СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по общению "Берём агрессию под контроль"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по общению "Берём агрессию под контроль"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)









Конспект внеурочного занятия по психологии общения.



Тема: Берём агрессию под контроль.







Наименование образовательной организации:

МБОУ «Школа №59»

Класс: 2

Дата проведения:

ФИО студента: Мишкова Елена Эдуардовна

ФИО методиста: Юмашева Светлана Анатольевна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста / учителя

«______» ____________________ 20___ г.





Отметка: ____________________

Подпись методиста / учителя: ____________________


Рязань, 2023

Класс: 2

Тема: Берём агрессию под контроль

Цель занятия: Познакомить учащихся с безопасными способами борьбы с агрессией

Задачи урока

Обучающая:

  • Знать признаки агрессивного поведения

  • Знать последствия агрессивного поведения по отношению к другим людям

  • Знать способы борьбы с агрессией

  • Уметь выплёскивать агрессивные эмоции безопасным способом

Развивающая:

  • Создавать условия для развития мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

  • Развивать познавательные интересы учащихся

Воспитательная:

  • Воспитывать моральные качества учащихся

  • Воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека

Оборудование:

  • Раздаточный материал: шарики, листочки.

  • Наглядный материал: картинки




Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Вводный

Учитель рассаживает детей в кругу.

Здравствуйте, ребята.

Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

А приветствовать друг друга мы будем необычным способом.

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Учитель расставляет в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению. Просит учащихся встать в круг. Предлагает всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

На выполнение задания вам дается только 5 минут. За это время вы должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.



Приветствуют учителя































Дети здороваются, соприкоснувшись локтями.


Основной

Учитель показывает картинки.

Посмотрите на эту картинку (1).



Кто на ней изображён?

Как вы это поняли?





Как вы думаете, что такое агрессия?

Агрессия - это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Учитель показывает картинку (2).

Как вы думаете, это агрессивное состояние или агрессивное действие? Почему?



А здесь? (3) Почему?







Следующая картинка. (4)



Ещё картинка. (5)







И последняя картинка. (6)





Итак, что же такое агрессивное состояние?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.

А что такое агрессивное действие?

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном причинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках и др.

Теперь давайте выясним, какого человека можно назвать агрессивным, а какого нет.

Упражнение «Агрессивное поведение»

Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. 

Сейчас некоторые продемонстрируют элементы такого поведения, а остальные должны отгадать, что именно они показывают.

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

Итак, мы с вами выяснили какое поведение можно назвать агрессивным.

Теперь давайте разберёмся, что чувствует агрессивный человек.

Упражнение “Рассерженные шарики”.

Нам понадобятся надувные шарики красного и зелёного цвета и карандаши.

Возьмите в руки красные шарики.

Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть. Теперь возьмите в руки карандаш и ткните в шарик.

Что случилось с шариком?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? Напугало ли вас такая реакция.

Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Почему

Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Почему? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда”.

Давайте научимся выражать накопившиеся негативные эмоции так, чтобы никому не причинять вред.

Случаются ситуации, когда нам сложно договориться о чём-либо. И такие ситуации часто приводят к конфликтам и взаимной агрессии. Предлагаю вам научиться находить общий язык и научиться договариваться.

Упражнение «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»

— вербальный вариант

Группа делится на пары, один из участников пары (участник1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику1:» Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Представьте себе ситуацию. Вас обозвал какой-то ребёнок. Как вы ему ответите.

Но есть гораздо интересней способ ответить такому ребёнку и избежать конфликта. При этом вам будет легче, и вы не будете копить негативные эмоции.

Упражнение «ОБЗЫВАЛКИ»

Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты,. солнышко!»

Но случается так, что вы очень долго копите негативные эмоции и не можете никак их выплеснут. Есть много способов их выразить без вреда для других. Одно из таких упражнений мы сейчас с вами выполним

«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение:

(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши:

«Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»







Злой, агрессивный человек

Он нахмурен, напряжены руки, сжаты кулаки, покраснел, исходит пар из ушей…

Злое и оскорбительное поведение













Агрессивное состояние. Потому что Девочка злится сама и не причиняет никому вреда

Агрессивное действие. Потому что один мальчик обижает другого.

Агрессивное действие. Потому что мальчик обижает собаку.

Агрессивное состояние. Так как мальчик злится сам, но не применяет свою агрессию на других.

Агрессивное действие. Потому что мальчики кричат друг на друга.

Это негативное состояние, которое человек не выражает на других



Это негативное поведение человека, которое приносит вред другим людям

















Записывают на листочках







Отвечают















Записывают





























Нет



Он будет злиться



Не долго







Он лопнул, взорвался…

Некоторые дети могут ответить да







Нет. Потому что он приносит вред другим людям













Заметили

Нет



Можно

Шарик остался целым и никого не напугал























Выполняют упражнения.








(1)

(2)

(3) 

(4)

(5)

(6)


Заключительный

Сейчас давайте с вами настроимся на спокойный лад и попробуем прочувствовать друг друга.

«ГЛАЗА В ГЛАЗА»

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Спасибо вам за занятие. Надеюсь оно вам было полезно.