Тема: Экскурсия в школьную библиотеку (1 класс)
Цель: Знакомство с библиотекой, профессией библиотекаря, формирование интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, формулярами, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Кто из вас знает, как называется человек, который в библиотеке самый главный? (Ответы детей).
Библиотекарь: Правильно. Я как раз и есть библиотекарь, зовут меня Елена Петровна.
Воспитатель: Как зовут нашего библиотекаря?
Дети (хором) : Елена Петровна.
Библиотекарь: Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Воспитатель: Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Елена Петровна, напомните, пожалуйста, правила обращения с книгой:
· Библиотекарь:
1)Не рисовать, не писать ничего в книгах;
2) Не вырывать листы, не вырезать картинки;
3)Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
4)Не читать книги во время еды;
5) Пользоваться закладками;
6) Не класть карандаши и ручки между страницами.
Воспитатель: Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Елена Петровна подготовила для вас загадки, и вы должны их отгадать.
Библиотекарь:
Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется…
(Чебурашка).
(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:
Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие?
(«Муха-цокотуха»)
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.
Бабусю знает целый свет,
Ей отроду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Изба её на курьих ножках. (Кто это?)
И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
Высоко они летят. Далеко они глядят.
Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)
И последняя загадка:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)
Библиотекарь: Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки, заводит читательские формуляры.
Воспитатель: А теперь поблагодарим Елену Петровну за прекрасную экскурсию.
Дети: Спасибо!
Библиотекарь: Очень приятно было с вами познакомиться. А вы, ребята, почаще заходите, берите новые интересные книги, читайте с удовольствием!