Конспект внеклассного занятия по теме: "Наши имена"
Цель:
Создать условия для знакомства учащихся с происхождением имен; с начальными сведениями об именах.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с историей появления имен на земле, со значением их имен, с ритуалом имя наречения на Руси.
2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, коммуникативные навыки.
3) Воспитывать интерес к истории своего имени, позитивного отношения к своему имени и имени окружающих.
Форма проведения: классный час.
Подготовительная работа:
Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, сообщения учащихся
Вступительное слово учителя.
Отгадайте загадку.
« И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у всех есть,
Чтобы его узнать -
Надо вслух назвать» (имя)
(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:
- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?
- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор?
Ну конечно же это - имя.
- У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
- Попробуем ответить на вопрос, что такое имя? (выбрать со слайда)
Имя это – личное название человека, даваемое при рождении.
Имя – собственное название каждого человека.
Имя – это слово, которым зовут, означают особь, личность. (В.Даль)
Действительно, подходят все высказывания. От кого мы получаем имя? (от родителей). Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие.
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
-Какой документ утверждает это право?
(Конвенция о правах ребёнка)
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
- Да, это так. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших родителей.
-А где вашим родителям выдали ваши свидетельства о рождении?
(ЗАГС)
Для чего же люди стали давать друг другу имена? - Какую же роль играют имена в жизни людей?
(отличать друг друга, общение, связь с семьёй, с Родиной,).
-Нужны ли нам имена?
- Давайте представим, как бы вы обращались к другим людям, если бы не было имен?
(эй, ты, жестами, т. е. бестактно, грубо, некрасиво).
Ребята, давайте расскажем, как вас зовут. Но сделаем это не в обычной форме, а с помощью ребусов и загадок. Угадайте имя на слайде. Те, кого так зовут, встаньте и поздоровайтесь.
Из истории имен
Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку обладает определенной таинственной силой, которая может помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Как вы думаете, сколько имён на земле?(много)
И это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.
Древние русские имена были своеобразной характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода.
1.Наши предки носили имена- клички, взятые из названий животных, растений, вещей. Часто встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.
2. Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын- первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк, если долго ждали ребёнка - Ждан. Родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.
3.Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Пасечник, Ткач.
4. Имена давали по черте характера: Добр, Храбр, Молчан, Несмеяна.
5. Называли человека по его внешности: Мал, Рябой, Бел, Черныш.
6.Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена не значили, что ребенок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.
НЕКРАС, НЕНАШ, НЕМИЛ, ДУРАК.
7.После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.
- Ребята, что вы знаете про имена?
(пришли к нам из разных языков, имеют значение)
- Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали?
(выбрать несколько человек, кто расскажет про свое имя)
(на доске сообщения учащихся про свое имя)
Игровой момент
А теперь давайте поиграем и посоревнуемся. Команда девочек против команды мальчиков. Кто назовет больше имен. Мальчики называют женские имена, девочки - мужские.
Много интересных красивых имён существует на свете. У цветов тоже есть имена такие же как у людей. Например: Роза, Лилия, Вероника, Иван-да-Марья
Иван – да – Марья.
Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду: пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья
Вот легенда ещё об одном цветке Анютины глазки.
Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными». Вот такие пословицы и поговорки мы нашли с именами наших одноклассников.
Каждая Аленка хвалит свою буренку.
Наш Андрей никому не злодей.
Наговорил Егор с гору, да все не в пору.
Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Дмитрий да Борис за огород подрались
В людях Илья, а дома - порося.
Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках.
Каков Савва, такова ему и слава.
Подведение итогов, рефлексия.
- Узнали вы что-нибудь новое про имена?
- А как надо относиться к своему имени?
(бережно, гордиться).
Имя- это мир человека, каждому приятно, когда его называют по имени. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережет его, старается сделать так, чтобы его имя произносилось с любовью, гордостью и достоинством.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
В. Агапов
Дорожите именем своим
Дорожите именем своим
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имен
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечерком и утречком , спросонок
Слушайте их звонкий перезвон:
Света, Миша, Машенька, Максим…
Сколько знает каждый сосчитайте!
Никого друзья не обижайте…
Дорожите именем своим!