2. Ориентировочно-мотивационный этап | Создать необходимую эмоциональную атмосферу, настроить учеников на восприятие материала виртуальной экскурсии. | - Ребята, а какие лекарственные растения вы уже знаете? - Так, хорошо, я поняла, что вы знаете лекарственные растения, а знаете ли вы их свойства? - Так вот, ребята, сегодня лекарственные растения сами будут рассказывать нам о своей пользе и особенностях ухода. (слайд 1) - Нас повсюду окружают множество видов растений, такие как: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам вдохнуть полной грудью много-много воздуха. А еще некоторые растения обладают лечебными свойствами. Для этого нужно знать, какие растения являются лекарственными и как правильно их использовать, если вдруг вы заболели. Каждое растение создано природой не случайно. Учёные изучали каждое растение, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений. - Ребята, посмотрите на слайд. На нем вы видите шифр. Отгадав его, вы узнаете, что за название там спрятано. (слайд 2) - Вы поняли, что там спрятано? - Верно ребята. Это название нашей виртуальной экскурсии. - Как вы думаете, что мы с вами сегодня увидим, с чем познакомимся? - Вы правы. Но для того, чтобы нам отправиться на экскурсию, мы должны ознакомится с нашим маршрутом. (слайд 3) - А теперь встаньте, мы должны сесть в карету, которая нас отвезет на экскурсию, присели и поехали! (звучит музыка) | Одуванчик, крапива… Нет Слушают учителя Да! Если бы растения могли говорить Мы увидим разнообразные растения, познакомимся с их пользой, особенностью Знакомятся с маршрутом, делают вид, будто садятся в карету | Форма: фронтальная Средство: речь учителя, презентация Методы: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация | РУУД: анализируют, сравнивают и обобщают полученную информацию. |
3. Операционно-познавательный этап | Формировать представления детей об особенностях растений | - Вот мы и прибыли на экскурсию к первому растению. Все растения сегодня спрятались. Чтобы их найти, вам нужно разгадать их с помощью различных заданий. И вот первое задание для 1 растения. Расшифруйте ребус: (слайд 4) - Молодцы, ребята. Это действительно одуванчик. - А может быть кто-нибудь из вас сможет что-то о нем рассказать? - Хорошо, ребята. Я вижу, вы уже что-то знаете об этом растении. А вот, что одуванчик рассказывает о себе: Меня используют давно в лечебных целях. Меня называют «эликсиром жизни» не зря: все мои части полезны. И корни, листья, цветы. Из цветов делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты. Отвары из моих цветов используют при заболеваниях. Я радую людей своими яркими желтыми цветами. - А мы отправляемся дальше, и остановились мы у второго растения. Отгадав загадку, вы узнаете, что это за растение. Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива, А как зовут траву? - Верно, ребята. Это крапива! (слайд 5) - А об этом растении вы знаете что-нибудь, сможете с другими ребятами поделиться своими знаниями? - Спасибо за ваши ответы. А вот, что рассказывает крапива вам о себе: Меня знают все. Кто хоть раз обжигался мной? Я не только какой-то сорняк, а еще лечебное растение. Меня иногда специально разводят, чтобы производить лекарственные и косметические средства. В самые тяжелые времена, я спасала людей от голода - из меня варили суп. Мой сок умеет заживлять раны. Из моих листков делают отвары, а затем моют и споласкивают голову, чтобы улучшить волосы и остановить их выпадение. Я очень полезное растение. Не обижайте меня. - Итак, садимся в карету, едем, и останавливаемся еще у одного растения. Его вы отгадаете, если выполните следующее задание. Каждая парта сейчас получит конверт с пазлом, вам его нужно собрать и тогда вы узнаете, что за растение там спряталось. - На это задание даю вам 1 минутку - Итак, что за растение спряталось под пазлом? - Да, ребята, верно, это папоротник, молодцы! - А о нем вы знаете что-нибудь? - Тогда слушайте. Он очень хочет вам рассказать о себе, слушайте внимательно: Меня знают не все, знаком я только с теми, кто побывал однажды в лесу. Я не какой-то сорняк, а хорошее лечебное растение. Меня иногда специально разводят, чтобы производить лекарственные средства. Мой сок и пушистые листики умеют заживлять раны. Из моих листков делают отвары, а затем наносят на суставы, чтобы вы люди, хорошо ходили и бегали по улице. Я очень полезное растение. Не обижайте меня. - А мы едем дальше…и останавливаемся у 4 растения. Сейчас вы снова поработаете в парах. Каждая парта получит сейчас карточку. На ней вы видите таблицу с буквами, среди этих букв вам нужно найти название растения, которое в этих буквах спряталось. (слайд 7) - На это задание вам 2 минутки. - Итак, что за растение спряталось в таблице? - Молодцы, ребята, вы смогли быстро найти название растения. Это подорожник, все верно! - А вы знаете, что это за растение и для чего оно нужно? - Расскажите нам. - Вы все верно говорите. А вот, что он рассказывает о себе: Кто только не встречал меня на пути, от маленьких детишек и до взрослых дядюшек. Я приятный на ощупь, люблю, когда меня кладут на колени. Меня применяют как заживляющее средство, поэтому если у вас появилась ранка, я буду рад её залечить. Отвар из моих листиков помогает излечиться от кашля. Я очень рад, что приношу людям большую пользу. - А мы отправляемся дальше и останавливаемся у следующего растения. - Сейчас предлагаю вам поиграть в интересную игру. Мы будем вызывать добровольца к доске, и он будет отгадывать, какое он растение, с помощью наводящих вопросов. Например, Валя выходит к доске, и я вывешиваю на доску название растения, и Валя начинает задавать вопросы: Я домашнее растение? И т.д. (Растения: ромашка, лопух, клевер) - Ребята, эти растения хотят вам о себе кое - что рассказать. (слайд 8) Ромашка: Кто хоть раз гадал на моих лепестках? Я цвету с мая до сентября: на полях, у дорог, возле жилища человека. Отваром из моих цветков полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Меня применяют как косметическое средство, отвар из моих цветков придает светлым волосам золотистый оттенок. Я очень рада, что приношу людям пользу. Лопух: Мои цветы - колючие серо-розовые шарики. Мои листья приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите меня к ранке и она заживёт быстрее. Если болят суставы – приложите меня и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите мои листья к голове, прижмите его платком и температура снизится. Мой корень заваривают и пьют, когда болят суставы или желудок. Ещё из нас готовят репейное масло, оно даже продается в аптеках. Очень полезно втирать это масло в корни волос – это укрепляет их. Клевер: В древние времена я считался амулетом молодости, а также использовался, как средство для заживления ран. В народной медицине меня до сих пор применяют как средство от головной боли и головокружения. Еще в моих корнях содержатся вещества, обладающие противогрибковым действием. Весьма интересный способ избавления от морщин использовали женщины на Руси. | Слушают учителя, отвечают на вопросы Одуванчик Рассказывают об одуванчике Слушают Крапива Да. Рассказывают о крапиве Слушают Папоротник Нет Слушают Выполняют задание Все хором называют название растения Да Рассказывают о подорожнике Подорожник Слушают Играют в игру Отгадывают растения, рассказывают о них, что знают Слушают | Форма: фронтальная, парная Средство: речь учителя, иллюстрации, презентация Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация | ПУУД: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; Личностные: проявляют интерес к изучению особенностей растений; КУУД: сотрудничают в системе «ученик-учитель». |
4. Контрольно-коррекционный этап | Проверить и откорректировать полученные знания | - Ребята, сейчас мы повторим, что мы сегодня узнали о некоторых растениях. На интерактивной доске дано задание на соотношение признаков растений, которые мы сегодня изучали, а также сами растения. Внимательно читайте признаки растений, не запутайтесь! (слайд 9 – ссылка на задание) А) Папоротник Б) Подорожник В) Ромашка Г) Одуванчик Д) Крапива Е) Клевер Ё) Лопух 1) Лечит ранки (Подорожник) 2) Лечит суставы (Папоротник) 3) Отваром из моих цветков полощут горло (Ромашка) 4) Из моих цветов делают варенье, похожее на мед (Одуванчик) 5) В самые тяжелые времена, я спасала людей от голода - из меня варили суп (Крапива) 6) Приложите мои листья к голове, прижмите его платком и температура снизится (Лопух) 7) В древние времена считался амулетом молодости, а также использовался, как средство для заживления ран (Клевер) | Выполняют задание на интерактивной доске. | Форма: фронтальная Средство: речь учителя Методы: объяснение, упражнение | ПУУД: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; КУУД: сотрудничают в системе «ученик-ученик». |