Вводный Этап Основной этап Заключи- тельный | - Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие посвящено краеведению. Кто знает, что это такое? -Верно. Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать зашифрованное слово А кто мне может сказать, что такое «народные промыслы?» Мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Народные промыслы- это виды народного творчества, в которых прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Определение цели занятия. - Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к мастерам народного промысла Рязанского края. Наша экскурсия будет состоять из нескольких остановок. И первая наша встреча будет с мастерами росписи по дереву в г. Касимов. - Кто-нибудь был в городе Касимов? Что интересного вы там увидели? Касимовская роспись- родилась в 1974 г. В г. Касимов. В этом городе делают деревянную посуду, а мастера художники- её расписывают. В росписи используют масляные краски – красная,чёрная,а для нанесения деталей орнамента – коричневая,зелёная,золотистый крон. У Касимовских мастеров своя манера письма: они расписывают растительные узоры , изображая ягоды(клубника,смородина),травы. Сегодня я предлагаю вам побыть мастерами и выполнить работу в стиле Касимовской росписи, используя заготовки,которые лежат у вас на столе. - Молодцы, ребята, я вижу.что вы справились и у вас получились очень красивые работы! Кто хочет представить её и рассказать,какие особенности Касимовской росписи вы использовали при выполнении работы? Следующая наша остановка- г. Михайлов. Единственное в России разноцветное кружево издавна плетут в этом городе. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна. В нём нет цветочных и растительных узоров. Узор кружева строг и геометричен,содержит элементы символа солнца,воды. Изумительная жизнерадостность Михайловского кружева – в многоцветье красок: от скромных,сдержанных и строгих до ярких, веселёлых сочетаний красного и белого с синим, белого с жёлтым,красного и чёрного. Михайловским кружевом украшают полотенца, скатерти,салфетки, одежду. Для изготовления используют коклюшки. Предлагаю посмотреть видеофрагмент изготовления Михайловского кружева с помощью коклюшек. - Какие особенности плетения Михайловского кружева вам больше всего запомнились? - Какие цвета используются? -Какие элементы содержит Мих. Кружево? Последняя наша остановка – г. Скопин. Его нар.промысел – Скопинский гончарный худ промысел. Этот город произошёл от названия птицы- «Скопа». – Кто –нибудь видел как выглядит эта птица? Подумайте, а кто такие гончары? Гончар – это древнерусское название мастера, делающего посуду из глины. В городе Скопине , мастера гончарного промысла изготавливают неповторимые изделия из глины. Сначала промысел обеспечивал крестьян и горожан набором простой глиняной посуды :миски,кувшины,горшки и т.д. Затем мастера изображали различных сказочных персонажей: драконов,сказочных львов,птиц,рыб. Особенно любимым был образ легендарной птицы- Скопы. А сейчас мы с вами побудем в роли гончара и попробуем выполнить из пластилина кружку. Этапы лепки кружки у вас на парте. Вы можете воспользоваться ими,если у вас возникнут затруднения. - Молодцы,ребята, я вижу,что вы очень постарались! (выставка кружек) Следующая наша остановка – село Пощупово,Рыбновский район. Здесь родилась игрушка в семейной мастерской художников Ивановых. Все герои традиционно русские животные: - Кого вы видите на экране? коты,зайца,поросята,мышата. У каждого свой характер и свой наряд. Нередко они живут семьями и заняты воспитанием малышей. Поэтому пощуповскую игрушку называют семейной. Как и раньше,игрушка обжигается в русской печи. - Какая игрушка из выше перечисленных понравилась вам? Что необычного вам запомнилось? Видели ли вы в живую такую игрушку? Где? Наше путешествие подошло к концу. - Где мы с вами сегодня побывали? – О каких народных промыслах мы с вами узнали?- Какая игрушка считается семейной?– Какое кружево в мире является единственным цветным? - Спасибо за внимание, наше занятие окончено. | Краеведение – это изучение родного края, его природы, населения, материальной духовной культуры и быта. Учащиеся отгадывают ребус, зашифрованное слово «промысел» Высказывают свои предположения Учащиеся см на слайд презентации, прочит. Определение. Определяют цель занятия. Отвечают на вопросы См. видеоролик Учащиеся используя заготовки раскрашивают посуду в стиле Касимовской росписи. Представляют свои работы. см.видеоролик «изготовление михайловского кружева» После просмотра видеофрагмента учащиеся отвечают на вопросы,закрепляют полученную информацию. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. См. на картинки с изображением глиняной посуды См. на картинки Отвечают на вопрос, см. изобр. Птицы Скопы. Выполняют лепку из пластилина «кружка»,используя раздаточный материал этапов. Учащиеся слушают информацию, см видео – сказочные герои ,пощуповские игрушки. Отвечают на вопросы учителя Учащиеся отвечают на вопросы учителя,подводят итоги занятия. | Слайд презентации Видеоролик Раздаточный материал Видеоролик Слайд презентации Видеоролик |