МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»
План-конспект внеурочного занятия
«Я-курянин»
проведённого в 3 «Г» классе
учителем начальных классов
Винидиктовой Юлией Николаевной
Рыльск, 2020
Дата: 14. 01. 2020
Тема: «Освобождение Курска от немецко-фашистских захватчиков».
Цели: познакомить учащихся с героической историей г.Курска, вкладом его жителей в победу над врагом; командирами и полководцами , командовавшими операцией по освобождению города. Прививать чувства гордости и любви к родному городу.
Задачи: воспитание патриотических чувств у школьников, любви к своей Родине, гордости за свою страну, ее героическое прошлое, признательности погибшим, желания и готовности встать на защиту мира, на защиту Родины.
Планируемые результаты:
личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к своей истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; соотносить исторические события с датами, конкретную дату — с веком;
метапредметные:
познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;
коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.
Дидактическое оснащение: учебник М.И. Гладилиной «Я - курянин», запись песен «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), видеофильм «Освобождение Курска», мультимедийный проектор, ноутбук, экран, портрет И.Д.Черняховского, С.Н.Перекальского.
Ход занятия
I.Актуализация знаний.
Учитель: - Сегодня мы продолжаем изучать историю родного края. Как вы понимаете эти слова:
«Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания её истории своей, невозможно построить будущего».
Учитель выслушивает ответы детей.
II.Самоопределение к деятельности.
Звучит песня "Священная война" (постепенно громкость уменьшается и начинает учитель)
- Определите, о чем пойдет речь на занятии? (О Великой Отечественной войне).
-Сегодня мы у знаем о том, как был освобожден г.Курск в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего занятия: «Освобождение Курска от немецко-фашистских захватчиков» (Запись на доске).
III.Работа по теме занятия.
1.Рассказ учителя.
- 22 июня 1941 года размеренная и спокойная, мирная жизнь была прервана сообщением о вероломном нападении. Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза.
(Голос Левитана. Начало войны).
Вставай, страна огромная!
И поднялась страна.
Судьба Родины решалась
На Волге, под Москвой, на Юге
И здесь, у нас, на Курщине.
Ученик.
Друзья мои!
Бывают даты, когда не только день и час,
Минуты и секунды святы
Для всех, для каждого из нас.
Когда, не говоря ни слова,
Молчанье скорбное храня,
Мы и печально, и сурово
Стоим у вечного огня.
Стоим, не опуская взгляда,
Как в карусели на часах.
А с нами рядом, с нами рядом –
Они, погибшие в боях.
Они сквозь бурю шли к победе,
Ей равной не было и нет,
Мы будем помнить годы эти
И семьдесят и триста лет.
Работа по теме.
Учитель.
- С первого дня Великой Отечественной войны Курская область перестроила жизнь на военный лад. В райвоенкоматы ежедневно поступали заявления от курян с просьбой о добровольном зачислении в ряды Красной Армии и немедленной отправке в действующую армию. В области были сформированы 89-я, 158-я, 283-я стрелковые дивизии. На западный фронт отправлен курский артиллерийский полк. В ряды Красной Армии были мобилизованы и призваны более 300 тысяч курян.
На курскую территорию фашисты вторглись в начале октября 1941 года. Здесь оккупанты находились практически два года. Многие поселки несколько раз переходили из рук в руки. Оккупация отдельных районов длилась до 23-х месяцев.
Оккупация самого Курска длилась с 3 ноября 1941года по 7февраля 1943года. Это самая страшная и горькая страница в истории нашего города– время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время на территории Курска и Курской области было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96% школ. За 15 месяцев оккупации города две тысячи курян немцы расстреляли в Щетинке, десять тысяч угнали в Германию, еще столько же умерло от эпидемий и голода, не считая советских пленных в лагерях рядом с Курском. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Даже землю нашу – курский чернозём - они вывозили вагонами в Германию.
Ученик
Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю – самый главный
Был подвиг стойкости людской.
В феврале у всех жителей города Курска и Курской области особый праздник. В этот месяц область была освобождена от фашистских оккупантов. 8 февраля мы отмечаем 77-ую годовщину освобождения города Курска от немецко – фашистских захватчиков.
2.Работа по учебнику «Я курянин».
а)Чтение статьи «Великая Отечественная война. Освобождение г.Курска» с.88(фронтальная работа)
б) Беседа по прочитанной статье.
-Когда началась Великая Отечественная война?
-Что пытались установить фашисты, захватив наш край.
Б)Работа в парах.
Рассматривание фотоматериалов в учебнике с.88.
Физминутка.
IV. Продолжение работы по теме.
1.Самостоятельная работа
Чтение статьи с.89
Задание перед чтением:
- Когда был освобожден Курск от немецких захватчиков?
2.Выборочное чтение.
-Когда была начата операция по освобождению г.Курска? (2 .02.1943г)
Как она называлась? ( «Звезда»).
-Какая армия участвовала в освобождении Курска? (60-ая армия Воронежского фронта).
3.Рассказ учителя.
- Советские войска во время штурма Курска захватили большое количество трофеев и среди них многочисленные склады с боеприпасами и продовольствием. Было убито 1040 вражеских солдат и офицеров, уничтожены 4 танка, 44 автомашины, 5 миномётных батарей, 11 дзотов, захвачено 44 орудия различного калибра, 16 танков, 438 автомашин, 30 складов с боеприпасами, продовольствием, обмундированием.
В обращении к руководству страны, принятом на общегородском митинге трудящихся Курска, говорилось: «Мы знали и верили, что настанет час, когда над стенами древнего русского города Курска вновь взовьётся наше родное советское знамя».
Ученик
Освобождали город Курск,
Зимою шли сраженья
И начался великий путь
Земли освобожденья.
Горела Курская земля
У фрицев под ногами
И шла Курянщина тогда,
На смертный бой с врагами.
Тех дней героев имена
Навечно в обелиске,
Стоят у вечного огня
От нас поклон им низкий.
Сейчас всё стихло, соловьи,
Поют и солнце светит
И нет дороже мне земли,
Чем Курская - на веки.
4.Просмотр видеофильма «Освобождение Курска».
Учитель.
- За участие в освобождении города были награждены более 500 человек. За успешное проведение операции командующий 60-й армией, дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский был награжден орденом Суворова 1-й степени. Ему было присвоено очередное звание генерал-лейтенант. Он погиб в 1945 году под Кенигсбергом. В память о нем куряне назвали его именем улицу в Курске. Идут года, сменяются десятилетия, но подвиг народа в Великой Отечественной Войне навсегда останется в истории. 5 мая 2011 года Дмитрий Медведев, подписал указ о присвоении городу Курск почётного звания «Город воинской славы». Почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» присвоено за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость.
Ученик
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, вспомним на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель
- В память о погибших прошу всех встать, склонить голову перед величием подвига русского солдата, почтим память всех погибших минутой молчания (звучит метроном).
Вот уже минуло 77 лет со дня освобождения нашего города, но память о тех суровых годах жива
Ученик
Поклон отцам, поклон вам, деды,
За то, что мирно мы живем,
За то, что вы для нас победу
Добыли кровью и огнем.
Нелегок путь тот оказался,
На той, вам памятной войне,
Спасибо всем, кто жив остался,
Кто мертв, спасибо им вдвойне.
Учитель
1.Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
2.Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей….
3.Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…
4.Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…
5.Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену…
6.Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…
7.Тем, кто под машины ложился вместо пантонных мостов…
8.Всем тем, кто ушел в бессмертие, выстоял и победил!
Спасибо (все вместе)
- Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас, кто бросался под танк, закрывал амбразуры дзотов, падал, сраженный пулей! И вечная благодарность тем, кто остался в живых, кто испытал великую радость победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и взрывы снарядов.
V.Рефлексия.
Сегодня я узнал…..
запомнил….
восхитился…..
VI.Итог занятия.
-Когда был освобожден г.Курск?
-Назовите фамилии великих полководцев, участвовавших в освобождении Курска?
-Как их имена увековечены в Курске?
-Всем спасибо за хорошую работу на занятии.