- Добрый день, мои ученики. -Добрый день, уважаемые гости. Наша встреча посвящена вопросу: «Что достойно гражданина?» - Послушайте стихотворение, которое подготовила участница театральной студии школы искусств № 2 ЖД округа Косторная Диана и постарайтесь определить главное слово. «Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук. Для кого-то близкий друг. Он мечтатель в дни весны. Он защитник в дни войны. И всегда везде и всюду – Гражданин своей страны! Учитель: - Кто такой гражданин? - Николай Алексеевич Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» - Ребята, давайте подумаем, какие понятия включает в себя слово «гражданин»? - Выполняя задания мы с вами попробуем создать образ настоящего гражданина своей страны. - Я люблю смотреть телевизионные передачи. А вы? - На нашем занятии мы увидим калейдоскоп телевизионных передач. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Каким должен быть гражданин России?» 1) Первая передача «Клуб путешественников» - Сейчас я буду брать у вас интервью. Я начну фразу, а вы её должны продолжить. «Родина – это ...» - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина – это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Родина – это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. 2) Следующая наша передача «Доброе утро» - Сегодня утром Почтальон Печкин принес письмо от волшебника. «Уважаемые ученики 4д класса! Я отправляю вам посылку – волшебную шкатулку. В ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему». - Ребята, давайте заглянем в шкатулку и посмотрим, что в ней. Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Зеркало. А в зеркале ? Кто там? - -Сейчас каждый из вас должен подумать и ответить на вопрос «Кто я?». Свои ответы каждый записывает на лепестке ромашки. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. - Мы переходим к следующей передаче. 3) Передача «Человек и закон» - Как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? - Какие права имеет человек? - Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), равенство, свободу, право на защиту, на свободу мысли и высказывания, медицинское обслуживание, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску) - Подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? - Когда вы окончите школу, какое у вас будет право? -Правильно. Право учиться. - Давайте вспомним, какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся. Обязанности: 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других. 4) Передача «В гостях у сказки» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит конверт с заданиями. В этом конверте иллюстрации из различных сказок. Затем вы обсуждает, какие права нарушал герой по отношению к другим героям. (Игровые ситуации.) 1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски? 2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? 3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь? 4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора? 5. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? 6. Нарушение каких прав изобразил художник? - Сейчас каждой группе предлагаю выполнить следующее задание. Задание для 1 группы. Ваша задача выбрать права, которые имеют граждане нашей страны. 1. Право на жизнь. 2. Право на свободу. 3. Право на труд. 4. Право на отдых. 5. Право на свободу слова. 6. Право на образование. 7. Право на игру на улице. 8.Право на поедание конфет. 9. Право на велосипед. Задание для 2 группы. Ваша задача выбрать обязанности, которые имеют граждане нашей страны. 1.Соблюдать Конституцию и законы России. 2.Уважать права и свободу других людей. 3. Защищать Отечество. 4. Платить налоги. 5.Заботиться о детях, их воспитании. 6.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. 7. Быстро бегать. 8. Быть красивыми. 9. Уметь плавать. Задание для 3группы. Выберите качества настоящего гражданина. -Знать и соблюдать законы государства. - Быть добросовестным во всех делах. - Патриотичным. - Уважать старших. - Честным. -Порядочным. -Трудолюбивым. -Ответственным. - Быть грубым. -Быть лентяем. - Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание? - У каждого есть свои права, и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других. Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России. 5) Передача «Пока все дома». - Ребята, сегодня у нас в гостях учитель русского языка и литературы почётный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда, руководитель литературного музея К.Д. Воробьёва Мерзликина Лариса Вячеславовна. - Ребята, вы можете задать свои вопросы. - Каждый гражданин должен знать символику своей страны. Давайте перечислим символику России. - Во многих странах люди, во время празднования государственных праздников, вывешиваю государственные флаги на домах, ставят их на стол на рабочих местах. - Ребята, сейчас мы с вами сделаем флаг нашего государства. (настольный, на подставке) Нам понадобятся материалы: заготовка полотнища, клей, ножницы, пластиковая трубка, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. Алгоритм изготовления: 1. Вырезать шаблон, раскрасить карандашами; 2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище и смазать клеем; 3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами пластмассовую палочку; 4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку. - Теперь вы сможете дома на своем рабочем столе установить это флаг. - Ребята, кто такой гражданин? - Какими качествами должен обладать патриот? - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. Гордиться нам с вами есть чем. Берегите Россию- Нет России другой, Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без нее нам не жить. Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой. | Слушают стихотворение. Гражданин. Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Патриотизм, высокая нравственность, любовь к родной природе, к земле, к близким, любовь к своей Родине. Просмотр слайд-шоу о Просторах России Выполняют задание. Ученик читает письмо. Дети заглядывают, в ящике – зеркало, дети видят свое отражение). Ответы учеников - Я – (Фамилия Имя ребенка), человек, ученик, школьник Выполняют задание, записывая ответы. На слайде слова- опоры (школьник, ученик, мальчик, сын, гражданин, россиянин, курянин, футболист и т.д). Да, имеет. Ответы детей. Вспоминают правила. Называют по цепочке в группе Выполняют задание в группах. Нет. Право на жизнь. Жизнь уточки в опасности. Лиса покушается на её жизнь. на свободу мысли и высказывания Право на жилище. Право на свободу, право на жизнь, право на имущество. Выполняют задания в группах. Каждый гражданин должен знать свои права, выполнять свои обязанности. - Нравится ли вам ваша профессия? - Почему вы выбрали именно эту профессию? Как вы думаете, для чего нужен музей в школе? Гимн, герб и флаг. Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы. |