СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства»

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за занятие (мероприятие): _____________









ВПД. 2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся


МДК Практикум по организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства







Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

3 класс

18 апреля 2019г.















Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

Тема: «Сувенирные пасхальные яйца»

Дата проведения: 18 апреля 2019г.
Цель: создание благоприятных условий для обучения составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
Задачи:

Воспитательные: формировать желание творчески использовать новые знания, знать традиции и особенности праздника, способствовать воспитанию чувства сопереживания, взаимопомощи, чувства гордости и радости от результатов коллективного труда, прививать любовь к труду и желание в будущем заниматься рукоделием.

Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; совершенствовать умение работать с краской; развивать смекалку, аккуратность, активность, творческий подход к выполнению заданий.

Образовательные: познакомить с историей возникновения пасхальных яиц, углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
метапредметные: развивать познавательную активность, воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

личностные: развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища, развивать самовыражение посредством художественных символов.

Оборудование: презентация «Сувенирные пасхальные яйца», сувенирные пасхальные яйца; для обучающихся - лист бумаги, шаблон яйца, карандаш, краски, кисти, банки с водой.


Ход занятия

I. Организационный момент.

а) Приветствие обучающихся. Проверка наличия рабочего материала.

б) Проверка готовности школьных принадлежностей, посадку.

У: Сегодня нам предстоит преодолеть много преград, столкнуться с трудностями.

У: Тему нашего мероприятия вы назовёте сами, опираясь на предложенные рисунки. (Каждому ребёнку выдан рисунок с изображением сувенирного пасхального яйца.)

О: Сувенирные пасхальные яйца.

(Слайд 1)

II. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию.


У: Что такое пасхальные яйца? (Ответы обучающихся)

(Слайд 2)

Работа в группах. Обучающиеся делятся на 3 группы по жеребьевки.

Дети обсуждают в группах и высказывают свои мнения.

У: Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Вот и славяне его так же видели. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе…

У: Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца? (Ответы обучающихся)

У: Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца? (Ответы обучающихся)

У: Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

У: Что символизировала красная окраска яиц? (Ответы обучающихся)

У: Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

III. Определение деятельности.

У: Теперь вы знаете, что такое пасхальные яйца и почему принято дарить друг другу на Пасху расписанные яйца.

1) Постановка цели и задач.

(У каждого ребёнка на парте лежит шаблон яйца.)

У: Какую цель мы ставим перед собой?

О: Создать эскиз пасхального яйца.

У: Какие задачи? Что нужно сделать, чтобы добиться цели?

О: Познакомиться с обычаями и традициями пасхальных яиц, познакомиться с особенностями росписи, научиться составлять эскизы росписи пасхальных яиц.

2) Постановка проблемы.

У:- Какая проблема стоит перед нами? На какой вопрос мы должны ответить?

О: Как правильно расписать своё сувенирное пасхальное яйцо?

3) Формулировка гипотезы.

(Ответы обучающихся)

У: Если не знаешь обычаи и традиции, связанные с пасхальным яйцом, а также особенности росписи, нельзя составить эскизы росписи сувенирных пасхальных яиц – писанок.

IV. Практическая работа - исследование.

1) Подведение к пониманию детей о недостаточности знаний по теме.

У: Какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, вы знаете?

(Ответы обучающихся)

(Слайд 3)

У: Какие виды росписи пасхальных яиц вы знаете?

(Ответы обучающихся)

У: Можем ли мы сейчас, на данном этапе мероприятия, узнать об обрядах?

(Ответы обучающихся)

2) Сбор информации.

У: Где можно добыть недостающие знания?

О: В дополнительной литературе или в интернете.

У: Используя электронные ресурсы интернет, найдите ответ на вопрос: какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, существовали?

(Ответы обучающихся)

Работа в группах. У каждой группы свой ноутбук с выходом в интернет. Анализ собранной информации.

У: Выберите 1 члена группы для того, чтобы рассказать или зачитать тот материал, который вы нашли.

Действия учащихся

Выбирают 1 выступающего, учащийся из каждой группы с места рассказывает или зачитывает ответ.

4) Сравнение и обобщение полученной информации.

У: Посмотрите на экран, давайте сравним, все ли обычаи мы назвали.

(Слайд 4-7)

(Обучающиеся смотрят на экран и сравнивают свои ответы с предложенными учителем.)

5) Знакомство с видами росписи пасхальных яиц.

Игра «Угадай - ка».

У: Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и взял один эскиз.

(Выбирают и посылают одного члена группы к доске.)

К доске выходят 3 учащихся. Каждый выбирает эскиз яйца, не видя как эскиз раскрашен с обратной стороны.

У: Вернитесь к своей группе и посмотрите, как расписано яйцо.

У: Обсудите в группе и ответьте на вопрос: «К какому виду росписи относится пасхальное яйцо?»

(У 1 группы – крашенка, у 2 – крапанка, у 3 – писанка)

Обсуждают в группах, у кого какой эскиз пасхального яйца, выдвигают предположения.

У: Сравним ваши предположения с эталоном.

(Слайд 8)

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Дети сравнивают и делают выводы по видам росписи пасхальных яиц (крашенка, крапанка, писанка).

6) Изучение теоретического материала.

У: Какой вид росписи самый сложный? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы обучающихся)

У: Послушайте небольшое сообщение на тему «Писанки».

(Рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет.

У: Можем ли мы сейчас составить эскиз писанки?

О: Не можем составить эскиз, так как не знаем, какие цвета и символы нужно использовать.

У: Попробуйте определить основные цвета орнамента писанки и символы, используя пасхальные яйца (каждой группе выдаётся 1 пасхальное яйцо – писанка).

(Слайд 9)

(Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки. Обобщают. Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный.)

У: Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:


Сосна — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.


7) Практическая работа.

У: Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз для росписи писанки.

У: Форму яйца обведите по шаблону. Рисунок попробуйте составить самостоятельно.

У: По каким параметрам будут оцениваться ваши работы? (Как они должны выглядеть? Что работы должны доказать?)

О: Работы должны быть выполнены аккуратно с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

Каждый ребёнок создаёт свой эскиз пасхального яйца.

V. Итог. Выставка работ.

У: Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

У: Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года).
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м.

1) Проверка выдвинутой гипотезы.

У: Подтверждается ли гипотеза, которую мы выдвинули?

(Ответы обучающихся. Доказывают, опираясь на свои эскизы.)

2) Рефлексия.

У: Трудно ли было выполнять данный эскиз?

У: В чем были затруднения?

У: Как вы оцениваете свою работу (эскиз «Пасхальные яйца»)?

(Самооценка. Ученики внизу альбомного листа красным карандашом рисуют рот с улыбкой или без улыбки.)

У:- Хотели бы вы выполнить ещё эскиз или расписать пасхальное яйцо?

(Ответы обучающихся)

У: На следующем занятии, вы будете расписывать пасхальные яйца, используя свои эскизы.

Результат исследовательской деятельности

Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

В ходе исследовательской деятельности дети познакомились с историей возникновения пасхальных яиц, узнали об обычаях и традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.