Ход урока:
- Здравствуйте ребята, меня зовут …, я буду вести у вас занятие, и оно пройдёт в необычной форме. Все мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками.
-А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях? Да, они проводят разные опыты, а для того, чтобы делать выводы у каждого на столе есть листы для записи наших исследований.
Но для того, чтобы начать работу в нашей лаборатории, вспомним правила поведения в ней:
- Все опыты и эксперименты выполнять только с разрешения учителя.
- Не брать предметы для экспериментов без разрешения
- Не приносить посторонние предметы и игрушки
- При проведении эксперимента не толкаться и не мешать друг другу
- Запрещено нюхать и пробовать незнакомые вещества
- Эксперимент выполнять в строгом соответствии с инструкцией
- И самое главное – Поработал, убери за собой!
Итак, приступаем к работе.
На доске - гербы городов. Прочитайте название городов на этих гербах.
-Это гербы городов: Соликамск, Сольвычегодск, Усолье – Сибирское.
- А что общего в названии городов? (одинаковая часть во всех словах –
СОЛЬ-) Слайд 1
- Это названия городов где, добывается соль.
- А раз соль можно добыть, то возможно она относится к какой-то группе. Кто-то может сказать к какой? (к полезным ископаемым).
- Совершенно верно, соль относится к полезным ископаемым.
Кто-то может сказать, почему их называют полезными?
- Совершенно верно, потому что они служат человеку в хозяйстве и промышленности.
- Учитывая всё сказанное, попробуем сформулировать тему нашего урока. Кто сможет это сделать?
- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «Соль – полезное ископаемое»
- А хотите еще больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе, которое мы называем солью.
- Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша
задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце
урока. В таблицу вы записываете каждое выведенное нами свойство соли.
- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?
Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают
вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая
соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.
Свойства соли
На столах у учащихся соль, колбы с водой.
Ребята, соль бывает разных видов, какие из них вы мне можете назвать? (Поваренная, каменная, морская, озёрная (самосадочная)).
- Мы остановимся на поваренной. Где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)
- Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу: белая)
Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить.
- А какая она на вкус? (солёная) Верно, запишите в таблицу.
Вывод:
-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а
также в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это
горная порода, состоящая из хлористого натрия. В чистом виде соль
прозрачна и бесцветна.
Проведём с вами ОПЫТ, чтобы определить новые свойства:
Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыпем в
стакан с водой несколько ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем?
Вывод: соль растворилась и вода стала соленой. Запись в таблицу:
растворяется в воде.
- Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)
-А какой вода была первоначально? (пресной)
- А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах)
- А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да,
дистиллированная).
- Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на
экране – определение)
-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова. Один ученик
читает.
- А какая на вкус морская вода?
- В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2
столовые ложки соли.
- Какой воды на Земле больше, морской или пресной? (морской)
- Какой вывод мы для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)
Физминутка
Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка. (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (прикладывают ладони к щекам, качают головой)
И камешки теряет. (присесть на корточки)
- А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная
концентрация соли)
- Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная)
- Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)
ОПЫТ с яйцом.
Осторожно опускаем яйцо в стакан с соленой водой. Яйцо всплывает наверх. Плотность яйца меньше, чем у соленой воды, поэтому оно не тонет.
Осторожно доливаем в стакан пресную воду. Прекращаем доливать, как только яйцо начнет погружаться.
Яйцо находится в середине стакана.
Результат опыта:
Яйцо тонет в чистой водопроводной воде, а в солёной плавает.
Запись в таблицу свойства. Повышает плотность воды.
Показывает учитель.
- А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в
заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)
- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?
Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал.
Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Доза в 3 кг на 1 кг
массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к
заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе,
сыре, колбасе и других мясных продуктах.
Работа с пословицами о соли
Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей,
хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и
поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для
которых соль считалась священной. Она являлась символом верности,
дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник
богатства и жизни.
Объясните значение пословиц
Хлеб да соль.
Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей,
угощать их, держать открытый стол. Хлебосольный хозяин.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Недосол на столе, а пересол на спине.
И старая лошадь до соли лакома.
ОБОБЩЕНИЕ темы:
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу.
Назовите свойства соли.
- Вы большие молодцы. Наше занятие подходит к концу. Скажите:
- Почему ископаемые полезны?
- О каком полезном ископаемом мы говорили?
- Зачем человеку нужна соль и где её применяют?
- Кто-то запомнил какие виды соли бывают?
- Какие опыты мы с вами сегодня проводили?
- К какому выводу мы пришли после проведения 1 опыта?
- После второго?
- Какой вывод мы можем сделать в заключении нашего занятия?
Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.