СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия на тему: соль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие о свойствах соли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему: соль»

Ход урока:

- Здравствуйте ребята, меня зовут …, я буду вести у вас занятие, и оно пройдёт в необычной форме. Все мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками.

-А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях? Да, они проводят разные опыты, а для того, чтобы делать выводы у каждого на столе есть листы для записи наших исследований.

Но для того, чтобы начать работу в нашей лаборатории, вспомним правила поведения в ней:

- Все опыты и эксперименты выполнять только с разрешения учителя.

- Не брать предметы для экспериментов без разрешения

- Не приносить посторонние предметы и игрушки

- При проведении эксперимента не толкаться и не мешать друг другу

- Запрещено нюхать и пробовать незнакомые вещества

- Эксперимент выполнять в строгом соответствии с инструкцией

- И самое главное – Поработал, убери за собой!

Итак, приступаем к работе.

На доске - гербы городов. Прочитайте название городов на этих гербах.

-Это гербы городов: Соликамск, Сольвычегодск, Усолье – Сибирское.

- А что общего в названии городов? (одинаковая часть во всех словах –

СОЛЬ-) Слайд 1

- Это названия городов где, добывается соль.

- А раз соль можно добыть, то возможно она относится к какой-то группе. Кто-то может сказать к какой? (к полезным ископаемым).

- Совершенно верно, соль относится к полезным ископаемым.

Кто-то может сказать, почему их называют полезными?

- Совершенно верно, потому что они служат человеку в хозяйстве и промышленности.

- Учитывая всё сказанное, попробуем сформулировать тему нашего урока. Кто сможет это сделать?

- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «Соль – полезное ископаемое»

- А хотите еще больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе, которое мы называем солью.

- Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша

задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце

урока. В таблицу вы записываете каждое выведенное нами свойство соли.

- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?

Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают

вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая

соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.

Свойства соли

На столах у учащихся соль, колбы с водой.

Ребята, соль бывает разных видов, какие из них вы мне можете назвать? (Поваренная, каменная, морская, озёрная (самосадочная)).

- Мы остановимся на поваренной. Где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)

- Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу: белая)

Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить.

- А какая она на вкус? (солёная) Верно, запишите в таблицу.

Вывод:

-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а

также в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это

горная порода, состоящая из хлористого натрия. В чистом виде соль

прозрачна и бесцветна.

Проведём с вами ОПЫТ, чтобы определить новые свойства:

Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыпем в

стакан с водой несколько ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем?

Вывод: соль растворилась и вода стала соленой. Запись в таблицу:

растворяется в воде.

- Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)

-А какой вода была первоначально? (пресной)

- А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах)

- А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да,

дистиллированная).

- Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на

экране – определение)

-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова. Один ученик

читает.

- А какая на вкус морская вода?

- В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2

столовые ложки соли.

- Какой воды на Земле больше, морской или пресной? (морской)

- Какой вывод мы для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)

Физминутка

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает. (прикладывают ладони к щекам, качают головой)

И камешки теряет. (присесть на корточки)

- А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная

концентрация соли)

- Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная)

- Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)

ОПЫТ с яйцом.

Осторожно опускаем яйцо в стакан с соленой водой. Яйцо всплывает наверх. Плотность яйца меньше, чем у соленой воды, поэтому оно не тонет.

Осторожно доливаем в стакан пресную воду. Прекращаем доливать, как только яйцо начнет погружаться.

Яйцо находится в середине стакана.

Результат опыта:

Яйцо тонет в чистой водопроводной воде, а в солёной плавает.


Запись в таблицу свойства. Повышает плотность воды.

Показывает учитель.

- А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в

заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)

- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?

Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал.

Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Доза в 3 кг на 1 кг

массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к

заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе,

сыре, колбасе и других мясных продуктах.

Работа с пословицами о соли

Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей,

хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и

поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для

которых соль считалась священной. Она являлась символом верности,

дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник

богатства и жизни.

Объясните значение пословиц

Хлеб да соль.

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей,

угощать их, держать открытый стол. Хлебосольный хозяин.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.

Недосол на столе, а пересол на спине.

И старая лошадь до соли лакома.

ОБОБЩЕНИЕ темы:

- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу.

Назовите свойства соли.

- Вы большие молодцы. Наше занятие подходит к концу. Скажите:

- Почему ископаемые полезны?

- О каком полезном ископаемом мы говорили?

- Зачем человеку нужна соль и где её применяют?

- Кто-то запомнил какие виды соли бывают?
- Какие опыты мы с вами сегодня проводили?

- К какому выводу мы пришли после проведения 1 опыта?

- После второго?

- Какой вывод мы можем сделать в заключении нашего занятия?

Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!