СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеучебного воспитательного мероприятия для студентов-бакалавров на тему: «Жизненные ценности».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного мероприятия обусловлена тем, что ценности и ценностные ориентации – неотъемлемая часть жизни и культуры отдельной личности и всего общества. Из-за происходящих социальных изменений, связанных с развитием общества, наблюдается кризис ценностной системы. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду, ведет к девиантному поведению, социальной пассивности и состоянию аномии. Мероприятие помогает понять студентам первого курса факультета психологии, что ценности – как нечто особо значимое для отдельной личности и общества, что определяет его убеждения и служит объяснением и мотивацией его поступков. Важно иметь четкую систему ценностей и ценностных ориентаций, ведь ценности определяют цели и, главное, способы и средства их достижения. Все это будет формировать культуру всего общества. А если четкого представления о ценностях не будет, то и культуру сложно будет назвать культурой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеучебного воспитательного мероприятия для студентов-бакалавров на тему: «Жизненные ценности».»

Воспитательное мероприятие для студентов-бакалавров на тему «Жизненные ценности».

Актуальность данного мероприятия обусловлена тем, что ценности и ценностные ориентации – неотъемлемая часть жизни и культуры отдельной личности и всего общества. Из-за происходящих социальных изменений, связанных с развитием общества, наблюдается кризис ценностной системы. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду, ведет к девиантному поведению, социальной пассивности и состоянию аномии. Мероприятие помогает понять студентам первого курса факультета психологии, что ценности – как нечто особо значимое для отдельной личности и общества, что определяет его убеждения и служит объяснением и мотивацией его поступков. Важно иметь четкую систему ценностей и ценностных ориентаций, ведь ценности определяют цели и, главное, способы и средства их достижения. Все это будет формировать культуру всего общества. А если четкого представления о ценностях не будет, то и культуру сложно будет назвать культурой.

Цель мероприятия: помочь обучающимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей.

Задачи мероприятия:

- формировать представления об общечеловеческих ценностях;

- развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности;

- побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию.

Продолжительность мероприятия: 90 минут.

Форма воспитательного мероприятия: беседа с элементами тренинга.

Место проведения: учебная аудитория.

Контингент участников: студенты-бакалавры первого курса факультета психологии, юношеский возраст от 19 до 23 лет, общее количество обучающихся 21 человек.

Подготовка воспитательного мероприятия (необходимое оборудование): ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация по теме мероприятия «Жизненные ценности», листы формата А4 – 21 шт., ручки.

Этапы предварительной подготовки: Ответственный за подготовку воспитательного мероприятия педагог-психолог Киселева Т.Г., помощники в подготовке хода мероприятия – студенты-бакалавры первого курса факультета психологии.

Предполагаемый результат: Помочь молодому поколению понять, что представляют собой общечеловеческие ценности. Дать представление о нравственных ценностях. Сформировать умение различать истинные и мнимые ценности, а также сформировать доброжелательные, уважительные межличностные отношения в группе. Научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим. Сформировать оптимистический образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.

План мероприятия:

  • Организационный момент.

  • Знакомство с темой, целью и задачами мероприятия.

  • Вступительное слово студента-магистранта.

  • Беседа по теме мероприятия «Жизненные ценности».

  • Работа над стихотворением «Жизнь».

  • Чтение притчи о мудреце.

  • Упражнение «К чему вы стремитесь в жизни».

  • Анализ ситуаций.

  • Творческое задание. Составление синквейна на тему «Ценность».

  • Подведение итогов.

Сценарий воспитательного мероприятия

Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой (4 минуты).

Знакомство с темой, целью и задачами мероприятия (1 минута).

Вступительное слово педагога-психолога (5 минут): Данное воспитательное мероприятие называется «Жизненные ценности». Хотелось бы, чтобы сегодня мы задались вопросом: «Что же такое жизненные ценности?», задумались: «А какие у меня жизненные ценности? Что мне помогает не просто проживать жизнь, а проживать жизнь достойную? Зачитывает стихотворение русского поэта С. Острового:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Беседа по теме «Жизненные ценности» (20 минут).

Педагог-психолог:

- Как вы думаете о чем данное стихотворение? (Ответы студентов). Да, вы правы, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.

- Что же помогает нам сделать выбор? (Ответы студентов). Конечно, наш характер и наше мировоззрение, которое, в свою очередь, и складывается из наших с вами жизненных ценностей.

- Давайте подумаем что такое человеческие ценности? Что может ценить человек? (Ответы студентов). Студент-магистрант обобщает сказанное студентами и приводит следующую познавательную информацию. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. В обществе вырабатываются различные представления о ценностях – добре, справедливости, свободе, но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие). У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении?». Как утверждают зарубежные ученые Б.К. Кудышева, Г.И. Калиева, Д.Е. Серовайская: «Ценности – высшая значимость тех или иных объектов или отношений. Высшие духовные ценности: труд, добро, красота, честь, патриотизм, народная культура, мир на Земле, вера, свобода, достоинство, милосердие, творчество, справедливость, интеллектуальное развитие, истина, смысл жизни, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом. Базирующиеся на истине и красоте, добре и разуме, на миролюбии и гуманности, трудолюбии и единстве, мировоззренческие идеалы, моральные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности».

- Какие виды ценностей вы знаете? (Ответы студентов). Студент-магистрант дает следующую информацию под запись. Виды ценностей: Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям. Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление. Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье. Духовные – вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование. Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть. Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность. Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п. Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы. Культурные – искусство во всех своих проявлениях. Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям.

Педагог-психолог: Сейчас мы остановимся на понятиях «Материальные ценности» и «Духовно-нравственные ценности» и побеседуем. Попробуйте привести примеры материальных и духовно-нравственных ценностей. Подумайте какие ценности для вас считаются приоритетными? (Ответы студентов). Педагог-психолог обобщает сказанное студентами. Материальные ценности материальны, то есть они конкретны: машина, дом, деньги. Их можно потрогать. А такие духовные ценности, как совесть, искренность, доброту, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, познание нельзя потрогать рукой - они духовны. Итак, жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях, так как именно они делают нас людьми.

Работа над стихотворением «Жизнь – это…» (10 минут).

Педагог-психолог: Давайте подумаем над фразой: Что такое жизнь для меня? (Ответы студентов).  Можно было бы сказать, что жизнь – это дорога с движением в одну сторону или поезд, который никогда не возвращается обратно. Можно привести цитату русского философа М. Бахтина: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться…в этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками». В жизни много прекрасных вещей.

- За что вы любите жизнь? (Ответы студентов). Педагог-психолог обобщает сказанное студентами. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое.

Сейчас я хочу предложить вам прочитать стихотворение «Жизнь – это…», написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.

Студенты читают стихотворение и после прочтения обсуждают, делятся своими мыслями с педагогом-психологом и сверстниками.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

Чтение притчи о мудреце (10минут). Педагог-психолог предлагает обучающимся прочитать притчу и ответить в чем смысл данной притчи.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь, - обратился мудрец к ученикам, - я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное – лишь песок».

Упражнение «К чему вы стремитесь в жизни» (10 минут).

На интерактивной доске приведен список ценностей, студентам предлагается выбрать и записать на листе те ценности, которые наиболее значимы для них и к чему они стремятся в своей жизни: Хорошее образование, хорошая работа и карьера, счастливая семья, слава, деньги, богатство, дружба, достижения в искусстве, музыке, спорте, уважение и восхищение окружающих, наука как познание нового, хорошее здоровье, уверенность в себе и самоуважение, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, власть и положение, хороший дом, квартира, сохранение жизни и природы на земле, счастье близких людей, благополучие государства и т.д.

Беседа по упражнению:

- Каковы пять самых важных ценностей в твоем списке? (Ответы студентов).

- Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьешься? (Ответы студентов).

- Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей? (Ответы студентов).

Педагог-психолог: Сейчас предлагаю вам оценить некоторые жизненные ситуации и ответить на вопрос: Почему в данной ситуации человек поступает именно так? Что заставляет его делать это? Какие у этих людей жизненные ценности? (10 минут).

Ситуация 1: пожар, спасение людей.

Ситуация 2: школьники, провалившиеся под лед. Их спасает одноклассник и двое взрослых.

Ситуация 3: помощь пожилым людям.

Ситуация 4: спасение животных.

Беседа по вопросам:

- Достойны ли действия этих людей? (Ответы студентов).

- Какие чувства вы испытываете, глядя на действия этих людей? (Ответы студентов).

- Можем ли мы сказать, что жизнь этих людей достойна? (Ответы студентов).

- Как ценности влияют на жизнь людей, на их выбор? (Ответы студентов).

Творческое задание (15 минут). Студентам предлагается составить синквейн на тему «Ценность». Педагогом-психологом дается определение понятия «Синквейн». Озвучиваются правила написания «Синквейна». Приводится пример:

Ценность.

Обнаруженная, зафиксированная.

Хранится, показывается, оберегается.

Становится нужным объектом.

Понятие.

Подведение итогов (5 минут). Слово педагога-психолога: Ценности руководят нашими действиями. Человек, имеющий собственную систему ценностей, уважительно относится к жизненным ценностям других людей. Помните о выборе, который мы делаем, который определяет наши поступки. Делая свой выбор, задумайтесь о том, поступая так, а не иначе, мы руководствуемся собственными ценностями. Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!