Конспект воспитательного мероприятия «Азбука юного гражданина»
Цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников, создание условий для формирования знаний о том, кто такой гражданин России и умений определять гражданские права и обязанности гражданина.
Задачи:
раскрытие содержания понятия «гражданин»;
формирование представления учащихся о основных правах и обязанностях граждан;
воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
Материалы и оборудование: презентация, раздаточный материал (конверты с заданиями), азбука «Азбуку юного гражданина» папка).
Форма проведения: беседа с элементами игры.
При входе в кабинет обучающиеся вытягивают карточки, тем самым распределяясь на 2 группы. Каждая группа получает 2 конверта с заданиями.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Михайловна. Сегодня мы поработаем вместе.
Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия предлагаю вам отгадать ребус.
Слайд 1
Молодцы, ребята. Это слово «ГРАЖДАНИН».
А знаете ли вы, кто такой гражданин? (ответы детей). А хотели бы вы узнать что-то ещё об этом понятии?
Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть суть этого понятия, познакомимся с правами и обязанностями человека, как гражданина России, а также попробуем составить «Азбуку юного гражданина». (демонстрация азбуки). Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия. Слайд 2.
Давайте познакомимся с определением слова «гражданин». Слайд 3.
Гражданин – это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. (Слайд 4)
Это и будет первым словом в нашей «Азбуке юного гражданина».
Каждый гражданин должен знать государственные символы своей страны. По символам можно узнать о какой стране идет речь.
А вы знаете символы своей страны? (ответы детей)
К символам нашей страны относятся герб, флаг и гимн.
Государственный флаг – один из символов государства, представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Слайд 5.
Государственный герб – один из символов государства представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический1 щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Слайд 6.
Государственный гимн – один из символов государства, представляет собой торжественную песню, принятую как символ государственного единства. Слайд 7.
Наша Азбука пополняется новыми определениями.
Гражданину важно знать не только символы своей страны, но законы, свои права и обязанности.
Закон - правило, соблюдение которого обязательно для всех. Слайд 8.
Конституция – это Основной Закон государства. Все другие законы, которые принимаются в государстве, все распоряжения Правительства и Президента не должны противоречить Конституции. Слайд 9.
Отправляем наши понятия в азбуку.
Теперь предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться на физминутку!
Скажите мне, пожалуйста, знакомы ли вы с таким понятием как «право»? что это такое? В каких ситуациях мы можем использовать данное определение? Посмотрим на слайд.
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Слайд 10.
Предлагаю открыть конверт с заданиями 1. Ваша задача определить, какие права являются верными, а какие нет. Работать будете в группе, не забывайте, что важно слушать мнение каждого участника работы и не ссориться.
Выслушаем ваши ответы. А теперь посмотрим на слайде правильный ответ. (обсуждение каждого права – ответы детей)
Права:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Слайд 11.
А что мы понимаем под «обязанностью»? для чего она нужна?
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Слайд 12.
Вот некоторые обязанности, которые вы, как ученики, должны выполнять в стенах школы. Обязанности:
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб. Слайд 13.
Можете ли вы что-нибудь добавить? (ответы детей)
Наша азбука пополнилась ещё несколькими определениями.
Давайте вспомним, что мы узнали на занятии. Для этого предлагаю вам разгадать кроссворд. Какое слово у нас получитось? Верно – гражданин! Я думаю, что каждый сегодня что-то запомнил для себя. Азбука с годами будет пополняться, так что открываем новые горизонты и знания.
Благодарю вас за хорошую работу и спасибо за внимание! Слайд 14.
1 Гера́льдика — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.
3