Угадай имя

Спела песню и частушку              Нам весёлая девчушка.                 На уроке пения            Отличилась...

Ксения

Угадай имя Маша

Угадай имя

Маша

Угадай имя Юля

Угадай имя

Юля

Угадай имя 3 = Р Кирилл

Угадай имя

3 = Р

Кирилл

Угадай имя Ваня

Угадай имя

Ваня

Угадай имя Денис

Угадай имя

Денис

Угадай имя Роман

Угадай имя

Роман

Угадай имя Максим

Угадай имя

Максим

Угадай имя Ульяна

Угадай имя

Ульяна

Угадай имя Милана 1 4 3 2 5 6

Угадай имя

Милана

1 4 3 2 5 6

Угадай имя Никита

Угадай имя

Никита

Угадай имя 1 = Л Алексей

Угадай имя

1 = Л

Алексей

Угадай имя 1 = М Тимофей

Угадай имя

1 = М

Тимофей

Угадай имя 3 = М Софья

Угадай имя

3 = М

Софья

Угадай имя Краска есть и есть мелок - Буду красить потолок! Все жильцы в квартире Спасибо скажут... Ире

Угадай имя

Краска есть и есть мелок -

Буду красить потолок!

Все жильцы в квартире

Спасибо скажут...

Ире

Угадай имя На ходу решит задачу,      Съездит к бабушке на дачу,   В классе нет его мудрей –  Помогает всем...  Андрей

Угадай имя

На ходу решит задачу,     Съездит к бабушке на дачу,  В классе нет его мудрей – Помогает всем... 

Андрей

Угадай имя Мама красит, убирает,  Сын всегда ей помогает,  В ход пошли и кисть, и валик,  А зовут его как?  Славик

Угадай имя

Мама красит, убирает, Сын всегда ей помогает, В ход пошли и кисть, и валик, А зовут его как? 

Славик

Угадай имя Он справляется умело С каждым сложным, трудным делом, Он не любит бить баклуши, Как зовут его?   Илюша

Угадай имя

Он справляется умело

С каждым сложным, трудным делом,

Он не любит бить баклуши,

Как зовут его?  

Илюша

Ресурсы:

Ресурсы:

  • http://rebus1.com/
  • http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-pro-cheloveka/zagadki-pro-imena.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!